Конспект урока по окружающему миру: «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ушакова Валентина Игоревна

Конспект урока по окружающему миру на тему: «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?». УМК "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Какой бывает транспорт?»

Тип урока: комбинированный

Цели урока : 1. Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте.

Познакомить с различными видами транспорта, его назначением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить группировать транспорт по назначению.

2. Развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа, других умственных операций.

3. Познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными  средствами, показать значение транспорта в жизни человека; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес. Содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.

УУД

Регулятивные — целеполагание — способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные  умение работать в коллективе, в паре самостоятельно;  умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и  проверке заданий.

Познавательные анализировать схемы и выделять основания для классификации; узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова; соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками; читать текст учебника, находить названные в нем машины; приводить примеры транспортных средств каждого вида.

Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные.

Средства: учебник, тетрадь, ИКТ.

Оборудование: учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 1 часть, схемы –цветные карандаши, презентация «Транспорт».


I.  Организационный момент

- Добрый день ребята!

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей!

-Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать, 
Я – могу ошибаться, 
Я – умею учиться, 
Я – хочу учиться. 
(слайд 1)

- Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение (отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»):    Слайд1

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле...

Ребята, что использовали звери для передвижения ?

Обобщите эти слова и назовите их одним словом.

Для чего им нужен был транспорт?    Слайд2

Кто догадался, какая тема нашего урока?        Какой бывает транспорт?

Именно о транспорте и его значении в  жизни человека мы будем сегодня говорить.

- Какие учебные задачи перед собой поставим?

Ребята, а какие задачи поставим перед собой на уроке. Используя фразы….

я узнаю    историю возникновения транспорта,

                  какие бывают виды транспорта

я выясню  Где и как человек использует транспорт,

я научусь  различать назначение транспорта

- По ходу урока мы будем заполнять схему – «колесо».  (концептуальное, понятийное)

- В середину напишите тему – нашего сегодняшнего урока., но только одним словом. Как запишем? Транспорт Прикрепляю.

- По кругу в секторы колеса мы будем вписывать виды транспорта.

Знакомство с новой темой

А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы и узнать какие бывают виды транспорта.

Готовы?  

Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.

Какие есть виды машин?    Трамвай, автобус, автомобиль, поезд

 -Где передвигается  этот вид транспорта?  

-Значит как мы назовем первую группу?     наземный

Молодцы! Продолжаем дальше! Переходим ко 2 группе

Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.

- О каких видах транспорта здесь идет речь?

 -Где передвигаются Пароходы, теплоходы, баржи.?

- Как называется эта группа ?   Это ВОДНЫЙ вид транспорта, потому что он передвигается по воде.

- Ребята, а вы хотите узнать как человек научился плавать?

Давайте откроем учебник на стр. 118. Я  предлагаю вам самостоятельно прочитать об этом, но  во время чтения ставить карандашом специальные значки.  Помечать вы можете отдельные абзацы или предложения или слово.

Пометки могут быть следующие:                    прием  инсерт

– Знаком (+) отметьте в тексте информацию, которую вы уже знаете

– Знаком «!» отметьте что узнали нового

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным, и вы хотите узнать что это такое.

Скажите, что вы узнали нового из этого текста?

Что вы уже знали?

Что вы не поняли из этого текста?

Славяне – это группа народов жившая в древней руси.

Челн – это Небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева.

- Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.  Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно.  Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции. Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.

Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!

-Где передвигаются .- Вертолет, самолет, аэроплан?

Это какой транспорт?  

Следующий вид транспорта вы назовете, если отгадаете загадку :

Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда.

Метро находится под землей, значит это …. 

Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке.

В нашей стране первым городом, в котором появилось метро, был г. Москва.  Управляет таким подземным поездом машинист из головного вагона. Метро служит для перевозки большого количества пассажиров в крупных городах, где на улицах очень много автомобилей.

- А теперь сформулируйте вывод  

На что мы опирались, когда их делили на группы? Мы опирались  на способ их передвижения.

Вывод: по способу передвижения транспорт бывает наземный, водный, воздушный, подземный.

Все эти средства служат для одной цели, а вот для какой мы узнаем после того как немного отдохнем.

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-Ф.

Все эти средства служат для одной цели, как вы думаете для какой? перевозке.

- Что они перевозят? людей и грузы.

- Ребята, а хотите вы побывать в роли водителей? Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат карточки, в которых нарисован различный транспорт. Вам нужно узнать кого или что вы везете, и как называется ваш вид транспорта.

1 группа

У нас на картинках изображены автобус,  поезд, самолет. Они перевозят людей. Поэтому это вид транспорта называется пассажирский.

- Ребята, оцените работу своей группы. На обратной стороне ваших карточек нарисована лестница значком + обозначьте на какой ступени вы находились во время работы в группе.

2 группа

У нас на картинках изображены камаз самосвал и  фургон. Они перевозят грузы. Поэтому это вид транспорта называется грузовой 

- Ребята, оцените работу своей группы. На обратной стороне ваших карточек нарисована лестница значком + обозначьте на какой ступени вы находились во время работы в группе.

3 группа

У нас на картинках изображены скорая помощь, полицейская машина и  пожарная машина.Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Поэтому это вид транспорта называется специальный.

- Ребята, оцените работу своей группы. На обратной стороне ваших карточек нарисована лестница значком + обозначьте на какой ступени вы находились во время работы в группе.

4 группа

У нас на картинках изображены трамвай маршрутное такси и автобус .  На них ездят все городские жители. Они перевозят пассажиров по установленным маршрутам. Поэтому это вид транспорта называется общественный.

- Ребята, оцените работу своей группы. На обратной стороне ваших карточек нарисована лестница значком + обозначьте на какой ступени вы находились во время работы в группе.

5 группа

У нас на картинках изображены легковые машины. На этих машинах ездит только хозяин , и члены его семьи. Этот  вид транспорта называется личный

- Ребята, оцените работу своей группы. На обратной стороне ваших карточек нарисована лестница значком + обозначьте на какой ступени вы находились во время работы в группе.

- После длительной поездки, все водители устают и нам как водителям тоже нужен отдых. Давайте отдохнем.

Физминутка

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Применение знаний.

- Сейчас мы проверим знания, которые вы приобрели на уроке. На листах Вам необходимо соединить  стрелочками  примеры транспортных средств с названием вида.

Метро

Наземный

Паровоз, автобус, троллейбус

Водный

Корабль, лодка,  пароход

Воздушный

Вертолет, самолет, космический корабль

Подземный

Правильный ответ на СЛАЙДЕ

- поднимите руки те у кого правильно проведены стрелки. Вы отлично справились с заданием. А остальные  ещё раз дома этот материал прочитают по учебнику.

Игра «Что у кого?»

- У человека глаза, а у автомобиля… фары

- У человека сердце, а у автомобиля … мотор

- У автомобиля колеса, а у человека… ноги

- У человека кровь, а у автомобиля… бензин

- Человек вытирает руками, а у автомобиля… дворники

- Для переноски вещей у человека есть сумки, а у автомобиля… багажник

- Человек может заболеть, а автомобиль… ломается

Рефлексия.

Вот и подошёл наш урок к концу. Удалось ли нам достичь поставленных задач? Скажите, что же вы узнали на уроке.

- У Вас на столах лежит  светофор. А как светофор относится к теме нашего урока?

 Раскрасьте сигнал светофора так, как оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке: красный- плохо поработал, желтый- что-то не получилось, зеленый- получилось все.

- Встаньте те, кто считает что на уроке поработал хорошо, и поставил бы себе очень хорошую оценку.

- … Я согласна с тобой, я на уроке тебе поставила бы 5.

- А у остальных есть шанс получить хорошую оценку на следующем уроке.

Домашнее задание.

Дома нарисуйте транспорт будущего.

Для того, чтобы нарисовать транспорт будущего нужно хорошо знать транспорт настоящего.

Прочитайте учебник на страницах 117-119.

-Спасибо за урок! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс ФГОС УМК Школа России

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Какие бывают растения", изучается на примере растений школьного двора.Оборудование:  гербарий растений с электронным приложением, лупы у...

Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные" 2 класс

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по программе "Школа России" и "Перспектива" во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные?"

Конспект урока во 2 классе по окружающему миру на тему "Какие бывают животные?"...