Огонь: он друг или враг
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Андрианова Наталья Владиславовна

Внеклассное мероприятие в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_drug_ili_vrag.docx36.08 КБ
Файл ogon.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

  Огонь:  он  друг или  враг

разработка  внеклассного  мероприятия

Цели: 

-  показать  роль  огня  в  жизни  человека: как  положительную,  так  и  отрицательную;

-  учить детей  правилам  поведения, обеспечивающим  сохранность  их  жизни  в  чрезвычайных  ситуациях,  при  пожаре  дома  или  в  школе;

-  прививать  навыки  осторожного  обращения  с  огнем;

-  довести  до  сознания  детей   невозможность  легкомысленного  и  беспечного  обращения  с  огнем;

- воспитывать  чувства  ответственности,  взаимопомощи,  бережное  отношение  к  своему  здоровью.

Оборудование:  презентация «Огонь – друг, огонь – враг»,  демонстрационный  материал, плакаты,  раздаточный  материал  для  индивидуальной  и  групповой работы , иллюстрации.

                          Ход  занятия:

  1. Организационный  момент.
  2. Актуализация  опорных знаний.  Самоопределение  к  деятель-ности.

1)  Фронтальная  беседа.

-  Сегодня  на  нашем  занятии  мы  поговорим  о  безопасности.

А кто может  объяснить, что  такое  безопасность?  Как  вы  понимаете  значение  этого  слова?

- В  толковом  словаре  этому  слову  дано  такое  определение            (слайд 2)

Безопасность – отсутствие опасности,   состояние, при  котором не  угрожает  опасность, есть  защита  от  опасности.

-  Какая  бывает  безопасность?  ( безопасность  в  доме  ,  на  улице,  в  общественном   транспорте,  пожарная,  на  дорогах,  на  воде,  на  льду,  при  общении  с  животными,  на природе).

- Мы  сегодня  про  все  виды  безопасности  поговорить не успеем.  Зато  одной  из  этих  безопасностей уделим  серьезное  внимание.

А  вот  какой  узнаем,  отгадав  загадку:

Рыжий  зверь  в  печи  сидит,

Рыжий  зверь  на  всех  сердит.

Он  от  злости  ест  дрова

Целый  час,  а  может  -  два.

Ты  его  рукой  не  тронь,

Искусает  всю  ладонь.

Зверя  все  зовут … ( огонь)

- Так  о  какой – же безопасности  мы  будем  сегодня  говорить?

3. Чтение стихотворения  подготовленным  учеником.

Он  всегда  бывает  разным –

Удивительный  огонь.

То  буяном  безобразным,

То тихоней  из  тихонь.

То  он  змейкой  торопливой

По  сухой  скользит  траве,

То  косматой  рыжей  гривой

Полыхает  на  заре.

Да, огонь  бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий  или  золотой.

Очень добрый.  Очень  злой!

-   Что  вас  удивило  в  этом  сообщении?

-  О  чем  захотелось  узнать  подробнее?

(  Огонь  добрый?   Огонь  злой?  Как  защитить  себя  от  злости  огня?)

Работать  сегодня  мы  будем  в  командах.

А  название  своей  команды  вы  сможете  узнать, отгадав  загадку.

(У  каждой  команды  на  столе  белый  конверт,  а  в  нем  карточка  с  загадкой)

  1. команда  «Спички»

-   В  бумажном  домике  

Проживают  гномики.

Уж  такие  добряки –

Раздают  всем  огоньки

2 команда   «Дымок»

 Серое  сукно  тянется  в  окно,

Вьется,  взвивается,  

В  небо  устремляется.

3 команда  «Свечка»

    Голова  огнем  пылает,

Тело  тает  и  сгорает.

Я  полезной  быть  хочу:

Лампы  нет  -  я  посвечу!

  1.  Беседа.

-  Ребята,  скажите, а  огонь  друг  или  враг?  (ответы  детей)

-  С  давних  пор огонь  стал другом  человека.  Он  помогал  людям  обороняться  от  диких  зверей, отапливать  дома  в  холодное  время  года.  Благодаря  огню  человек  научился  вкусно  готовить  пищу. Без  огня  мы  уже  не  представляем  нашей жизни. Он  нужен  повсюду: в  домах,  школах,  на  заводах  и  фабриках,  в  больших  городах  и  маленьких  селах.

Огонь  -  друг  человека.  Без  него  невозможна  жизнь  на  земле.

Чтение стихотворения:

1 ученик.      Люди,  сколько  жили  на  свете,

                      Пуще глаза  огонь  берегли.

                      Ведь  огонь  в  холода, в  непогоду

                      У  костра  их  всегда  согревал.

                      И  людскому великому  роду

                       Замерзать  никогда  не  давал.

                       Сохраняли  его,  как  умели, -

                        Всемогущий,  горячий  огонь

2  ученик:     И хоть  тысячи  лет  пролетели,

                      Людям  нужен  по-прежнему  он,

                       Ведь  издревле  до  нашего  века –

                       Он  помощник  и  друг  человека.

                       Поутру,  чтобы  все  были  сыты,

                       Ставим  пищу  в  духовки,  на  плиты.

                       Печь-громада  мартен  пышет  жаром:

                       Варят  сталь  для  страны  сталевары.

3  ученик:      Хлеб  и  булки  огонь  выпекает,

                       И  от  холода нас  защищает.

                       Чуть  стемнеет  - вспыхнет  повсюду

                       Электрических  звездочек  чудо.

                       И  до  дальних  звезд  от  Земли

                       Мчит  космические  корабли.

                       Люди  силу  и  мощь  ощутили

                        С  той  поры,  как  огонь  приручили.

-  А   в  каких  случаях  -  враг?  ( ответы  детей)

Огонь  -  враг.   Огонь,  постоянный  спутник  человека,  может  быть  не  только  другом  и  помощником  человека  во  всех  добрых  делах,  но  и  врагом.  Это зависит  от  того,  правильно  ли  используется  огонь.  Какой  стороной  он  повернется  к  нам,  зависит  от  нас.

Но  бывает  огонь   и  другим  -

Не  согреет  ладошек  он  ваших.

Превращает  все  в  пепел  и  дым,

И  жесток  он, и  грозен,  и  страшен.

  1.  Формулирование темы  и  целей  занятия.

-  Как вы  думаете,  какова  цель  нашего  занятия?

(  закрепить  правила  пожарной  безопасности)

  1. Изучение  нового  материала.
  1. Причины  возникновения  пожара.

-  Значительную  часть  своей  жизни  человек  проводит  в  своем  доме  или  квартире.  нам  кажется,  что дома  мы  в  полной  безопасности .  «Мой  дом -  моя   крепость», -  гласит  известная  поговорка.  Поэтому  мы  часто  пренебрегаем самыми  элементарными  правилами предосторожности  и  допускаем  непростительную  беспечность.  Люди  научились  добывать  и  сохранять   огонь.  однако,  выйдя  из-под  контроля  человека,  он  превращается  в  страшное  бедствие  -  пожар.

-  Чем  может  быть  опасен  пожар ?

-  Ребята,  подумайте  и  назовите, по  каким  причинам  может  возникнуть  пожар?

Причины  пожаров.

  Причинами  возникновения  пожаров  чаще  всего  являются:   неосторожное  обращение  с  огнем,  несоблюдение  правил  эксплуатации  производственного  оборудования,  самовозгорание  веществ  и  материалов,  разряды  статического  электричества,  грозовые  разряды,  поджоги.

От   горящей  спички  летом

Загораются  леса.

Если  ты  забудешь  это,

Не  спасут  и  чудеса.

Не  играй, дружок,  со  спичкой,

Помни  ты -  она  сильна,

И  от  спички-невелички

Может  дом  сгореть  дотла.

День  рождения  у  Светы –

Свечи  зажигаются.

Бросили  их  без  присмотра –

Искры  разлетаются.

Не  бросай  в  лесу  окурки

В  сухотравье  у  дорог.

Огонек  сыграет в  жмурки,

Но  чуть  дунет  ветерок –

Тут  в  открытую,  не  пячась,

Перепрыгнет наудачу

На  верхушки  сосен,  елей.

Лес  погубит,  птицу,  зверя.

Но  бывает,  что  пожары

Возникают  без  огня.

Кто-то  бросит  стеклотару,

Где питался, возле  пня.

А  бутылка – линза  та же-

Сфокусирует  лучи,

И  затлеет,  вспыхнет  даже

Все  сухое,  как  в  печи!

Вот  поэтому  бутылки,

Банки,  склянки  не  бросай,

Уноси  в  своей  корзинке,

Вон  из  леса  забирай!

Каждый  знает,  что  утюг-

Добрый,  но  серьезный  друг.

Тот,  кто  с  утюгом  знаком,

Не играет  с  утюгом.

Кто  науку  изучает,

Так  приборы  не  включает:

Перегретая  розетка

Загорается  нередко.

Раз  я  бросил  под  окно

Петарду  -  завертелась,

Думал:  «Малость  пошучу…»

Вдруг  крыша  загорелась.

  1.  Конкурс  «Собери  пословицу»

У  каждой  команды  в  голубом  конверте  рассыпанная  пословица,  дети  должны  ее  собрать.  правильный  ответ  появляется  на  экране.

1 команда:    С  огнем  не  шути  -  сгореть  можно.

2 команда:   Искру  туши  до  пожара -  беду  отводи  до                

             удара.

          3  команда:  В  огне  и  железо  плавко

  1. Твои  действия  в  квартире,  если  дома  нет  взрослых

а)  Если  выйти  из  помещения   невозможно

(  учащиеся  высказывают  свое  мнение  по  каждой  ситуации)

  •  Оцени  обстановку,  убедись  в  наличие  опасности  и  определи,  откуда  она  исходит;
  • Вызови  пожарную  охрану  по  телефону  01.
  • Сообщи  о  пожаре  соседям,  отключи  газ,  электроэнергию,   по  возможности  закрой  окна  и  двери;
  • Немедленно  покинь  помещение,   иди  в  сторону  противоположную пожара;
  • Двигайся  к  выходу  или  не задымленной  лестничной  клетки.

б)  При  выходе  через  задымленный  коридор.

  *    Накройся  мокрой  плотной  тканью,  полотенцем,   одеялом;

  *    Дыши  через  мокрый  носовой  платок,  ткань, одежду;

  *    Двигайся  к  выходу  пригнувшись  или  ползком  -  внизу  дыма  меньше;

     в)  При  пожаре  в  доме .

              *   Вернись,  плотно  закрой  входную  дверь;

              *   Дверные  щели  и  вентиляционные  отверстия  заткни  мокрыми  тряпками;

               *   Подавай  сигналы  спасателям через  окно куском  яркой  ткани  или  фонариком;

                *   При  задымлении  помещения  или  повышении  температуры  выйди  на  балкон,  плотно  закрой  за  собой  дверь.

  1.  Как  надо  вести  себя  при  пожаре?

-   Самое  главное  во  время  пожара  -  не  паниковать,  а  вспомнить  то,  чему  обучали  ранее.

Дети  читают  стихи, на  экране появляется  правило.

4 ученик:  Коль  возник  пожар  в  квартире,

                  Набирайте  «01»!

                  Помните, что  в  целом  мире

                   Вам  поможет  он  один!  

                   Четко  адрес  назовите,

                   Дом,  подъезд,  этаж и  лифт,

                   Также кратко   доложите,

                   Есть  ли  дети,  что  горит.

5  ученик     Ну  а  если  загоорятся

                     Вдруг  электропровода,

                     Обесточьте  сеть! И  знайте,

                      Не  поможет  тут  вода!

                       Если  слышен  запах газа,

                       Все  зависит  лишь  от  вас.

                       Чтоб  не  вспыхнуло  все  сразу,

                        Перекройте  срочно  газ!

                        Окна,  двери  затворите,

                         Птиц,  животных  заберите,

                          Поспешите  выйти  вон.

                          В  ПОДЪЕЗД,  А  НЕ  НА  БАЛКОН!

  1.  Средства  тушения  пожара.

-  Чем  можно  потушить  пожар?

Игра   «Доскажи  словечко»

Выпал  на  пол  уголек,

Деревянный  пол  зажег,

Не  смотри, не  жди,  не стой,

А  залей  его … (водой)

Пожар  не  ждет!  К  ящику  бросок!!!

Насыпь  на  очаг  спасительный  … (  песок)

Если  пламя  вспыхнет   вдруг.

Есть  у  нас  надежный друг.

От  пожара  -  всем  спаситель

Пламени  -  душитель!

Дыма  -  укротитель!

Наш …  ( огнетушитель)

(К  первичным  средствам  тушеня  возгораний  и  пожаров  относят  различные  огнетушители,  песок,  кошмы,  внутренние  пожарные  краны).

Физминутка.

  1.  Немного  о  профессии   пожарный.

Отгадывание  загадки:

С  огнем  бороться  мы  должны –

Мы  смелые  работники,

С  водою  мы  напарники,

Мы  очень  людям  всем  нужны,

Так  кто же  мы? … (Пожарные)

Что  советуют  пожарные?

Кто  с  огнем  не осторожен,

У  того  пожар  возможен,

Дети  помните  о  том,

Что  нельзя  шалить  с  огнем!

Если  младшие  сестрички,

Зажигают  дома  спички,

Что ты  должен  предпринять?

Сразу  спички  те  отнять!

  1.  Закрепление знаний  и  способов  действий.

Игра «  01  -  примите  вызов»

Ты  о  пожаре  услыхал  -

Скорей  об  этом  дай  сигнал.

Смело  трубку  в  руку  взять,

  1. сумей  набрать.

И   назвать еще  потом

Город,  улицу  и  дом,

И  квартиру, где живете,

И  с  каким  она  замком,

И  еще  сказать : « Даю

вам  фамилию  свою,

Так же  номер  телефона,

У  которого   стою»

Задача  игроков:  по  одному человеку  из   каждой  команды  становятся  в  колонну,  по  одному  подбегают  к  телефону,  набирают  01   и  быстро  называют  свой  адрес,  имя  и  фамилию, бегут  обратно.

-  Помните:  от  точности  и  быстроты  вашего  сообщения  зависит,  как  скоро  прибудут  по  адресу  пожарные.

  1. Разбор  ситуаций. Тестирование  ( Задание  в  конверте  оранжевого цвета)

Необходимо  подумать  и  из  предложенных  вариантов ответа выбрать  правильный  и записать  рядом  с  номером  вопроса цифру  правильного  ответа.

Ситуация  1

Пожарным  необходимо  сообщить

  1. Фамилию, адрес, возраст, ваш  рост, цвет  глаз.
  2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект  возгорания.
  3. Где  лежат  семейные  ценности  и  сбережения.

Ситуация  2

Если  невозможно  потушить  возгорание…

  1. Надо  покинуть  помещение.
  2. Надо  спрятаться  в  другую  комнату.

Ситуация  3

Если  у  вас  мелкое  возгорание…

  1. Надо  спрятаться  под  кровать.
  2. Надо  потушить  подручными  средствами (водой, мокрым  покрывалом)
  3. Надо  убегать  из  дома.

Ситуация  4.

Если  в  помещении  много  дыма…

  1.  Необходимо  быстро  убегать.
  2. необходимо  двигаться  ползком.
  3. Открою окно  и  дверь.

Ситуация  5.

Пожарных  вызвать  по  телефону…

  1. 01
  2. 02
  3. 03

Ситуация  6.

Если  ты  увидел,  что  на  опушке  леса  горит  прошлогодняя  трава…

  1. Постараюсь  затушить, забросав  пламя  землей.
  2. Сообщу  об  этом  взрослым.
  3. Пройду  мимо.

Проверка:   1)     1

                                                2)     1

                                                3)     2

                                                4)     2

                                                5)     3

                                                6)     1

9.  Составление  памяток – инструкций.  

Нужно  соединить  части  предложений,  чтобы  получить  верные  фразы.

Огонь  нельзя  оставлять…                             …  по  телефону  01.

Если  увидишь  пламя -…                                …  нельзя  прятаться.

Вызывай  пожарных …                                    … без  присмотра.

От  огня …                                                          … зови  на  помощь 

                                                                                     взрослых.

Из  горящего  помещения…                              … дым.

Опасней  всего  при  пожаре …                         … надо  быстро  уйти.

Вывод:  Самое  главное  правило  не  только  при пожаре, но  и  при  любой  другой  опасности  «Не  поддаваться  панике  и  терять  самообладания»

  1. Итог занятия.

-  Кто  узнал  новое  о  правилах  Пожарной  Безопасности?

-  Кто что-либо  забыл, а  сегодня  вспомнил?

-  Кто  считает,  что  хорошо  запомнил  ППБ?

-  Кому  было  интересно?

 А в  заключение  для  вас  пожелания  огня:

Чтобы  пламя  мое лишь  светило  и  грело,

Со  мной  обращаться  нужно  очень  умело.

С  огнем  не  играйте!  Со  мной  не  шалите!

Здоровье  и  жизни  свои  берегите!

Характер  горяч  мой, скажу, не на шутку.

Могу  разгореться  в  одну  я  минутку.

Но  другом  я  буду,  согреть  я  сумею

Тех, кто  с  огнем  обращаться  умеет.

  1.  Рефлексия

-  Ребята. на  столе  у  вас  три  сигнальные  фишки : красная,  желтая  и  зеленая.  Если  вы  уверены, что  сможете  правильно  поступить  в  экстремальной  ситуации, поднимите  зеленую  фишку,  если  сомневаетесь – желтую,  если  не  уверены -  красную.

  1.  Самооценка  деятельности учащимися.

  Самооцените  свою  работу на  уроке.

а)  Я запомнил  все  правила  пожарной  безопасности

б)  Я  смогу   предотвратить  возникновение  пожара

в)  Я  смогу  сообщить  о  пожаре  и  вызвать  пожарных

г)  Я  внимательно  слушал  учителя,  одноклассников.

д)  Активно  работал  на  уроке  и  правильно  отвечал  на  вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Огонь: он друг или враг ?

Слайд 2

подготовила Андрианова Наталья Владиславовна учитель начальных классов МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, город Симферополь, Республика Крым

Слайд 3

Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может - два. Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь. Зверя все зовут … ( огонь)

Слайд 4

Огонь

Слайд 5

Безопасность – отсутствие опасности, состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Слайд 6

В бумажном домике Проживают гномики. Уж такие добряки – Раздают всем огоньки

Слайд 7

Спички

Слайд 8

Серое сукно тянется в окно, Вьется, взвивается, В небо устремляется.

Слайд 9

Дымок

Слайд 10

Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет - я посвечу!

Слайд 11

Свечка

Слайд 12

Огонь - друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Слайд 14

Огонь - враг.

Слайд 16

Но бывает огонь и другим - Не согреет ладошек он ваших. Превращает все в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен.

Слайд 17

Причины возникновения пожара

Слайд 18

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

Слайд 26

Пословицы и поговорки С огнем не шути - сгореть можно .

Слайд 27

Искру туши до пожара - беду отводи до удара.

Слайд 28

В огне и железо плавко

Слайд 29

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? …

Слайд 30

Пожарные

Слайд 34

Правила поведения при пожаре Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым. Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих. При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся. Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

Слайд 35

Средства тушения пожара

Слайд 36

Памятки-инструкции Огонь нельзя оставлять … … по телефону 01 . Если увидишь пламя -… … нельзя прятаться . Вызывай пожарных … … без присмотра . От огня … … зови на помощь взрослых . Из горящего помещения… … дым . Опасней всего при пожаре … … надо быстро уйти .

Слайд 37

ЗАПОМНИТЕ! Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности «Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!»

Слайд 38

Чтоб пламя моё лишь светило и грело. Со мной обращаться нужно очень умело. С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите! Характер горяч мой, скажу не на шутку. Могу разгореться в одну я минутку. Но другом я буду, согреть я сумею Тех, кто с огнём обращаться умеет.

Слайд 39

Не уверен

Слайд 40

Сомневаюсь

Слайд 41

Уверен