Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
план-конспект урока по окружающему миру

Ершова Ольга Александровна

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_urok_po_prirodovedeniyu_5_kl.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки»

Урок-исследование по природоведению

5 класс

Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Учитель: Ершова О.А.

2016 год        

Тема урока: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи

Образовательная: развивать познавательный интерес к предмету, через вовлечения в исследовательскую деятельность; формировать умения наблюдать, делать выводы и сравнивать

Коррекционно – развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. Развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопроса.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Тип урока: урок – исследования.

Методы: практический, исследовательский, частично- поисковый, проблемный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой.

  1. Актуализация знаний.

- дети, а сейчас с помощью загадок вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- На кухн у мамы

Помощник отличный        

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

- Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (уголь)

- Это мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске. (мел)

- Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (глина)

- Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

(записывают на доске)

- Назовите эти предметы одним словом?

- Полезные ископаемые.

- Что такое полезные ископаемые?

- «П. и.» это природное богатство, которое люди добывают из глубины земли или с поверхности и используют в хозяйстве.

- Разделите на две группы, данные «П. и.».

- Горючие п.и. – газ, уголь. Нерудные п.и.- мел, песок, глина.

- А как называют людей, которые ищут п.и.?

- Геологи.

- А ы сегодня с вами будем «исследователями»

- Их работа заключается в следующем: (открываю доску с лева записаны слова) рассмотреть, проделать опыт, наблюдать, сравнивать, сделать вывод.

- Прочитайте тему урока «Исследование свойств ---------- и ------».

- Исследовать свойства «п.и.».

- А каких?

- Для этого я предлагаю разделиться на две группы (тянут жребий).

- Теперь попробуйте объединиться в группы.

- По какому принципу вы это сделали? (одна команда под буквой «П», а другая – «Г»).

- Что обозначают эти буквы?

- Полезные ископаемые: песок и глина.

- Займите свои места (на одном столе стоит - керамическая ваза, на другом – прозрачный стакан).

- Вернёмся к теме урока, какие слова пропущены? (глина и песок).

- Группы готовы?

- Да.

- Перед вами лежит таблица:

Полезное ископаемое

Состояние в природе

Цвет

Запах

Водопроницаемость

Другие свойства

Песок

1.газооразное

2.жидкое

3.твёрдое

4.плотный

5.сыпучий

1.одного цвета

2.разного цвета

3. бесцветный

1.есть

2.нет

3.не знаю

1.хорошая

2.плохая

3.да

1.вязкий

2.рассыпчатый

3.пластичный

4.легко мнётся

5.сохраняет форму

6.не сохраняет форму

Глина

1.газооразное

2.жидкое

3.твёрдое

4.плотный

5.сыпучий

1.одного цвета

2.разного цвета

3. бесцветный

1.есть

2.нет

3.не знаю

1.хорошая

2.плохая

3.да

1.вязкий

2.рассыпчатый

3.пластичный

4.легко мнётся

5.сохраняет форму

6.не сохраняет форму

- выберите в группе хорошо читающего; он будет читать вам и с вашей помощью заполнять таблицу. А остальные будут «наблюдатели», они (обращаемся к записи на доске) – рассматривают образцы песка и глины и помогают заполнять таблицу «чтецу».

 - У вас на столах материал для исследования (песок, глина, стаканы, ватные диски, розетки, вода).

- Правило «исследователя»; исследуемый предмет нельзя брать в рот, пробовать на вкус.

Постановка проблемы: изучить свойства песка и глины.

- Для чего это нам нужно?        

- Это пригодится нам в жизни, применять знания на практике.

- Чья команда заполнила таблицу, поднимают руки вверх. Затем один ребенок выходит и заполняет на доске таблицу. (как только заполнили таблицу переходим к следующей роли). Все ли графы заполнили?

- Нет, только три.

- Правильно, чтобы заполнить ещё две нужно провести опыты.

- Теперь мы с вами «экспериментаторы» (обращаемся к записи на доске) их роль: проделать опыт, пронаблюдать, сравнить и сделать вывод. Работа усложняется, но тем самым становится интереснее.

Опыт 1.        

- Выбирайте, кто будет проводить опыт в каждой команде. (выполняют опыт по устной инструкции учителя).

1. Берём стаканы.

2. Вставляем воронки.

3. Кладём на дно воронки ватный диск.

4.Насыпаем влажный песок и глину.

5. Наливаем равное кол-во воды в стаканы.

6. Медленно вливаем в воронку.

7. Наблюдаем, что происходит.

8. Вывод: песок – хорошо пропускает воду, а глина – нет. Отмечаем в таблице в графе – водопроницаемость.

- Дети, почему после дождя на песчаных дорожках влаги нет, а на глиняных – вода долго остаётся?

Опыт 2.

- Выбираем следующего «э».

1.Берём розетки.

2.Наливаем немного воды.

3.Кладём глину и песок.

4.Наблюдаем, что происходит.

Вывод: глина хорошо впитывает влагу и если подливать воду и размешать её она становится вязкой и пластичной, а песок – рассыпчатый и не сохраняет форму. Отмечаем в таблице – другие свойства.

- Где можно применять эти свойства?

- В строительстве и тд.

Опыт 3.

- Выбираем «э».

1.Берём сырой песок и глину.

2.Формируем шарик.

3.Придавливаем сверху рукой.

4.Наблюдаем, что произошло с песком и глиной.

Вывод: сырая глина эластичная при высыхании сохраняет форму, а сырой песок - сохраняет форму, но при высыхании рассыпается.

- Ребята, чей домик будет прочнее Ниф-Нифа из песка, или Наф-Нафа из глины?

3. Закрепление.

- Проверим ваши знания с помощью «Викторины»

- Я, по очереди задаю вопросы каждой команде: команде «Г» про свойства – песка, а команде «П» про- глину.

1.Почему стены домов из глиняных кирпичей не размываются дождями?

2.Почему железнодорожные насыпи делают из песка, а не из глины?

3.Горная порода, которой можно придать форму?

4.Горная порода, из которой дети лепят «куличики»?

4. Рефлексия.

(раздать карточки)

Загадки

Опыты

Викторина

Работа в группе

- Возле каждого задания нарисовать свое настроение.

5. Домашняя работа.

Команде «Песок» - Как образовались горные породы песок и глина?

Команде «Глина» - При изготовлении каких предметов используют глину и песок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.2 класс.Тема:Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Закрепить и углубить знания о геометрических фигурах в игровой форме; развивать мышление, внимание, творческое воображение....

Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

Открытый урок математики в 4 классе. Тема: Повторение. Свойства умножения и деления числа на произведение.

Урок - КВН, групповая форма работы на уроке.Всё подчинено теме: "Здоровый образ жизни". Класс поделён на 3 группы(команды) , каждая команда выполняет задания на протяжении урока: расшифровать название...

Конспект урока по математике 2 класс.Тема: "Переместительное свойство умножения"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: Переместительное свойство умножения. Цели урока: Познакомить с переместительным свойством умножения.Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольн...

Урок математики. 2 класс. Тема: Переместительное свойство умножения.

Тема: Переместительное свойство умножения.Класс: 2Тип: открытие новых знаний.Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология....

Презентация к уроку математика 2 класс. Тема Переместительное свойство умножения"

урок по математике 2 класс.Тема Закрепление  изученного по теме «Переместительное свойство умножения"...