Технологическая карта урока по теме «Дикие и домашние животные».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Луканина Алевтина Сергеевна

Представленный урок по окружающему миру был проведён 11.11.2017 г. во 2 классе МКОУ «Ольховецкая ООШ» в рамках работы постоянно действующего методического семинара.

Предполагаемый результат и дидактическое обоснование урока: повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

Работа на уроке проходила в сотрудничестве учителя и учащихся. Осуществлялся логический переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»

Учитель: Луканина Алевтина Сергеевна

МКОУ « Ольховецкая ООШ»

Окружающий мир, 2 класс

УМК «Школа России», А.А. Плешаков, 2011 г.

Тема урока: «Дикие и домашние животные».

Тип урока: урок введения новых знаний

Цель: создать условия  для учебной деятельности, способствующей  формированию у учащихся понятий  дикие и домашние животные.

Задачи урока: - различать (узнавать) изученные объекты живой природы;

                          - сравнивать объекты живой и природы на основе внешних признаков или                              

                 известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных          

                 объектов природы;

                         -использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель    

                растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой

                информации

Планируемые достижения:  

            предметные:

            знания: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях,    

                           показать разнообразие домашних животных, их значение для человека

            умения: умение сравнивать и различать диких и домашних животных,

                           умение приводить примеры животных каждой группы,

                           умение определять значение животных в жизни человека, понимать необходимость

                           заботы человека о животных.  

 Метапредметные (УУД):

Личностные УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- воспитание любви к животным, ответственности за них.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми  предметными понятиями.

Регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- работать в парах.

Образовательные ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради на печатной основе, карточки с названиями   животных, карточки для заполнения кластера  «Дикие и домашние животные», сигнальные карточки

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, наглядный, практический.

Приемы: кластер, таблица, беседа, сравнение, моделирование, дискуссия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

-Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила золотая осень.
– Сегодня светит солнце.

-Может быть, потому что скоро наступят каникулы.

Личностные:

настрой на успех, на дальнейшую работу

2.Актуализация знаний.

-Ребята, догадайтесь, о ком идёт речь:

Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
А зовут их…

-Кто помнит, на какие группы мы делили животных?

-Запишите признаки различных групп животных и приведите примеры. Помните о правилах совместной работы.

-животные.

-Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.

Учащимися составляется кластер.

Работа в парах.

Перечисляют правила работы в паре.

Заполнение таблицы «Признаки групп» самостоятельно.

Познавательные:

-обобщение ранее изученных знаний.

Регулятивные:

- самооценка и самоконтроль.

Коммуникативные:

-планирование

учебного сотрудничества

 с учителем и

сверстниками.

3.Сообщение темы и целей урока путём постановки проблемы.

На доске две таблицы:

«дикие животные»: пчела, рыба, заяц.

«домашние животные»: пчела, рыба, кролик.

-Ребята, все ли мы знаем о царстве животных?

- Рассмотрите группы животных.

-Смотрю, вы в некотором замешательстве. Почему?

-Следовательно, над каким вопросом нам предстоит подумать?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

-Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.

-Одинаковые животные, а название групп разное.

-Почему одинаковых животных можно назвать и дикими и домашними.

-О диких и домашних животных.

- Узнать, чем отличаются дикие животные от домашних.

Уметь рассказать о значении домашних животных для человека.

Правила обращения  с домашними животными.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель и задачи  урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

- строить рассуждения.

4.Восприятие и усвоение уч-ся нового учебного материала.

-Отгадайте загадки.

1. Сама пёстрая,
   Ест зелёное,
   Даёт белое.    

2. Заворчал живой замок,
   лёг у двери поперёк.

3. Кто по ёлкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?
   Кто в дупле орехи прячет,
   Сушит на зиму грибы?  

4. На овчарку он похож,
   Что ни зуб - то острый нож!
   Он бежит, оскалив пасть,
   На овцу готов напасть.    

5. С бородой, а не старик,
   С рогами, а не бык,
   Доят, а не корова,
   Лыко дерёт,
   А лаптей не даёт.    

6. Лежала между ёлками
   Подушечка с иголками.
   Тихонечко лежала,
   Потом вдруг убежала.    

7. По горам, по долам
     ходит шуба да кафтан.  

8.  А эта родственница мыши-

     и толще, и умней, и выше.

                                   

На доску вывешиваются карточки с названиями этих животных. 

- К какой группе животных вы отнесёте тех, которые на доске?

 - А на какие две группы вы разбили

бы этих животных?

- А теперь обсудите со своим соседом по парте, каких зверей вы отнесёте к домашним, а каких к диким.

- Проверим, как вы выполнили задание. На доске карточки с названиями этих животных. Вам нужно распределить их в два столбика.

- Кто согласен?

- Кто не согласен?

Проблема может возникнуть в определении, к какой группе отнести крысу.

- Что же нам надо знать, чтобы мы могли определить, к какой группе отнести крысу?

- Каких же животных мы называем дикими, а каких — домашними?

- Давайте, сравним с определением  в учебнике. Откройте учебники на странице 72.

- Чьё мнение совпало с этим определением?

- Чтобы лучше понять и запомнить, давайте заполним таблицу.

Учитель раздаёт карточки детям. 

Дикие

Домашние

Живут в дикой природе (могут жить рядом с человеком)

Живут только рядом с человеком (не обязательно в доме)

Сами добывают пищу.

Человек кормит.

Сами устраивают жилища.

Человек обустраивает жилище.

Сами заботятся о себе.

Человек ухаживает, защищает.

Размножаются

независимо от человека.

Разводят люди, выводят новые виды.

- А вот теперь скажите, к какой группе вы бы отнесли крысу?

(Может опять возникнуть проблема)

- Поможет найти ответ на этот вопрос следующая работа.

(Слева расположены дикие животные: волк, лось, медведь, белка, справа — домашние: собака, корова, свинья)

- Назовите животных слева.

- Назовите животных справа.

- Чем они отличаются?

- А какие выводы вы бы сделали сейчас?

- А можно ли приносить из леса  диких животных, чтобы они жили дома?

- Если вы подобрали животное, нуждающееся  в помощи, то к каким врачам вы должны будете обратиться?

 - А что произойдёт, если домашнее животное выпустить в лес?

- Как вы поступите, если больше не сможете держать его дома?

Дети отгадывают загадки.

-Корова.

-Собака.

-Белка.

-Волк.

-Козёл.

-Ёж.

-Баран.

-Крыса.

-Это звери.

-Их можно разбить на диких и домашних животных.

Работа в парах.

Одна пара ребят выполняет задание на доске.

-У кого-то крысы бегают по подъезду, и жители не знают, как от них избавиться. А у других  дома крыса была домашним питомцем, которого все любили.

- Каких животных называют дикими, а каких домашними.

Выслушиваются мнения детей.

Один ученик читает определение в учебнике.

Дети поднимают руки.

Ребята выходят к доске и магнитами прикрепляют их в нужный столбик, поясняя.

Дети высказываются, рассуждают на заданную проблему.

-Слева –  дикие животные, а справа – домашние.

- Есть виды животных, которые живут в природе сами по себе. Они – дикие. А их одомашненные сородичи живут с человеком и являются домашними животными.

- Нет. Если только они не больные и не нуждаются в помощи.

Лес – это их дом. Каждый должен жить у себя дома.

-К ветеринару.

-Скорее всего, оно погибнет.

-Постараемся пристроить в хорошие руки.

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель;

-формирование умения планировать свою деятельность;

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах.

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-формируем умение извлекать необходимую информацию.

5.Физминутка.

Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук: Ж-Ж-Ж (Машем крыльями-руками)

Гуси шеи выгибают: Га-га-га! (Наклоны головы)

Клювом перья расправляют: Га-га-га!

Ветер ветки раскачал. (Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал: Р-р-р!

Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (Подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь: Ш-ш-ш! (Пальцы к губам)

- О каких животных говорилось в физминутке?

- Какое животное лишнее? Почему?

- Там говорилось об уточке, жуке, гусе, собаке

Жук – дикое животное.

6.Применение новых знаний.

- А сейчас давайте выясним, для чего человек содержит домашних животных?

-С помощью стрелок из цветной бумаги выполните задание 2 на с. 73 учебника.

 -Кроме того, в наше время люди, особенно в городах, часто заводят домашних питомцев, потому что они просто приносят радость, улучшают настроение и даже лечат.

Ученые утверждают, что поглаживание мурчащей кошки улучшает работу сердца и сосудов, а езда на лошадях помогает больным церебральным параличом – их больные руки и ноги начинают лучше слушаться и лучше работать. Есть даже направление в медицине – иппотерапия, лечение верховой ездой и общением с лошадьми.

- Как вы думаете, каких животных не следует держать дома?

 - А кто из вас знает, как рядом с людьми появились домашние животные, или они были всегда?

Рассказ учителя о том, как человек приручил животных.

- Откройте учебники на стр.74.

Чтение текста «Легенды о животных».

Взаимопроверка работ.

- Диких и опасных.

Выслушиваются мнения детей.

Регулятивные:

-формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

-формирование умения планировать свою деятельность.

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах, в парах.

Познавательные:

-формируем умение извлекать необходимую информацию.

7.Применение уч-ся знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

1) Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с. 26.)

(Вариант 1 подчёркивает диких животных, вариант 2 – домашних.)

№2 (с. 26)

(Вариант 1 – 1 строка, вариант 2 – 2 строка.)

2) Тест. («Окружающий мир. Тесты. 2 класс »,

с. 27-28)
Проверь себя:
Б, Б, Г, В.

Проверка в парах.

Путем размышлений отвечают на вопросы теста. Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.
Самопроверка по образцу на доске. 

Регулятивные:

-формирование умения планировать свою деятельность;

-формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

-формируем умение слушать и понимать других;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-формируем умение извлекать необходимую информацию.

8. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

- Закрепим мы наши знания в играх.

1)Игра «Магазин»  

- Приглашаю вас в магазин  купить продукты. Покажите номер карточки: продукты от домашних птиц; от животных; от насекомых.

- Определите на вкус, какой этот продукт, и скажите,  какой из этих продуктов не имеет отношение к корове?

На пробу предлагаются молоко, сметана, творог, мёд.

2)Игра «Верно. Неверно»

  • Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
  • Ловить и уничтожать насекомых.
  • Вырубать деревья.
  • Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
  • Зимой делай кормушки для птиц и животных!

– Послушайте стихотворение и подумайте,  как мы должны относиться ко всему живому на Земле?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

-- В этих играх выиграли все, т. к. главный приз – это знания, которые вы продемонстрировали.

Дети показывают номер,  под каким изображен нужный продукт.

Учащемуся, который хотел бы определить на вкус продукт питания, завязываются глаза.

Ребята поднимают сигнальные карточки.

Высказывают собственные предположения.

Личностные: 
- проявление познавательной инициативы.
Метапредметные: 
- высказывание своего мнения;

 - аргументация своего мнения.

- развитие умения делать выводы.
Предметные:
- закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках;
- умение оценивать достигнутые результаты.

9.Рефлексия.

Вернёмся к нашей возникшей в начале урока проблеме. Достигли ли мы поставленной цели?

- Так почему  на таблицах одинаковые животные?

- Нужны ли нам домашние животные?

 - Где и как можно использовать полученные знания?

- Определите, как вы усвоили материал

по «Лестнице успеха».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Регулятивные:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

10.Домашнее задание.

Задание по выбору: 
• Найти другие легенды о животных; 
• Сочинить сказку о диких или домашних животных. 

Намечают перспективу последующей работы

Личностные: 

-понимание учащимися цели и содержания д/з;

- проявление познавательной активности при выборе д/з. 

Информационные источники:

  1. http://www.openclass.ru
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  4. https://infourok.ru

Луканина Алевтина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Дикие и домашние животные" 2 класс

Урок во 2 классе по окружающему миру "Дикие и домашние животные"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, показать разнообразие домашних животных и их значение для человека.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: значение живо...

Технологическая карта урока окружающий мир "Дикие и домашние животные" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Задачи урокаДидактические:1.Познак...

Технологическая карта урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представление о представителях  диких и домашних животных, особенностями их  жизни, питания, ухода, выращивания детенышей;Задачи урокаПланируемые результатыДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира "Дикие и домашние животные" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представления об особенностях диких и домашних животных.Планируемые результаты: Предметные:1. Раз...