Проект Права и обязанности детей в семье
проект по окружающему миру (4 класс)

Научно-исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1

Щелковского муниципального района

Московской области

Проект

на тему: «Мои права и обязанности»

                              Выполнила

                                              ученица 4 «А» класса

                                  Кукина Алёна

                                                       Руководитель: Гайдар О.П.

                                                       2016 г.

Содержание

1. Введение

2. Цель работы

3. Основные методы исследования:

     - История понятия «Право»

     -  Изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и                   гражданина»
      - Обязанности гражданина

4. Результаты работы

5. Заключение


Введение

   Ребенок и его родители обязательно должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, для того, чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Изучать права необходимо с детства и пополнять свой запас всю жизнь.
  Права человека, а тем более ребенка, - это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек, в том числе и ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.

Мы постоянно слышим дома, в школе, на улице:

  • Ты должна это делать.
  • Нельзя так поступать.
  • Ты не имеешь права!

  У меня возникли вопросы.

Что мы обязаны делать и что не должны?
Какие мы имеем права?

Я решила узнать, какие у меня есть права и  обязанности. Итак, цель моей работы узнать, какие у нас есть права и обязанности.

Из словаря мы узнали, что такое права и обязанности.
Оказалось, что корни этого понятия уходят в глубокую древность. Первоначально понятия “хорошо” - “плохо”, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь.

   Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.

  История знает немало примеров, когда жертвами насилия становились племена и даже народы.
Чудовищные проявления жестокости к человеку во время Великой Отечественной войны заставило мировую общественность выработать совместные законы.

10 декабря 1948 года была провозглашена
Всеобщая декларация прав человека.

10 декабря – всемирный день защиты прав человека.

5 декабря 1989 года была принята ООН (Организацией Объединённых Наций)
Конвенция о правах ребенка.

Что означает слово “право”?

  “Право” - это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.

 Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”. Стало быть, можно сказать, что право – нечто справедливое, правильное, правдивое.

  Каждый из нас должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей.


Изучение II главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»

  В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, записаны в Конституции РФ.

Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1993года, а с 1994 года этот праздник стал государственным.

  Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Статья 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека.

     Ребенок тоже  является гражданином России, он  тоже  имеет права и обязанности. Такие же, как и у взрослого? Не совсем. Ребенок от взрослого отличается меньшими возможностями защищать самого себя, физической и умственной незрелостью. Поэтому он нуждается в специальной правовой защите.

  От своего учителя на классном часе я узнала, что основными документами, в которых записаны права ребенка, являются:
Конституция Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка. Я познакомилась с некоторыми ее главами.


 
Декларация прав ребёнка – международный документ. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять.

Ты живешь в семье, у тебя такие заботливые родители, такой уютный дом. Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает  Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН (Организация Объединенных Наций)
20 ноября 1989 года ООН приняла документ, который называется
«Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.


  Главное право каждого человека
– право на жизнь. И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.   Первое право, право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), мы получили, когда родились. Об этом записано в нашем первом документе «Свидетельстве о рождении».
Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.


   Ребенок имеет право на безопасное существование, на защиту от насилия
  Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.

Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

 
Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, на свою тайну. Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека по-своему.

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.  Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.


 Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.   Самым «теплым местом» для жизни является дом, семья. Мы это имеем согласно ст. 40 Конституции РФ.
Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь!  Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.


Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными
.

   Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.   Это право записано не только в Конституции Российской Федерации, но и в Декларации прав ребенка. Принцип 7 этой декларации гласит: « Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.
 Это право отражено и в статье 28 Конвенции о правах ребенка. В этой статье сказано, что государства-участники признают право ребенка на образование.

В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.


  Ребенок имеет право на свое мнение. В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.


   Никого нельзя наказывать без суда.
Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. Если наши права нарушены, можно подать жалобу вышестоящему органу или в суд. В ней нужно указать, что произошло и какие права нарушены. Граждане могут обратиться в прокуратуру или в Конституционный суд.

   Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах. Но бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было, где жить. Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.

  1 сентября 2010 года я стала ученицей Щелковской средней школы №1 (реализовали ст.43 Конституции РФ). Два раза  в год я езжу на лечение в Российскую Детскую Клиническую Больницу г. Москвы на реабилитационное лечение (реализовали ст. 37 Конституции РФ).

  В нашем классе учатся мальчики и девочки, ребята разных национальностей. Мы все дружим. У нас разные интересы и увлечения. Я с удовольствием посещаю бассейн, катаюсь на лошадях, изучаю английский язык.  Другие ребята учатся в музыкальной школе, посещают спортивные секции, ведь Конституция РФ провозглашает равенство прав ребёнка не зависимо от пола, языка, религии, национального происхождения (по ст. 26 Конституции РФ). Мы любим читать детские журналы «Простоквашино», «Мурзилку», «Цветную ниточку», пишем заметки в нашу школьную газету , ведь это наше право выражать свое мнение, собственные взгляды (по ст. 29 Конституции РФ).

  Нашим мальчикам мы объяснили, что согласно ст.23 они не имеют право обижать нас. Ведь они нарушают право на свободу и личную неприкосновенность. Теперь в нашем классе мальчики не дерутся.

 Когда нам исполнится 18 лет, мы используем право избирать в органы власти (ст. 32 Конституции РФ).

 Краткий обзор II главы Конституции РФ показывает, что наше государство гарантирует права на достойный образ жизни детей, на образование; ведь мы - будущее нашей страны. Мы гордимся тем, что являемся гражданами Российской Федерации.

Учитель нам рассказал, что основные права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, можно квалифицировать как

  • личные (право на жизнь, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.);
  • политические (право на свободу слова, совести);
  • гражданские  (избирательное право);
  • социально-экономические  (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
  • культурные  (право на свою национальную культуру, язык).

 Таким образом: основные права и свободы, получившие своё закрепление в Конституции РФ, соответствуют международному перечню прав и свобод.

Гражданин любой страны имеет не только права, но и обязанности.

Обязанность- это круг действий, возложенных на кого-нибудь, и безусловных для выполнения.

   В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:

  1. Соблюдать законы государства.
  2. Платить налоги, сборы.
  3. Защищать Отечество.
  4. Сохранять природу.
  5. Заботится о детях и нетрудоспособных родителях.
  6. Беречь памятники культуры.

 Я задумалась, какие обязанности должен выполнять ребёнок?

Обязанности детей:

- Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации;

- Уважать права, честь и достоинство других лиц:

- Уважать государственные символы России;

- Заботиться о сохранности исторического и культурного наследия страны;

- Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности ребенка в семье:

  1. Помогать по дому.
  2. Заботиться о старших.
  3. Заботиться о младших.
  4. Хорош учиться.
  5. Стараться не огорчать своих родных.
  6. Быть вежливыми. 

                  Права и обязанности учеников нашего класса. 

Ученик имеет право выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей; открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету; отдых на перемене; помощь учителя в овладении знаниями; участие во внеклассных мероприятиях; поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

Ученик обязан уважать окружающих его людей; достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами; всегда выполнять домашнее задание; участвовать в полезном труде; беречь имущество класса; заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

 Наша главная обязанность – хорошо учиться в школе. Об этом нам говорят родители почти ежедневно.
Обязанность родителей – забота о нас, детях.
Мы верим, что эти дети забудут свои горести, вырастут уважаемыми и счастливыми людьми.

Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!

Результаты работы.


В результате проделанной работы мы узнали свои права и обязанности, записанные в Конституции РФ, ознакомились с основными правами и свободами человека и гражданина, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, стали читателями районной библиотеки, научились пользоваться словарями, узнали, что 10 декабря – Всемирный день защиты прав человека.

Выводы:
1. Человек не может быть совершенно свободным в обществе, он должен иметь права и соблюдать обязанности, иначе жизнь превратится в сплошную неразбериху.
2. Мы поняли, что каждый человек может пользоваться своими правами, не нарушая и уважая права других людей.


3. Изучать права необходимо с детства и пополнять запас знаний всю жизнь.

4.Ребёнок и родители должны знать не только свои права, но и обязанности.


Заключение

Хорошо было бы, если бы все взрослые соблюдали законы, не нарушали права и свободы рядом живущих людей, заботились о своих детях и нетрудоспособных родителях. Не было бы тогда у нас в стране детских приютов, домов престарелых, бомжей.

Возможность иметь права человек получает с момента рождения. Жизнь для человека является главной ценностью. Я хочу обратиться ко всем жителям планеты словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Список использованной литературы

  1. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Конституция РФ.

     3.Соколов Я.В. Граждановедение. /Учебное пособие для учащихся 5      классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2007.

     4. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 2002.

     5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. – М.: «Вита – Пресс», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Права и обязанности детей

права и обязанности детей...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Права и обязанности детей в семье

1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права....

Круглый стол "Права и обязанности детей в семье"

Этот материал поможет классному руководителю дать детям представления о правах и обязанностях в семье, научить практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей. Классный час поможет детям пон...