"Почему нужно мыть руки и чистить зубы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Лопатина Лариса Валерьевна

Окружающий мир, 1 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Почему нужно мыть руки и чистить зубы

Основные цели урока:

1) углубить знания учащихся о правилах личной гигиены; формировать понимание важности заботы о собственном здоровье; учить работать в группе, слушать друг друга, принимать совместные решения;

2) развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся, коммуникативные навыки;

3) воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательное отношение к окружающим, умения понимать себя и других.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :   учить формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; учить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 Познавательные: учить извлекать необходимую информацию в ходе изучения новой темы;  

Коммуникативные:  формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: учить ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;  

 Личностные: формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Оборудование: презентация, листы, рисунки, советы (карточки), картинки для групповой работы, расчески,  вата, зубные щетки, посылка от Мойдодыра.

Ход урока

I.Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

– Доброе утро!   (хором)

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих учеников, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

-Внимание на доску.

ебята, посмотрите под каким дивизом мы будем работать?

Чистота – залог здоровья

-Как вы понимаете это выражение?(ответы детей)

- Послушайте стихотворение и скажите: о ком в нём говорится?

  Все собаки знают Ваню,              

  И рычат издалека:

  Он обходится без бани,

  Он отвык от гребешка,

  Никогда в его кармане

  Носового нет платка.

  Тротуар ему не нужен!

  Расстегнувши воротник,

  По канавам и по лужам

  Он шагает напрямик!

   Он портфель нести не хочет —

   По земле его волочит.

   Сполз ремень на левый бок,

   Из штанины выдран клок.

   Мне, признаться, непонятно:

   Что он сделал? Где он был?

   Как на лбу возникли пятна?

   Кто он — этот ученик?

-А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)

- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться, чистить зубы)

- Молодцы! Сегодня на уроке мы как раз поговорим о том, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы. А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, т.е. как ухаживать за своим телом.                 ( Слайд 1.   Тема урока.)

 - А  теперь давайте попробуем определить цель нашего урока: ( читают в учебнике)

НАУЧИТЬСЯ  ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ, МЫТЬ РУКИ.

III.  Открытие  нового знания .

  1. Почему нужно умываться и мыть руки?

Девочки нашего класса покажут вам сценку.

 СЦЕНКА  

Девочка 1:

Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

(берёт ладошки девочки)

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки.

Девочка 2.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала,

Вот они и загорели.

Девочка 1:

Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

(показывает чумазый носик)

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.

Девочка 2:

Я на солнышке лежала,

Носик кверху я держала.

Вот он и загорел.

Девочка 1:

Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Девочка 2. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые: Они же загорелые.

Девочка 1: Ну-ка, дайте мыло.

Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)

А ладошки-то отмылись.

Девочка 2. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

- Ребята, что же было с нашей милой девочкой? (Она была грязная, а потом её отмыли).

 - Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной?

- А давайте предположим,  что может произойти, если не умываться и не мыть руки.  ( Слайд 2-4. )

 -  Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.

-  Послушайте ещё одно стихотворение.

    Жил на свете мальчик странный:

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Руки мыл зачем-то мылом

И лицо мочалкой тёр.

На руках все пальцы смыл он,

Щёки в дырах до сих пор.

Сыну мама запретила

Умываться по утрам.

Убрала подальше мыло,

Перекрыла в ванной кран.

Мальчик этот был упрямый,

Маму слушать не хотел.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов,

И диагноз был таков:

Если мальчик будет грязным,

Будет он всегда здоров.

-Можно ли заболеть от чистоты? Почему автор в своём стихотворении советует нам быть грязными?  (Это шуточное стихотворение – совет наоборот.)

                                      работа по учебнику с. 56

- А теперь давайте  подумаем и ответим  в каких случаях надо мыть руки?

Откройте учебник на с.56 проверим правы ли вы в своих ответах. (Слайд 5.)

 - Чем покрыто наше тело? (Наше тело покрыто кожей. )

 - Давайте  рассмотрим кожу на своих руках.  Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

      Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

- Сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в разных случаях.)

Физкультминутка:        

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубную пасту мы берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись!

  3. Предметы  личной гигиены. ( нарядить мальчика)  (Слайд  6.)

Айболит. - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу посмотреть и послушать, что вы знаете о здоровье.

Учитель. Объясни, нам Айболит, как правильно мыть руки?  

Айболит. Намыленные руки должны скользить, как санки по снежной горке. А чтобы кожа не шелушилась от мыла, надо руки хорошо промывать водой и насухо вытирать. (Слайд 7.)

Айболит. Я принёс вам письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывает)  

Дорогие наши дети!

Я пишу вам письмецо!

Я прошу вас: мойте чаще

Ваши уши и лицо.

Всё равно какой водою!

Кипячёной, ключевою,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём —

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите — не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу.

Мойтесь чище, мойтесь чаще,

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Айболит: И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней  находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки.

Учитель: Спасибо, Айболит, за твои советы. Ребята, разгадаем загадки Мойдодыра?

Айболит: До свидания, ребята  мне нужно спешить к другим детям!

Загадывание загадок:  (Слайд8-11.)   (По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце,  тетрадь)

  1. Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу  и грязнулю.

Им утру  потоки  слёз,

Не забуду  и про  нос.           осовой платок)

 2.Гладко  и   душисто,

Моет   очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого  было –      

Что, ребята?                            (Мыло)

3.На себя я труд беру:

 Пятки, локти с мылом тру,

 И коленки оттираю,

 Ничего не забываю.             (Мочалка)

  4.Вытираю  я, стараюсь

После  бани  паренька. Всё намокло, всё измялось –  Нет сухого  уголка.                (Полотенце)

5.Хожу-брожу  не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы  у меня длинней,

Чем  у волков  и медведей.        асческа)

6. То я в клетку, то в линейку, 
Написать на мне сумей-ка. 
Можешь и нарисовать. 
Что такое я? ... 
(Тетрадь)

7.Кто  считает зубы  нам

          По утрам  и вечерам.  

                           убная щётка)

-Ребята, вам знакомы  с этими  предметами? Для чего они нужны? 

-  Это предметы личной гигиены. А вы знаете, что такое гигиена? (когда человек содержит свое тело в чистоте)

-А все ли эти предметы нужны для личной гигиены? Ничего здесь лишнего нет?

Работа в парах: - А сейчас мы с вами поиграем  Игра «что с чем дружит».  Каждая парта получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией.

   Проверка. (слайд)

 - С чем дружит   нос – (платок) , кожа – (мыло) , ногти – (ножницы) , волосы- (расчёска) ,  зубы – (зубная щётка)?

 -А вы дружите с зубной щёткой?

- Почему надо чистить зубы?

-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

 -Давайте поучимся правильно чистить зубы.

5. Учимся чистить зубы

(Смотрят видео : «Как правильно чистить зубы?»)  

Учитель:  -Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.

-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).

Физминутка:

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом  

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки горели, чтобы щёчки блестели,

чтоб смеялся роток, не болел чтоб зубок.

 Чтение  стихотворения (презентация) “Как у нашей Любы разболелись зубы” С. Михалкова

 Как у нашей Любы

 Разболелись зубы:

 Слабые, непрочные -

 Детские, молочные...

 Целый день бедняжка стонет,

 Прочь своих подружек гонит:

 – Мне сегодня не до вас!

 Мама девочку жалеет,

 Полосканье в чашке греет,

 Не спускает с дочки глаз.

 Папа Любочку жалеет,

 Из бумаги куклу клеит.

 Чем бы доченьку занять,

 Чтобы боль зубную снять?..

– Почему у Любы разболелись зубы? (Зубы покрыты эмалью. Она твердая и защищает от повреждений зуб. Если грызть предметы, то можно эмаль разрушить, тогда в зуб попадут микробы, зуб начнет болеть. Образуется кариес).

- А что делать, если всё-таки зубы заболели? Как называют доктора, который лечит зубы? (Обратиться к стоматологу)

VI. Закрепление

  - Ребята над какими вопросами мы с вами работали? ( как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. )

Игровая часть

  Вам, мальчишки и девчонки, Приготовила советы я.

  Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

  На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?

Дети. Нет!

 Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

 Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?

Дети. Нет!

 Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

 Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

 Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

 Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.

Стихотворение о пользе продуктов для зубов:

Очень важные продукты.

Часто кушать, как попало,

Вам, ребята, не пристало,

Если сам себе не

Перекусывай вот так:

Молоко, орехи, сыр,

Фрукты, овощи, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес – зубной бандит.  

 “Советы Мойдодыра” (слайд)

- Давайте теперь, глядя на картинки, составим правила личной гигиены:

1. Мыть руки с мылом.

2. Умываться по утрам и вечерам.

3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.

5. Ежедневно  расчесывать  волосы.

6. Стричь вовремя   ногти.

- А теперь вы можете сказать, что значит чистота - залог здоровья?

V.  Домашнее задание.

  - Дома я предлагаю вам превратиться в художников на  фабрике, где делают  зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла (рабочая тетрадь с.38-39)  

VI. Итог урока.

- О чем говорили на уроке?

- Что вы  узнали нового?

-  Какие правила составили?

 VII. Рефлексия

Продолжите фразы:

-На сегодняшнем уроке я узнал…

-На этом уроке я похвалил бы себя и своих одноклассников за…

-После урока мне захотелось…

-Сегодня я сумел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

Урок окружающего мира 1 класс...

Урок окружающего мира " Почему нужно мыть руки и чистить зубы"

исследовательская работа на уроках окружающего мира...

Урок окружающего мира "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть и чистить зубы?"...

Открытый урок по окружающему миру "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?" 1 КЛАСС

Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс.  А.Плешаков "Школа России". Тема:"Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистит зубы"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистить зубы" по программе Школа России. На уроке дети работают в группах и парах, делают выводы, проверяют работу друг дру...

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  Учитель: Аракчаа Е.С. Предмет: окружающий мирКласс: 1УМК «Школа России»Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?Цели урок...

Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...