План урока «Размножение и развитие животных» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Очирова Валентина Намуевна

План урока «Размножение и развитие животных» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx364.97 КБ
Файл prezentatsiya_k_moemu_uroku.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Размножение и развитие животных» (По программе «Школа России)

Цель деятельности учителя: Познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, рыб, птиц и млекопитающих.

Задачи: Образовательные: создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся;

- расширение знаний обучающихся о многообразии животного мира.

Развивающие: способствовать развитию навыка сравнения, сопоставления;

- формирования умения доказывать суждения, логически рассуждать, навыков наблюдения в процессе поисково-познавательной, исследовательской деятельности.

Воспитательные: содействовать воспитанию любознательности, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- включение учащихся в исследовательскую деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Метапредметные

Познавательные УУД

- формулировать тему урока;

- искать и выделять необходимую информацию для исследования (Методы исследования: работа с текстом учебника, просмотр видеоматериала, таблицы, опорные слова и картины, интервью и жизненный опыт);

- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

- рассуждать, доказывать;

- самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);

- планирование (составление плана выполнения задания в группах);

- контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);

- оценка (оценка самостоятельно выполненного задания)

Личностные УУД

формирование научного мировоззрения, развитие учебной мотивации (через презентацию).

- умение проявить свой авторитет или формировать его.

Коммуникативные УУД

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

3. Предметные

-знание об особенностях размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», листы исследования, карточки, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Организационный.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями!

  1. Этап актуализации знаний

Проверка д/з.

- Нашу планету населяет большое количество самых разнообразных животных, которые приспособились к жизни в разных уголках Земли. 
Давайте вспомним, на какие группы делятся все животные?

Насекомые – это животные, у которых 6 ног (три пары.

Рыбы- водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

Пресмыкающиеся, или рептилии - это животные, тело которых покрыто чешуйками, а у некоторых – панцирем. Всю жизнь эти животные ползают.

Земноводные - это животные, у которых кожа голая, нежная. Часть жизни они проводят на земле, а часть – в воде.

Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.

Звери, или млекопитающие - это животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они выкармливают молоком.

(Слайд 2)

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

- умение точно выражать свои мысли;

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Мотивация и целеполагание.

Постановка цели и задачи урока (самоопределение к деятельности)

- Мы продолжаем изучать животный мир!

- Продолжите мои слова и попробуйте догадаться, какую тему будем проходить на этом уроке.

Итак,

у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок);
у бабочки - ?
у кузнечика - ?

- Кем был в детстве морской конек? лягушка? змея?

- Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Сегодня мы будем исследовать одну из таинственных, полную загадок тему.  

- Дети, вспомним, что означает слово «Размножение»?

Вывод:

Размножение - присущее всем живым организмам воспроизведения себе подобных. (Слайд 4)

- А как вы понимаете значение слова «Развитие»?

Вывод:

     Развитие животных - это изменения, которые происходят с организмом от момента зарождения до его естественной смерти. (Слайд 5)

- Какова цель нашего урока? (Изучить развитие и размножение известных нам групп животных)

Регулятивные УУД

- умение определять цель деятельности на уроке;

Познавательные УУД

-формулировать тему урока

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Поиск пути решения.

Исследовательская работа.

 I этап исследования

Метод исследования – работа с текстом учебника

IIэтап исследования

Метод исследования – просмотр видео

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10016224098958969967&text=%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D1%8B%D0%B1+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+3+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1573784482902724-31886074528350717000130-man1-3531&redircnt=1573784493.1

III этап исследования

Метод исследования – работа c иллюстрацией

IV этап исследования

Метод исследования – работа с опорными словами и картинками

V этап исследования

Метод исследования – интервью

VI этап исследования

Метод исследования – практико-ориентированный (опора на жизненный опыт)

- Чтобы узнать, как размножаются животные каждой группы, предлагаю вам провести исследования.

- Кто занимается исследованиями? (учёные)

Вот мы сегодня и попробуем себя в роли энтомологов, ихтиологов, орнитологов, териологов, герпетологов, батрахологов.

- Перед вами листы исследования, куда вы будете заносить данные, которые вы получите в ходе исследования. В первом столбце напишем названия групп животных, во втором – способы размножения животных, в третьем – как происходит развитие этих животных. Четвертый столбец – место для вашей самооценки.

(Слайд 6)

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

2

3

4

5

6

 

- Итак, начинаем наше исследование! Каждый этап исследования проведем разными методами.

- Первый этап исследования – размножение насекомых, посмотрим на примере размножения бабочки-крапивницы. Здесь вы будете учеными- энтомологами.  Запишите в листах исследования – НАСЕКОМЫЕ.

- Чтобы узнать, как размножаются насекомые, мы обратимся к учебнику. Давайте познакомимся с текстом учебника (Учебник с 100).

- Самостоятельно прочитайте, пожалуйста, текст учебника.

- Как начинается размножение насекомых? (Откладывают яйца)

- Как происходит дальнейшее развитие? (Из яиц вылупляются личинки, личинки называются гусеницами, гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в куколок, пройдёт немного времени из куколок появляются взрослая бабочка). Но куколки есть не у всех насекомых. Например, личинки кузнечиков и саранчи очень похожи на взрослых насекомых, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз линяет (сбрасывает шкурку). Когда это происходит в последний раз, появляется уже взрослое насекомое — большое и с крыльями.

(Слайд 7)

- Эти данные занесем в таблицу.

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→

взрослая бабочка

2

3

4

5

6

Второй этап исследования – исследование размножения рыб. Для этого предлагаю посмотреть видео. Внимательно слушаем.

-  С чего начинается размножение рыб? (Мечут икру)

- Как происходит их дальнейшее развитие? (Из икринок появляются мальки. Они больше похожи на взрослых рыб. Мальки питаются, и постепенно превращаются во взрослых животных)

Но есть и такие рыбы, которые рождают сформированных мальков. Эти рыбы называются живородящими (акула, скат). К живородящим относится и промысловая рыба- морской окунь.

- Заносим данные в лист исследования. (Слайд 7)

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка

2

Рыбы

Мечут икру

Икра→малёк→рыба

3

4

5

6

Третий этап исследования – исследование размножения земноводных. Для этого предлагаю посмотреть иллюстрацию «Размножение лягушек». 

(Слайд 9)

-  Как начинается размножение земноводных? (Мечут икру)

Как происходит дальнейшее развитие? (Из икринок выходят головастики. Они больше похожи на маленьких рыбок. Они живут в воде, питаются, и постепенно превращаются во взрослых лягушек)

- Заносим данные в лист исследования. (Слайд 10)

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→

взрослая бабочка

2

Рыбы

Мечут икру

Икра→малёк→рыба

3

Земноводные

Мечут икру

Икра→головастик→лягушка

4

5

6

(Слайд 11)

Четвертый этап исследования – исследование размножения пресмыкающихся – ящериц, змей, черепах, крокодилов. Для этого предлагаю провести исследование по опорным словам и картинкам, которые даны на доске: (Слайд 5)

                 

-  Как начинается размножение земноводных? (Откладывают яйца)

Как происходит дальнейшее развитие? (Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных)

- Заносим данные в лист исследования. (Слайд 12)

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка

2

Рыбы

Мечут икру

Икра→малёк→рыба

3

Земноводные

Мечут икру

Икра→головастик→лягушка

4

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо→детёныш→взрослое животное

5

6

(Слайд 13)

Пятый этап исследования – исследование размножения птиц. На этом этапе исследования предлагаю взять интервью у наших гостей. Интервью будет вести …

 - Все мы знаем, что весной птицы прилетают из теплых стран. Что они начинают делать? (Строить гнезда)

- Правильно. А для чего они строят гнезда? (Чтобы откладывать яйца)

- Что же происходит я яйцами? (Из яиц вылупляются птенцы)

- Что делают птицы для того, чтобы из яиц вылупились птенцы? (Птица насиживает яйца, согревая своим теплом)

- А как растут птенцы? (Родители кормят их, затем учат их летать)

(Слайд 14) Одни называются выводковыми, другие — птенцовыми. Птенцы выводковых птиц сразу или через очень непродолжительное время после выхода из яйца оставляют гнездо и могут самостоятельно передвигаться. Выходят они из гнезда с открытыми глазами и ушами, в хорошо развитом пуховом наряде. К этой группе относятся те птицы, которые держатся преимущественно на земле или у воды, но не на деревьях: утки, гуси, пастушки, дрофы, журавли, гагары, поганки, чайки, кулики, рябки, фламинго, трехперстки.

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка

2

Рыбы

Мечут икру

Икра→малёк→рыба

3

Земноводные

Мечут икру

Икра→головастик→лягушка

4

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо→детёныш→взрослое животное

5

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо→птенец→взрослая птица

6

(Слайд 15)

- Мы живём в деревне, поэтому у большинства из вас есть домашние животные.

- Скажите, пожалуйста, какие домашние животные есть у вас?

- Все эти животные к какой группе относятся? (Млекопитающие)

Шестой этап исследования – исследование размножения млекопитающих или зверей. Для исследования этого вопроса используем ваш жизненный опыт.

- Правильно. Все вы видели, чем питаются, как растут ваши домашние питомцы.

- Исходя из вашего жизненного опыта, выясним как же размножаются млекопитающие.

- Заносим данные в лист исследования.

Группа животных

Способы размножения

Развитие

1

Насекомые

Откладывают яйца

Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка

2

Рыбы

Мечут икру

Икра→малёк→рыба

3

Земноводные

Мечут икру

Икра→головастик→лягушка

4

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо→детёныш→взрослое животное

5

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо→птенец→взрослая птица

6

Млекопитающие

Рождают детенышей

Детёныш→взрослое животное

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, из текста;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Личностные УУД.

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

8. Онлайн-тест

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/3-klass/razmnozhenie-i-razvitie-zhivotnyix.html

Регулятивные

Формируем начальные формы рефлексии

- Познавательные – УУД.

Умение на основе анализа объектов делать выводы;

9. Рефлексия Итог

- Назовите проблему нашего урока. Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат (итоговые работы – контрольные листы размножения и развития, животных выполненные каждой группой). Подведем итог:

- Объявляю благодарность всем вам за плодотворную работу.

Регулятивные УУД.

- умение определять успешность своего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размножение и развитие животных.

Слайд 2

Цель урока Изучить развитие и размножение разных групп животных; Узнать, какие способы размножения бывают у животных; Выяснить, как происходит развитие животных.

Слайд 3

Что означает слово «Размножение»? Размножение - присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных.

Слайд 4

Что означает слово «Развитие»? Развитие животных - это изменения, которые происходят с организмом от момента зарождения до его естественной смерти.

Слайд 5

Исследование Энтомологи Ихтиологи Батрахологи Герпетологи Орнитологи Териологи

Слайд 6

№ Группа животных Способы размножения Циклы р азвития 1 2 3 4 5 6 Лист исследования

Слайд 7

Первый этап исследования Размножение насекомых Энтомологи

Слайд 8

4.Куколка бабочки перед самым появлением бабочки. 3.Гусеница делает себе твердый кокон, который называется куколка. Из яйца вылупляется личинка Этапы развития бабочки: Откладываютяйца 5. Взрослая самка бабочки.

Слайд 10

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка 2 3 4 5 6 Лист исследования

Слайд 11

Второй этап исследования Размножение рыб Ихтиологи

Слайд 12

Видеофильм

Слайд 13

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйцо→личинка→куколка→взрослая бабочка 2 Рыбы Мечут икру Икра→малёк→рыба 3 4 5 6 Лист исследования

Слайд 14

Третий этап исследования Размножение земноводных Батрахологи

Слайд 16

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка 2 Рыбы Мечут икру Икра→малёк→рыба 3 Земноводные Мечут икру Икра→головастик → лягушка 4 5 6 Лист исследования

Слайд 17

Четвертый этап исследования Размножение пресмыкающихся Герпетологи

Слайд 18

Откладывают яйца Вылупляются маленькие животные Превращаются во взрослых животных Опорные слова и картинки

Слайд 19

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка 2 Рыбы Мечут икру Икра→малёк→рыба 3 Земноводные Мечут икру Икра→головастик→ лягушка 4 Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо→детёныш→взрослое животное 5 6 Лист исследования

Слайд 20

Пятый этап исследования Размножение птиц Орнитологи

Слайд 22

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка 2 Рыбы Мечут икру Икра→малёк→рыба 3 Земноводные Мечут икру Икра→головастик→ лягушка 4 Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо→детёныш→взрослое животное 5 Птицы Откладывают яйца Яйцо→птенец→взрослая птица 6 Лист исследования

Слайд 23

Шестой этап исследования Размножение млекопитающих Териологи

Слайд 25

№ Группа животных Способы размножения Циклы развития 1 Насекомые Откладывают яйца Яйца→личинки→куколки→взрослая бабочка 2 Рыбы Мечут икру Икра→малёк→рыба 3 Земноводные Мечут икру Икра→головастик→ лягушка 4 Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо→детёныш→взрослое животное 5 Птицы Откладывают яйца Яйцо→птенец→взрослая птица 6 Млекопитающие Рождают детенышей Детёныш→взрослое животное Лист исследования

Слайд 26

Цель урока Исследовать развитие и размножение разных групп животных; Узнать, какие способы размножения бывают у животных; Выяснить, как происходит развитие животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"Данная презентация к уроку "Размножение и развитие животных" по УМК "Ш...

Конспект "открытого" урока в 3 классе с использованием ИКТ "Размножение и развитие животных".

Конспект "открытого" урока в 3 классе  с использованием ИКТ  "Размножение и развитие животных". УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир" Плешакова А.А....

конспект урока Размножение и развитие животных 3 класс

конспект урока Размножение и развитие животных 3 класс...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления и элементов здоровьесберегающей...