Рабочая программа к внутрипредметному модулю по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Алёшина Тамара Васильевна

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Клуб "Мы и окружающий мир""635 КБ

Предварительный просмотр:

1  Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностными    результатами изучения внутрипредметного модуля  «Клуб».Мы и окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных

ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,

делать выбор, какой поступок совершить.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

-  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

критериев.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения.

-  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать

ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;

составлять план.

-  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться

договариваться.

  Метапредметными  результатами  изучения  внутрипредметного модуля  «Клуб» Мы и окружающий  мир» являются  следующие умения  и навыки:

-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты

и явления ;определять причины явлений, событий.

-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе

обобщения знаний.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой

план учебно-научного текста.

-   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять

информацию в виде текста, таблицы, схемы                                               

Предметными  результатами  изучения  внутрипредметного модуля «Клуб «Мы  и окружающий  мир» в 4 классе

являются следующие умения\знания:

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

 находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего

региона;

  -читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки

поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

- использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и

иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен

года;

- находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат,

растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,

положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

- понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на

природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной

подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми

бутылками, осколками стекла);

- описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана

природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

- понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края; называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная

система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая

система);

- характеризовать основные функции систем органов человека;

- измерять температуру тела, вес и рост человека;

- понимать необходимость использования знания о строении и

функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего

здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного

поведения на природе;

- извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций,

дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об

органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести

ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения

на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о

безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

- рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из

интернета и иллюстративных источников о Государственной символике

Российской Федерации (значимость государственной символики; основные

изображения Государственного герба России; последовательность расположения

цветовых полос и цвета флага);

- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в

условиях коллективной работы;

- обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о

событиях страны, участником которых является глава государства – президент

Российской Федерации;

- готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской

Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка;

права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

- находить на политико-административной карте России местоположение своего

края;

- работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и

морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

- пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с

историей Отечества;

- называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена

выдающихся людей разных эпох;

- определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;  находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси,

основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

- рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о

памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием

(памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама

«Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле

Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину –

первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира,

монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба

народов»);

- обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на

карте, столица, главные достопримечательности);

- рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных

промыслах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех

традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

- определять часовой пояс своего края;

- находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в

краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

- собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических

событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся

научатся:

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время

летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи,

несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными в воде);

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время

прогулок в лес, в парк, на луг;

- понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время

приема пищи;

- понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного

здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости

носить очки и др.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха

(предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или

вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

- соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк,

на луг;

- соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

- заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое

физическое и нравственное здоровье

Выпускник должен знать:

- устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

- понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела;

- три состояния веществ в природе;

- основные свойства воды, воздуха;

- источники загрязнения и простейшие  способы очистки воды;

- полезные ископаемые родного края;

- значение почв в жизни человека;

- положение России и своего края на карте;

- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества;

- города Золотого кольца России(названия 3-4 городов и их достопримечательности).

Выпускник научится:

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и  экскурсий;

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами;

- ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам, по компасу;

- проводить простые опыты при изучении тем свойства воды и воздуха, почвы;

- измерять температуру воды и воздуха;

- письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой;

- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, реки, некоторые города;

- делать небольшие сообщения.

Выпускник получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ориентироваться на местности по компасу;

- принимать посильное участие в охране природы;

- использовать термометр для измерения температуры воздуха;

- выполнять правила поведения в природе;- рассказывать о родном крае, стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочника.

  1. Содержание учебного курса.

Рабочая программа  внутрипредметного  модуля»Клуб «.Мы и окружающий  мир»составлена на основе УМК:

программа»Перспективная начальная школа»

   учебник»Окружающий  мир» 4 класс.

Авторы: ФедотоваО.Н., ТрафимоваГ.В.,  ТрафимовС.А. .М.-Академкнига.2013г.

Федотова О.Н.,Трафимова Г.В. ,Трафимов С.А.»Наш мир в вопросах и заданиях.»4 класс:Тетради для самостоятельной работы №1 и№2 –М Академкнига\Учебник.2016г.

ФедотоваО.Н.ТрафимоваГ.В..ТрафимовС.А.»Наш мир знакомый и загадочный».4класс:Хрестоматия.-М .Академкнига\учебник.2013г.

Курс  рассчитан  на 22часа в год.

    

Родная страна — Россия (5 ч) 

Общие представления о природных зонах  России . Карта  природных зон  России.

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. 

Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. 

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам. 

Практикум 

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу) 

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов. 

Страны и народы мира (5 ч) 

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира.

Человек — часть природы. Человек — член общества (8ч)

Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека. 

Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. 

Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи. 

Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России. 

Практикум 

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. 

Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

История Отечества (4 ч)

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья. 

Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России. 

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.  

  1. Тематическое планирование

Тема, содержание материала

Кол-во часов

Виды учебной деятельности, направленные на достижение результатов

предметных

метапредметных

личностных

1

2

3

Первое  заседание   клуба  «Школьник и его жизнь в школе.Что такое  научный клуб?»

Второе заседание клуба«Вера в   единого бога и сохранение традиционной обрядовости «

Третье заседание клуба»Человек – часть природы.»

Ознакомление с  понятием научный клуб «

Работа с толковым словарем, картой.

Беседа.

Постановка целей и задач.

Участие в диалоге.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов.

Коллективное обсуждение темы.

4

Четвёртое  заседание  клуба»Ледяная зона .Особенности неживой природы  ледяной зоны.Растения.»

Работа с картой. Сравнение природных условий.

Выявление общих отличительных признаков природных зон России.

Познавательный интерес к новому учебному материалу.

5

Пятое  заседание клуба»Зона  тундры»

Беседа по вопросам. Работа с картой

Поиск информации. Применение ИКТ.

Индивидуальная и коллективная работа.

6

Шестое заседание клуба»Зона лесов.Растения и животный мир зоны лесов.»

Работа с картой, иллюстрациями.

Работа с олковым словарем. Сообщения.

Работа в группах.

Работа с картой. Чтение.

Работа с ИКТ. Постановка учебных задач.

Учебнопознавательный интерес к новому уч.материалу.

7

Седьмое заседание клуба»Зона степей.»

Работа с картой.

Использование доп. литературы

Самооценка. Работа в парах.

8

Восьмое  заседание клуба»Зона пустынь.»

9

Девятое заседание клуба «Субтропическая зона .Природные зоны субтропиков»

Карты природных зон России.

Классификация животных по месту обитания. Составление цепи питания.

Работа по группам.

10

Десятое заседание клуба»Родной  край- часть  великой России «

Чтение и анализ.

Планирование своих действий.

Гражданская индентичность.

11

12

13

Одиннадцатое заседание клуба«Полезные ископаемые твоего края.»

Двенадцатое заседание клуба.»Народные промыслы моего края.»

Тринадцатое  заседание клуба»Заповедные места моего края.»

Работа с картой.

Проект.

Детские доклады.

Распределение обязанностей.

Поиск нужной информации.      

Подготовка материала.

Работа в парах.

Проектная деятельность.

Умение слушать  .

14

15

Четырнадцатое заседание клуба «Письмо  руководителей клуба  школьникам Как устроен организм человека.»

Пятнадцатое заседание клуба.Внимание конкурс»Организм человека.»

Работа с учебными материалами.

Проверка знаний.  

Использование компьютерной технологии.

Применение своих знаний.

Коллективная работа.

Индивидуальная работа.

16

17

18

 Шестнадцатое заседание клуба»    Как мы воспринимаем окружающий мир .»

Семнадцатое заседание клуба.»Советы школьного врача.»

Восемнадцатое заседание клуба.Фотоконкурс»Этот удивительный мир.»

Чтение текста.

Беседа.

Практика.

Монологические высказывания.

Умение задавать вопросы.

Сбор материала.

Умение находить ответы на вопросы.

Привитие интереса.

Самоанализ.

19.

Девятнадцатое заседание клуба»Путешествие по странам мира.»День народного единства.

1 ч

Работа с географической картой.

Пересказ по аналогии.

Коллективная работа.

20.

21.

 Двадцатое заседание клуба»  Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.»Экскурсия в историко-художественный музей.

Двадцаь первое заседание клуба»Выставка фоторабот.»

1 ч

Знакомство с экспозициями.

Выставка.

Связь прошлого.

Выбор материала.(работ)

Учение слушать рассказчика.

Выставка.

22.

Двадцать второе заседание  клуба. »Мы граждане России.»

Чтение текста, ответы на вопросы.

Использование ИКТ.

Заинтересованность в получении новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса

Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по чтению 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по математике 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по математике 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс...