Исследовательский проект "Как помочь птицам зимой"
проект по окружающему миру (4 класс)

Чистякова Валентина Николаевна

Исследовательский проект "Как помочь птицам зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Окружная научно-практическая конференция младших школьников  «Первые шаги»

Исследовательский проект

Тема: «Как помочь птицам зимой»

направление: науки о природе (экология)

Автор исследовательской работы:

Баринов Иван, обучающийся 4 «б» класса

Руководитель: учитель начальных классов

Чистякова В. Н.

2018 г.

Введение.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.  Мои  наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы. Выбор данной темы, исследование, проводилось мной с декабря по март 2017-2018 г. Мне было интересно узнать больше об особенностях птиц, живущих в нашем крае.

Актуальность:
        Узнав о том, что большое количество птиц погибает зимой, не доживая до весны, я решил узнать, что нужно сделать для того, что бы птиц осталось как можно больше. Ведь по статистике, до конца зимы доживает только 1 синица из 10. А вся причина в том, что гибнут птицы не от холода, а от голода. Голодная птица не переносит даже слабых морозов.

Цель исследования:

Оказание помощи зимующим птицам нашего края.

Задачи исследования:

  1. Расширить знания учащихся о птицах родного края.
  2. Провести социологический опрос учащихся  4 «Б» класса МБОУ на тему: «Как я помогаю птицам в зимний период ».
  3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  1. Привлечь одноклассников в оказании помощи птицам.
  2. Изготовить кормушки.
  3. Оформить альбом о «Зимующих птицы нашего края».

Гипотеза исследования:

Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу.

Методы исследования

  • изучение литературы по теме;
  • просмотр видеофильмов и презентаций о зимующих птицах;
  • наблюдения;
  • изготовление кормушек;
  • рисунки;
  • фотографии;
  • презентация результатов работы.

Этапы проекта

I. Подготовительный

  1. Знакомство с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края, посещение школьной и поселковой библиотеки.
  2. Поиск информации в сети Интернет.
  3. Провести социологический опрос учащихся  4 «Б» класса МБОУ на тему: «Как я помогаю птицам в зимний период».

II. Основной этап

  1. Наблюдения.
  2. Выбор наиболее интересной информации о зимующих птицах.
  3. Рассказать своим одноклассникам о трудностях выживания птиц в морозы. Вызвать желание подкармливать их.
  4. Изготовление кормушек для птиц.
  5. Изготовление  альбома «Зимующие птицы нашего края».

III. Заключительный этап

  1. Выступление на классном часе по теме исследовательской работы.
  2. Показ кормушек.
  3. Демонстрация альбома «Зимующие птицы нашего края».

  1. Подготовительный.

На первом этапе я знакомился с книгами, в которых содержится информация о зимующих птицах нашего края. В моей домашней библиотеке много энциклопедий «Росмэн»: «Птицы», «Пернатые друзья», картинок «Птицы», и  т.д. Я посетил школьную и поселковую библиотеки. Там я узнал много нового и интересного о зимующих птицах, сделал записи. Очень много информации нашёл в интернете. Я просмотрел очень много видеофильмов и презентаций о птицах. После этого я вместе с учителем проводил  социологический опрос среди одноклассников.

Вопросы детям (подчеркнуть ответ):

  1. Знаете ли вы, зимующих птиц нашего края? (да, нет).
  2. Знаете ли вы, о трудностях выживания птиц в морозы?  (да, нет).
  3. Знаете ли вы, какой корм нужен птицам зимой? (да, нет).

Результаты  опроса показали, что очень мало ребят знают о зимующих птицах нашего края, о трудностях выживания птиц в морозы.

  1. Основной этап

С наступлением холодных зимних дней мы с папой сделали несколько  кормушек и повесили её на ветвях дерева рядом с окном. В кормушку мы насыпали корм: крошки хлеба, семечки, зерна пшеницы, кусочки сала. Каждый день я наблюдал за тем, какие птицы прилетают к нашему дому, кто из птиц предпочитает какой корм.  Свои наблюдения я записывала в блокнот. Мне удалось даже сфотографировать прилетающих птиц. После наблюдений мы всей семьёй  рисовали зимующих птиц.

 Понаблюдав, изучив литературу, посмотрев видеофильмы и презентации о зимующих птицах, я решил рассказать о самых интересных, на мой взгляд, данных своим одноклассникам на классном часе.

Воробей.

Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.

Питаются воробьи в основном растительной пищей, весной поедают насекомых. В городах и поселках придерживаются мест, где есть зерно – склады, скотные дворы. Также воробьи охотно поедают крошки белого хлеба.

Наблюдая за воробьями, я заметил, что они любят что-то выискивать и клевать на земле, часто воробьи сидят стайками на проводах, потом спускаются по несколько птичек на землю, клюют что-то на земле, пьют воду из лужи, потом опять садятся на провода, на землю спускаются другие воробьи. Не редко можно наблюдать, как два воробья дерутся друг с другом из-за хлебных крошек или зернышек, насыпанных в кормушку.

Именно рядом с человеком воробей получает благоприятные условия для размножения, так как у него нет проблем с добыванием пищи.

Синица.

Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Синицы частые гости на кормушке, там они охотно едят семена подсолнуха, дыни, арбуза. Любимый корм синиц зимой – несоленое сало. Чёрный хлеб для синиц чрезвычайно опасен. Я наблюдал, как синичка подлетает к кормушке, не останавливаясь, почти на лету, хватает кусочек сала из кормушки и улетает.

Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

Сорока.

Сороку-белобоку трудно не узнать. Хвост сороки гораздо длинней, чем туловище, ступенчатый. Кроме того, она выделяется контрастным оперением: на животе и частично на крыльях – перья у сороки белые. Зимой сороки стараются перебраться поближе к человеческому жилью, где проще найти себе пропитание. Поскольку сорока всеядная птица, пищу ей найти намного проще. Она с равным успехом может питаться и растительной пищей, и остатками человеческой еды, и пищей животного происхождения, в том числе мелкими грызунами. Благодаря имеющейся сноровке и мощному клюву, сорока всегда найдет себе пропитание. Если добыча для нее слишком велика, она придерживает ее одной лапой, отрывает куски клювом. Все это делает ее зимовку проще, чем у неперелетных птиц, питающихся исключительно растительным кормом.

Снегирь.

Летом снегирей не увидишь – они гнездятся в северных лесах. В ноябре, как выпадет снег, в наши края прилетают снегири. В зимний день с инеем или после обильного снегопада снегири на ветках выглядят как румяные яблоки.

Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время. Снегири предпочитают семена ясеня, ягоды рябины. При этом они извлекают из плодов только семена, а мякоть выбрасывают. Если найдешь под деревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири.

          На классном часе мы сделали вывод о том, что подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут леса и парки, не стоит забывать о том, что всё лето эти птицы без устали, от зари до зари прочёсывают газоны и кусты в поисках живого корма для своих птенцов, тем самым помогая нам избавляться от вредных насекомых. Сейчас наша очередь помочь пернатым друзьям, а они помогут нам летом!

В нашем классе мы решили провести акцию «Поможем птицам!».

 Ребята  с родителями изготовили кормушки. Вместе с учителем мы развесили кормушки на территории школы. Каждый день мы стали подкармливать птиц. Корм мы подобрали, исходя из моих наблюдений и информации.

Чтобы привлечь к данной акции больше людей, мы учителем  разработали памятки «Как помочь птицам в зимний период» и «Как и чем подкармливать птиц зимой». Данные памятки мы развесели в общественных местах.

Для знакомства ребят с зимующими птицами нашего края всей семьёй мы изготовили альбом «Зимующие птицы нашего края». Мы нашли в интернете картинки и информацию о птицах. Получился интересный альбом.

  1. Заключительный этап

На заключительном этапе я с учителем подготовил выступление для классного часа. На классном часе я рассказал ребятам о зимующих птицах, о значимости заботы о птицах в зимний период, продемонстрировал памятки и альбом. Ребята узнали много интересного. Для более подробного знакомства в нашем классе теперь есть альбом «Зимующие птицы нашего края».

Вывод:

При работе над проектом я  узнал:

  • какие птицы остаются зимовать в наших краях;
  • научился делать кормушки;
  • правильно кормить пернатых друзей;
  • ребята моего класса тоже решили помогать птицам.

Гипотеза моей работы  подтвердилась. Действительно, много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу.

А закончить свой проект мне бы хотелось стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Литература:

  1. Павлинов И. Я. «Животные»,  энциклопедия «ОЛМА», 2010г.
  2.  Григорьева А. А. «Большая книга животных»,  энциклопедия, «Белый город»,2017 г.
  3. Школьник Ю. К. «Птицы. Полная энциклопедия», «ЭКСМО», 2016г.
  4. Андреева Т. А. «Птицы России», школьный путеводитель, Москва, 2008г.
  5. Смирнов И.В. «Зимующие птицы», детская энциклопедия "Росмэн,2016г.
  6. Мухина И. С.  «Птицы », «Издательство Астрель», 2009 г.
  7. https://givotniymir.ru/zimuyushhie-pticy-nazvaniya-opisaniya-i-osobennosti-zimuyushhix-ptic/ (сайт  «О животных и птицах»).
  8. https://ru.wikipedia.org 
  9. https://worldbirds.ru/ (сайт «Мир птиц»).
  10. http://pticyrus.info/  (сайт «Птицы России»)

Содержание

Введение

  1. Актуальность
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Гипотеза
  • Методы исследования
  • Этапы проекта
  1. I Подготовительный
  • Социологический опрос

II Основной

  • Информация о птицах
  1.  III Заключительный
  • Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"

Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....

уроки "Как помочь птицам зимой"

Уроки по окружающему миру, 1 класс, УМК "ПНШ", "Как помочь птицам зимой"...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация"Как помочь птицам зимой"

Количество слайдов:22.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию обучающимся в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – н...

Проектно – исследовательская работа «Как помочь птицам зимой?»

Проектно – исследовательская работа «Как помочь птицам зимой?» направлена на изучение птиц, зимующих в наших краях, и помощь им в холодное время года....