Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
занимательные факты (2 класс) по теме

Ихсанова Мадина Гарифовна

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ihsanova_m.g._klassnyy_chas_prava_i_obyazannosti_2_klass.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Права и обязанности детей в семье»

(составлен и проведен Ихсановой М.Г.,  учителем начальных классов МОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района для родителей и учащихся 2 класса)

Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход классного часа:

  • Добрый день, уважаемые мамы, папы, бабушки, гости! Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем  очередном классном часе.

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
  • Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
  • Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
  • А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

 А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята,  прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения  записаны на доске, давайте их прочтем.

 (Читают с доски  прикрепленные карточки с предложениями:

 - Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим  детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки -  внукам,  и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры  одним словом? (Семья). Правильно.

 Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).

- А как вы думаете,  почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?  (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях  строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы ...

Если бы на Земле не было любви!»

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре,  на улице и т.д.  А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Вспомним, как  они называются?  (Права и обязанности).

- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).

- Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это –  очень нужные и важные правила, без которых не  сможет существовать ни одна семья.

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье,   почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете  свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете,  выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.

 Работаем в парах.  Задания для работы в парах:

1).  С мамой дети должны жить,

      Ей цветы всегда дарить.

     Это   (разрешается),  (запрещается).            

  • Мы считаем, что это - право ребенка

   …………………………….................................................................... .        

                                                     

2).    Я умею думать,

        Я умею рассуждать,

        Что полезно мне для жизни,

        То и буду выбирать.

    Это   (разрешается),  (запрещается).            

  • Мы решили, что это право ребенка ………………………………………………………………………………  .

3).       Подарить ребенку жизнь

           Маме с папой      (разрешается),  (запрещается).

  • Мы считаем, что это право ребенка на  ................................... .

4).       Вот в углу стоит мальчишка,

           Плачет, надрывается.

           Бить, наказывать ребенка

           Строго   (разрешается),  (запрещается).

  • Мы думаем, что это право ребенка на …………………………………………………………………………..

5).   Петь, рисовать и танцевать,

       Уроки в школе посещать,

       Свои таланты развивать.

       Это  (разрешается),  (запрещается). 

  • Мы считаем, что это право на  …………………………………………. .

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).

                                   Права ребенка в семье

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

 

- Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз  повторим и запомним.

- Ребята, а какие  права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых,  на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

- Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и  взрослым, и детям.

- А сейчас я  хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным  голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик?  (Дети высказывают свои мнения). 

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

- А сможете ли вы  назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.

                          Обязанности ребенка в семье

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших

- Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли  права и обязанности  между собой? Если есть взаимосвязь между ними?  Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками  (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).

Коллективное обсуждение проблемы.

- Итак, какой же вывод можно сделать?  (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.         

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить.  (Чтение текста учителем).

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача –  узнать  почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему  же только один сын помог своей маме, а другие - нет?   (Ответы детей)

Причины выполнения своих обязанностей

Причины невыполнения своих обязанностей

- любил свою маму

- был заботливый

- внимательный

- трудолюбивый

- добрый

- воспитанный

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- и т. д.

- не любили свою маму

- не были заботливыми

-  были  невнимательными

- были ленивыми

- злыми

- невоспитанными

- не понимали, что мамам  тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- и т. д.

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Значит,  как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им  подумать, а потом поступать).

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

Учусь поступать правильно:

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину:  Почему мне это надо  сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим  последствия:

А)  Если я это сделаю, то …(маме  будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б)  Если я это не сделаю, то …(маме  будет плохо, а мне стыдно..)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Молодцы, ребята!

Права, обязанности надо знать.

                        Не только знать, но соблюдать.

                        Тогда легко нам будет жить,

                                Играть, дружить и не тужить.

- Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела  повлиять на здоровье  самых близких людей в семье и как?  (Да, отрицательно).

-  Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

 (Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)

- Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

 (Затем приводят примеры положительного  воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам?  (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

  • А сейчас, уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам,  сказать  друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

- Спасибо. Мы говорим «Люблю»

И звезды светят ярче.

Мы говорим «Люблю»,

Глаза лучатся счастьем.

Мы говорим «Люблю

И радость в дом приходит.

  •  Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, чем больше будем заботиться друг о друге, тем крепче и дружнее будут наши семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Права и обязанности детей в семье

1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права....

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы» (3А класс)

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст...

Классный час на тему: «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией России; 2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; 3.Ф...

Круглый стол "Права и обязанности детей в семье"

Этот материал поможет классному руководителю дать детям представления о правах и обязанностях в семье, научить практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей. Классный час поможет детям пон...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей».

Цель классного часа: знакомство с правами и обязанностями ребенка, воспитание правовой культуры детей....