Презентация "Жизнь и быт коренных народов нашего края" 3 класс
презентация к уроку по окружающему миру

Середа Ольга Ивановна

Краеведение. Занятие о правилах поведения в природе коренных народов, о взаимоотношениях  человека с растительным и животным миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zhizn_i_bytkorennyh_narodov_sereda_o.i.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ ЦО « Школа-сад №7» города Ханты-Мансийска Середа Ольга Ивановна Жизнь и быт коренных народов нашего края 3 класс

Слайд 2

Здравствуй, Край мансийский милый, Со смолистою тайгой, С молодой отцовской силой, С материнской добротой! Ю. Шесталов

Слайд 3

"... Ой, Сибирь, вторая Родина, я пришёлся ко двору!"

Слайд 4

Вставь в слова гласные буквы и узнаешь, люди каких национальностей живут в нашем крае х н т м н с н н ц з р н т т р р с с к к р н ц б л р с

Слайд 5

Вставь в слова гласные буквы и узнаешь, люди каких национальностей живут в нашем крае х а н т ы м а н с и н е н ц ы з ы р я н е т а т а р ы р у с с к и е у к р а и н ц ы б е л о р у с ы

Слайд 6

Коренные народы Югры

Слайд 7

Охота и рыбалка

Слайд 8

Рыболовная сеть Обласок – это небольшая лодка, выдолбленная из ствола осины. Опытный мастер делает такую посудину всего за двое суток.

Слайд 9

Охотник. Обские угры. Фонды Тобольского музея-заповедника . Охотничий пояс с ножнами. Конец XIX в. Ханты. Тобольский музей-заповедник. Предметы охотничьего снаряжения: лук в чехле, колчан, стрелы. Конец XIX-начало XX в. Ханты. Тобольский музей-заповедник . Семь различных остяцких стрел. Конец XIX-начало XX в. Ненецкий окружной краеведческий музей

Слайд 10

Плашка ( самолов) Черкан (самолов)

Слайд 11

Ловушки на мелкую боровую дичь, на лису и на соболя. Принцип работы ловушки-слопец на соболя очень похож на ловушку на медведя. Соболь, забравшись на бревно, двигается по направлению к приманке, и в последний момент ловушка над ним захлопывается. Ловушка на медведя. Срабатывала быстро и жестко. Медведь, почуяв запах еды, которую клали внутри на педаль, пытался подлезть и достать ее, и в этот момент сверху на спину или задние лапы падало огромное бревно. Слопцы

Слайд 12

Берестяная коробка для хранения продуктов. Ханты. Тобольская губ., Березовский уезд. Начало XX в. Фонды Российского этнографического музея . Подвесная колыбель. Манси. Ханты-Мансийский округ, Березовский р-н. Первая половина XX в. Фонды Российского этнографического музея

Слайд 13

Посуда, мебель, игрушки да и сами дома часто делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож и учиться обращаться с ним мальчики начинали очень рано. Для нас привычное, что движется нож, зажатый в пра­вой руке, у ханты же нож неподвижен, а подвижна об­рабатываемая деталь — будь то топорище, сосновая дранка, лыжная палка или что-то еще. Береста. Окраска. Ханты, манси. 1950-е гг. Коробки для сухих продуктов и для хранения предметов рукоделия

Слайд 14

Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется глав­ным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны. Сейчас из неё изготавливают игольницы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь. Из рыбьей кожи шили одежду - рубахи, халаты, штаны, а также хозяйственные мешки. В настоящее время встречаются хозяйственные мешки для хранения муки, сушеной рыбы

Слайд 15

Одним из главных искусств было шитье, создание одежды. Шили покупными металлическими иглами, но преж­де пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур , украшали аппликацией, бисером, вышивкой. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан — очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе. В других украшенных сумочках и мешках хранились обувь, одежда, сухие продукты и многое другое.

Слайд 16

…Люблю тебя, Югорский край! Ты вечный зов, ты божество. С тобой я плачу в неудачу, С тобой ликую в торжество! Народный художник России - В. Игошев.

Слайд 17

Литература: Интегрированный курс краеведения «Мы дети природы» ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2003г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы дети природы» 1 класс, , ГУИПП «Полиграфист, Ханты-Мансийск Лит.: Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Т. III. — Тобольск, 1911; Народы Севера / Этнографические очерки. — М.; Л., 1956; Северное оленеводство. — М., 1979; Мухачёв А. Д. Оленеводство. — М.,1990. Дом музей народного художника СССР Владимира Александровича Игошева http://dmi-hmao.ru/tvorchestvo/ http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/zaniatiya.htm http://www.etnic.ru/edu/ugry/ugry10.html http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st001.shtml «Торум-Маа» - музей-заповедник под открытым небом. http://www.2r.ru/catalog.asp?country=4&area=185&article=163 http://www.ethnomuseum.ru/gallery24/378/616_611.htm Российский Этнографический музей http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» http://artyx.ru/ «ARTYX.RU: История искусств» http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/ob_okruge/korennye_narody ХМАО- Югра Единый официальный сайт государственных органов. http://www.vecherka.ru/socium/2244 Вечерний Красноярск http://hmao.kaisa.ru/object/1810130334?lc=ru Культурное наследие Югры. Электронная антология http://okhota1.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=74&Itemid=83 http://www.yamalarchaeology.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=239&pageno Ямальская археологическая экспедиция http://www.naomuseum.ru Ненецкий окружной краеведческий музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коренные народы Якутии

Урок-погружение проводился в рамках декады « Год единения и дружбы народов 2012 ». ( 2часа в 4 классе, с использованием электронного пособия) «Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый ...

Знакомство с кухней коренного народа ХМАО - Югра - ханты

Предположим, что если изучить кухню народа ханты, то можно узнать о быте, традиции, культуре....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности.

В 2011 году я приехал вместе с родителями жить в Ханты – Мансийский автономный округ Югра. Этот край мне сразу очень понравился. Мне стало интересно узнать как раньше проживали в данной местности коре...

Коренные народы Сибири. Шорцы.

Региональный компонент...

Проект "Коренные народы Приморского края"

На территории Приморского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народовВ ходе работы над проектом дети узнали о коренных народах Приморского края, при...

Коренные народы Севера

дидактический материал по краеведению (курс "Мы - дети природы" 3 класс)...

Образовательный предметный модуль 2 класс. Жизнь и быт коренных народов Севера

       Цель данного образовательного модуля: формирование у учащихся целостных преставлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, ...