Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде у младших школьников
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Терешкова Ольга Николаевна

В статье сфориулированы основные подходы к организации работы и   отражен  собственный опыт по экологическому воспитанию младших школьников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терешкова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ "СШ № 36 им. А.М.Городнянского" г.Смоленска,

 

Воспитание ценностного отношения к природе,

окружающей среде у младших школьников

 Облетев Землю, в корабле-спутнике,

 я увидел, как прекрасна наша планета.

 Люди, будем хранить и приумножать эту красоту,

 а не разрушать ее.

Ю.А.Гагарин

          Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у младших школьников чувства осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной   среде.  Содержательный раздел  основной образовательной программы школы должен включать в том числе и   программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, одной из задач реализации которой является  формирование  познавательного интереса  и бережного отношения  к природе.

        Актуальность экологического воспитания в начальной школе обоснована не только требованиями  ФГОС, но и ещё, на мой взгляд, двумя весомыми причинами.  Экологическая ситуация во всем мире  достаточно тяжёлая, мир то и дело сотрясают экологические катастрофы,  состояние экологии является отражением общей культуры общества.   Именно современным школьникам придётся решать поставленные жизнью экологические проблемы. Младший школьный возраст - это время становления характера человека, формирования основных качеств личности. Детям этого  возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний,  безграничное доверие к взрослым, главным образом к  учителю, что позволяет говорить о возможности формирования у учащихся  надежных основ ответственного отношения к природе.

        Таким образом, одной из целей экологического воспитания является воспитание  у  младших  школьников  ценностного  отношения  к  природе, окружающей среде. Общие задачи, реализация которых будет способствовать достижению поставленной цели:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;  

- понимание активной роли человека в природе;

- расширение  знаний  о природе, о её связях;

- элементарный опыт природоохранной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

        Понятие “ценность” относится к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие. Осознание ценности природы можно отнести к

социальным ценностям.
        В "Педагогическом словаре"  (авторы  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.)  
ценности социальные определяются  как  общественно значимые для личности, социальной  общности, общества в целом материальные, социальные  объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально  одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности социальные  не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.

        Л.И.Терентьева, кандидат педагогических наук, в своей статье "Педагогическая  сущность понятия "Ценностное отношение к природе" выделяет характерные черты ценностного отношения к природе, уточняет понятие "ценностное отношение к природе", которое представляет собой действенную сознательную связь человека с объектами природы по её восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия её ценностей.  Педагогическая ценность данного понятия, по мнению автора, заключается в том, что человек всесторонне познаёт природу,  т.е. воспринимает и осмысливает её через такие ценностные качества как красота, целостность, гармоничность, величие; понимает окружающую действительность как единство равноправных самоценных сфер: природа, общество и сам человек; расширяет собственные знания об уникальности природы; осознаёт свои потребности, которые стимулируют к экологически целесообразному поведению, т.е. проявляет активную позицию по сбережению и восстановлению природы; свои личные мотивы и интересы при творческом взаимодействии  с миром природы основывает на познавательной, эстетической, нравственной оценке объекта природы;  проявляет разумное поведение  в конкретной деятельности с целью преобразования объектов природы в новую ценность для человека и общества.

        В  данной статье    представлен собственный опыт  по воспитанию  у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде.    Работа по данному направлению должна носить комплексный характер и осуществляться в    урочной и  воспитательной работе, во внеурочной деятельности.

Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в экологическое воспитание детей.   Наиболее значим при  решении данного вопроса  урок окружающего мира.    При изучении курса   использую  для этого    разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:

 -  наблюдения за  явлениями природы;

 -   практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера;

 - различные творческие задания (инсценировка экологических сказок, подготовка сообщений, выпуск стенгазет, фотоотчеты и др.)

-  дидактические и ролевые игры;

- учебные диалоги на экологические проблемы;

- создание природоохранных знаков и плакатов;

-  моделирование объектов и явлений окружающего мира;

- подготовка проектов по темам: «Берегите воду», «Загрязнение воздуха», «Природу надо охранять» и др.

         Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,  организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия   провожу не только в классе, но и на улице, в парке.

         В процессе  воспитательной  работы организую     игры, поскольку игра -  наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Использую игры,  в которых,  по возможности,  присутствовала бы  активная развивающая экологически направленная в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

        Например, при проведении    занятия  «Птичья столовая» можно поиграть в весёлую игру «Прилетели птицы».

         В течение зимнего периода ребята подкармливают птиц, наблюдая за их повадками, а весной радуютя прилету перелётных птиц.

        Воспитание  ценностного отношения к природе невозможно  без     организации непосредственного эмоционального контакта детей с миром природы. Одним из направлений работы по экологическому воспитанию школьников является  проектная деятельность. Организую социально-значимые проекты:  «Наша школьная клумба», «Урожай на подоконнике».

        Одной из интереснейших форм работы,  в том числе и по экологическому воспитанию,  стал выпуск газеты "Классная". Специальными выпусками этой газеты стали экологические вестники, работа над которыми очень увлекла ребят. В номерах газеты присутствуют постоянные рубрики "Колонка редактора", "Проба пера", раскрываются вопросы, связанные с экологическими проблемами города Смоленска и области. Ребята изучали проблему обмеления Днепра,   распространения на территории области борщевика. В газете дети  рассказывают о своих делах по охране природы. Ученики работают над выпуском вместе, отбирают материал, обсуждают, учатся правильно оформлять. Получив номер газеты,  прочитывают его и несут домой, чтобы дать почитать родным и знакомым.

        Результатами работы по   воспитанию  у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде можно считать повышение уровня информированности  о природе,   повышение уровня интереса к природе в целом и природе родного края в частности, соблюдение правил поведения в окружающей среде,     умение контролировать свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды, наличие   потребности в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира, что подтверждается в ходе наблюдений,  опросов учащихся.

        Итак,   работа по воспитанию  у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде  является необходимым условием для формирования  основ  экологической культуры как составной части духовной культуры человека, а  в конечном итоге обеспечивает  реализацию  требований образовательного стандарта и обоснована требованием современного общества.

        Дети  младшего школьного возраста всегда восхищаются   красотой природы, испытывают удивление и восторг от общения с миром растений и животных.   Очень важно поддержать эти эмоции,  создать условия для того, чтобы они перерастали в деятельную любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине. На наш взгляд,  справедливо считать экологию  не только наукой о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, но и наукой о любви к природе. 

 

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009 г.

2.ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

3. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 692-694.

4. Терентьева Л.И. Педагогическая сущность понятия «ценностное отношение  к природе» // Педагогика. Психология.

Интернет-ресурсы

http://base.garant.ru  

https://ru.wikipedia.org
http://www.edumonch.ru

http://slovo.yaxy.ru/87.html

http://festival.1september.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе , окружающей среде.

 Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все чел...

«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....

Возможности игры в воспитании ценностных отношений у младших школьников

Статья о воспитании ценностных отношений у младших школьников через различные виды игр...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...