Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мальцева Валентина Семеновна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс

Учитель

Мальцева Валентина Семеновна

Предмет, класс

Окружающий мир, 2 класс

УМК

Школа России

Тема

Какой бывает транспорт

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока

Систематизация и расширение знаний о разнообразии и видах транспорта, его значения для человека.

  Задачи урока  

Образовательные:

- систематизация знаний учащихся о видах транспорта, распределение транспорта по группам;

- знакомство с первоначальными представлениями об истории развития транспорта, с многообразием и деятельностью транспортных средств, их необходимостью в жизни людей;

- узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова,

- классификация  транспорта на группы

Развивающие

- развитие способностей к общению, познавательной активности, интереса к предмету через использование средств ИКТ;

- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

- развитие монологической речи учащихся, способности выдвигать гипотезы, приводить аргументы и доказательства.

Воспитательные:

- воспитание нравственных  качеств, культуры общения;

- формирование толерантности в отношениях учащихся, умения слушать и слышать друг друга;

-уметь распределять роли в общем деле и адекватно оценивать собственный результат.

Основные термины и понятия

Транспорт, виды транспортных средств и их назначение.

Планируемые результаты

предметные:

ученик научится

  • различать виды транспорта, деятельность транспортных средств в зависимости от их необходимости в жизни людей, а также распределять  транспорт  по группам;

ученик получит возможность научиться:

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

ученик:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • понимает причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

регулятивные   

 ученик:

  • формулируют учебную задачу урока;
  • планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность учащихся в команде;
  • развивают умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа умственных операций;
  • формируют умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения;

познавательные    

ученик:

  • формулирует познавательную цель;
  • осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме;
  • делает выводы о результате совместной работы класса  в целом и своей группы;

коммуникативные  

ученик:

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • достаточно полно и точно выражает свои мысли;
  • умеет слушать и слышать учителя, одноклассников, строить речевые высказывания, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника. 

Организация пространства

Класс, парты расставлены для удобства работать в группе.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, частично – поисковая, работа в группе.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

Наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Оборудование

учебник, компьютер, мультимедийное оборудование (фильм), конверты с заданиями для групп детей,  таблички с надписями видов транспорта, рисунки различных видов транспорта, тесты.

Содержание  урока

Этап урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД 

I.Организационный момент

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся.

Организует самоконтроль готовности к уроку настраивает на работу, читая стихотворение

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку.

Внимательно слушают, настраиваются на урок

Личностные:

самоорганизация, выражение положительного отношения к процессу познания, желание познать новое, проявляют внимание

Регулятивные:

целеполагание, способность регулировать свои действия,.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

II. Определение темы и целей  урока детьми

Цель: вхождение в тему урока и создание условий для определения темы урока

а) определение темы урока и задач урока

б) определение цели урока

- Сегодня на уроке вы работаете в команде, работаем дружно, не ссоримся, соблюдаем тишину, слушаем друг друга.

Задание. Послушайте звуки, что за шум?

Какие сигналы вы услышали?

Мы с вами изучили стихотворение Д. Хармса «Игра»

- Чем себя представляли дети, когда играли?

Как это можно назвать одним словом?

Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке?

Правильно.  

Тема урока. Какой бывает транспорт.

-Что мы узнаем?

-Чему будем учиться

- Для чего нам нужен транспорт?

Как вы думаете, с какой целью (для чего) мы будем изучать  тему «Транспорт»?

Задачи урока с.116

- Узнаем на какие виды можно разделить транспорт.

- Будем учиться рассказывать об истории транспорта.

Квест – игра «В поисках ответа»
1. «По секрету всему свету» - сообщения
2. Кластер (схема)
3. Игра «Что у кого?»
4. Тест
5. «Очень интересно»

-Мы пользуемся автобусом, трамваем, троллейбусом чтобы в городе добраться до нужного места; едем поездом, плывем на пароходе, летим самолетом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным , шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!

-А как вы думаете, с чего все начиналось?

-Верно, изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Они были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные – ослики, лошади, а в некоторых странах – слоны, стали перевозить грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.

1 ученик Слово «ТРАНСПОРТ» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Словом «транспорт» называли морские суда, которые перевозили различные грузы, т. е. – перемещали. Совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

2 ученик Как люди научились летать.

3 ученик  Как люди научились плавать.

Из истории

(Сообщения детей)

 Открывают конверт №1, достают содержимое конверта.

Транспорт

Называют предполагаемую тему урока.

Будем учиться различать виды транспорта.

Будем говорить о том, для чего нам нужен транспорт? 

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

видение актуальности цели: где и для чего пригодятся эти знания

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу;

 умение осознанно строить речевое высказывание.

Метапредметные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

 умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

III.Новая тема

Цель:

вхождение в тему урока,  создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Кластеры  Заполняют

Перед вами таблица. Попробуйте разделить весь транспорт на группы (виды). Подпишите эти группы.

Выступления детей

По какому признаку разделили транспорт на

4 группы?

На 3 группы.

На 2 группы.

Для чего нужны специальные машины с 117

Заполняют кластеры

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Физминутка.

Цель: создание условий для отдыха и сохранения здоровья

Автобус.

Песенка автобус

Игра «Что у кого»

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, …  (мотор)

– У человека ноги, … (колёса)

– У человека кровь, … (бензин)

– Человек вытирает руками, …  (дворниками)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

– Человек может заболеть, … (ломается)

Тест

Цель: первичное усвоения материала

Тест

Вопрос № 1

Г) Экологическая минута.

Цель: применение  полученных знаний в практической деятельности

Всегда ли автомобили приносят пользу?
Как автомобили вредят природе?

Работа транспорта сопровождается шумом. При машин по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает запыление.  Рост цен на энергоносители, дефицит топлива заставляет производителей автомобилей искать  альтернативу.

-Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

-Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

-Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду.

Ответы детей 

Сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в реку и загрязняет её, выхлопные газы загрязняют воздух и т.д.

велосипед, самокат

Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили, аэромобили.

Познавательные:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя,

достаточно полно и точно выражает свои мысли.

Регулятивные:

формируют умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения, контролируют свою речь при выражении своей точки зрения.

Личностные:

развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

VI. Домашнее задание

Цель: совместно с учителем составляют  инструкцию по выполнению домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Кроссворд

Рассказ по плану

Дополняют учителя при составлении инструкции

VII. Рефлексия

Цель: оценивают свои знания по данной теме

светофор

Регулятивные:

адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Приложение №1

Человек научился плавать еще в далекие доисторические времена. Как же это произошло? Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками, глушили камнями и поражали ее копьями. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. Чтобы достать свою добычу с глубоких мест, он прибегал к помощи палок или веток, сорванных с дерева, и только со временем решился войти в воду и поплыть, да и то, держась за древесные стволы

.

Приложение №2

Но плавание, конечно, было нужно не только воинам.
В Древней Греции в гимназиях, где воспитывались юноши, устраивались специальные бассейны для народа. Не умеющие плавать считались невеждами. Про невежественного человека говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать».
Умение плавать высоко ценилось в русском флоте в петровские времена. Петр I большое внимание уделял боевой подготовке солдат и матросов и их обучению плавать. В Петербурге была создана специальная школа, в которой русских моряков обучали грести и плавать.
Учитель: 

О высоком мастерстве русских моряков свидетельствует эпизод, происшедший с лейтенантом флота Павлом Концовым. В мае 1775 года фрегат «Северный Орел» шел из Италии к берегам России. Ночью начался сильный шторм. Ударом волн выбросило за борт лейтенанта Павла Концова. Его отнесло от корабля. Быстро сбросив одежду и сориентировавшись по звездам, он поплыл в сторону невидимого берега. Только на рассвете пловец увидел на горизонте землю — это был остров Тантиф. Моряк благополучно достиг берега, проплыв 30 километров.

Приложение №3

С древних времён у людей была мечта — научиться летать, как птицы. Люди пытались смастерить себе крылья, наподобие птичьих, но полетать на таких крыльях никак не получалось.
         Наблюдая за горящими кострами, человек замечал, что горячий дым поднимает вверх золу от костра и листья, а, значит, он легче воздуха. Тогда из прочной ткани был сделан большой шар. Его наполнили горячим дымом, и шар взлетел в небеса.
Позже шары стали наполнять самым лёгким газом — водородом, и получился аэростат, а потом и управляемый аэростат — дирижабль. Чтобы спуститься с большой высоты и не разбиться люди придумали очень простое и нужное приспособление — парашют.
        И всё-таки человеку удалось полетать на крыльях. Этими крыльями не нужно было махать, на них парили, прыгнув с большой высоты. Так появился дельтаплан. И вот, наконец, люди изобрели самолёт! Аэропланы (так назывались первые самолёты) были совсем не похожи на нынешние, они могли летать совсем невысоко и недалеко.

Приложение №5.

Тест

Вопрос № 1
Какая отрасль экономики обеспечивает перевозку людей и грузов?

  1. Торговля     2) Строительство           3). Транспорт

Вопрос № 2

Что относится к подземному транспорту?

  1. Пожарная машина        2). Лодка              3) Метро

Вопрос № 3

Найди группу транспорта, к которой относятся мотоцикл,  

автомобиль.

  1. Наземный   2).подземный      3). Водный

Вопрос № 4

Что относится к воздушному транспорту?

  1. Самолёт   2). Автобус      3). Велосипед

Вопрос № 5

Найди группу транспорта, к которой относятся

машины «скорой» помощи, полиции и пожарной службы. 

  1. Общественный   2) специальный    3) пассажирский

Вопрос № 6

Какую специальную машину можно вызвать по телефону 03?

1). Полиция        2) Скорая помощь        3). Пожарная машина

Вопрос № 8

Какое транспортное средство здесь лишнее?

  1.  Вертолёт         2). Катер           3). Корабль

Вопрос № 9

К какому виду транспорта относятся

автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, поезд?

1). Грузовой     2).Пассажирский    3). Специальный  

Вопрос № 10

Выбери личный транспорт

1). Автобус    2). Метро   3). Автомобиль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру "Какой бывает транспорт?"

Материал содержит сценарий урока и презентацию. В ходе чего дети 2-го класса узнают о происхождении и видах транспорта....

Презентация к уроку по Окружающему миру "Какой бывает транспорт" 2 кл. УМК "Школа России"

Презентация содержит информацию (текст и фотографии) о видах транспорта, об особенностях специального транспорта. А также содержит сведения о том, "Как человек научился плавать", "Как человек научился...

конспект урока по окружающему миру "Какой бывает транспорт"

урок открытия новых знаний по теме "Какой бывает транспорт" во 2 классе по программе Плешакова А.А. о различных видах транспортных средств...

Конспект урока по окружающему миру: «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?». УМК "Школа России", 2 класс...

План-конспект урока по окружающему миру "Какой бывает транспорт. Виды транспорта. История его развития" 2 класс

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс)Тема: Какой бывает транспорт. Виды транспорта. История его развития. Конспект урока с использованием карточек Учи.ру...