Многообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Зинатулина Оксана Владимировна
Урок для 1 класса по окружающему миру "Многообразие животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_zhivotnyh.doc856 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие животных

Основные цели: 

Предметные:

1) Формировать представления о существенных признаках животных.

2) Формировать умение определять животных в группы по их признакам.

3) Формировать понятия о птицах, зверях, рыбах, насекомых.

Метапредметные:

1) Создать условия для развития мотивации к познавательной деятельности;

2) Содействовать формированию познавательных УУД: анализ, обобщение, вычленение критериев для классификации, работа с понятием, установление причинно-следственных связей;

3) Содействовать развитию любви и бережного отношения к природе, адекватной самооценки;

4) Создать условия для формирования положительной мотивации к работе в группах.

Дидактические материалы:

 Оборудование: микроскопы, лупы, чучела птиц и зверей, коллекции насекомых, маленький аквариум и живая золотая рыбка; шерсть, чешуя; презентация; фильм о животных; музыка на этап мотивации.

Краткая аннотация к работе: урок окружающего мира в 1 классе  «Многообразие животных» могут использовать в работе учителя начальных классов, работающие в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Конкурсная работа состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного и демонстрационного материала.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

 1.- Сегодня на урок окружающего мира к нам заглянуло солнышко.

МУЗЫКА

   

   Солнце на небе проснулось,

   Нам, ребята, улыбнулось.

   Глазки тихо закрываем,

   Руки к небу поднимаем.

   Лучи солнышка возьмём

   И к сердечку поднесём.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы видите солнышко?

-Поздоровайтесь с нашими гостями и через улыбку поделитесь своим радостным настроением.

2. Прием «Доброе тепло»

- А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте друг другу по цепочке свой положительный настрой на урок.

- Вы поделились волшебной силой через рукопожатие. Я думаю, вам захотелось работать, покажите готовность работать в команде.

3. Я хочу начать урок со стихотворения:

Проводим разные, ребята, мы занятия,

И снова отправляемся в дорогу.

Нас ожидают интересные открытия,

 Благодарим за это мы природу.

-Как вы  думаете, какие слова главные в этом стихотворении?

(Открытия, природу).

- А что такое открытие? (новое достижение, новое знание)

- Определите вид урока. (Открытие нового знания)

- Какие шаги надо сделать, чтобы узнать новое? (Мы ответим на вопрос, чего мы не знаем, и сами найдём способ для решения новой задачи.)

На доске эталон шагов учебной деятельности.

сканирование0007   сканирование0009

- Молодцы! Вы правильно определили этапы нашей работы.

- На уроках окружающего мира мы узнаем много нового.

- А какие качества нам помогают открывать новые знания? (любознательность, активность, целеустремлённость). Я думаю, вы сможете открыть сегодня новые знания.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 – А что такое природа? (то все, не созданное руками человека, что нас окружает)

 Посмотрим небольшой фильм и поймем, о какой природе пойдет речь.

«В мире животных»  

- О какой природе шла речь? (о живой)

- А что такое живая природа?

- Как догадались? ( живые организмы, животные)

-Кто такие животные?

-Каких животных вы знаете?

- Фотографии  каких животных вам сейчас я продемонстрировала? Как их назвать, одним словом? Какие они? (разные)

-Действительно, мир животных разнообразен.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока. (  Многообразие  животных).

Существует целая наука, которая занимается их изучением. Зоология.

- Как думаете, что можем  нового на уроке узнать про животных? (какие бывают, особенности).

На Земле огромное множество животных, но как их отличить друг от друга. Разбейте животных на группы. На экране животные: пингвин, корова, морской конек, бабочка, летучая мышь, морской котик.

- Поднимите руку, кто затрудняется это выполнить.

- С чем мы столкнулись? (с затруднением)

3. Выявление места и причины затруднения.

- В чем оно проявилось? (мы не знаем, по какому признаку нужно распределять животных).

- Причем признак должен быть существенным, т.е. отличительным.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите для себя? (Определить признак деления животных на  группы.)

Сейчас вы представите себя в роли ученых - зоологов и рассмотрев животных определенной группы попробуете вывести эти существенные, отличительные признаки. Работать вы будете в команде. Давайте вспомним правила работы в команде.

И это нам поможет вывести  эталон.

В этом вам поможет план:

- покров тела

- количество ног или лап

- способ передвижения

5. Реализация построенного проекта.

Ученые - зоологи выделяют 4 группы.

- Соберите из букв слова и узнаете название своей группы.

4 группы:

Рыбы

Насекомые

Птицы

Звери

Работа в группах.

  1. Дети собирают из букв названия групп.

2. Рассматривают представителей (Рыбы: в микроскопы рассматривают чешую рыб, с помощью луп золотую рыбку в аквариуме; Насекомые: с помощью луп коллекции насекомых; Птицы: в микроскопы перья птиц, с помощью луп чучела птиц; Звери: в микроскопы шерсть зверей, с помощью луп чучела зверей.

- А теперь рассмотрите представителей ваших групп по плану и выявите существенные признаки данных групп.

На доске появляется эталон:

Животные

         Рыбы                     птицы                      насекомые                           звери

     плавники                 2 ноги                 6 ног( 3 пары)                               4 ноги

      чешуя                        перья                 насечки на теле                   шерсть

-Давайте вернемся к пробному заданию  и попробуем все же распределить животных по группам:

Бабочка - насекомое.

Корова - млекопитающее.

Пингвин – необычные птица, не летает,  тело покрыто перьями.

Морской конек - внешность морских коньков настолько необычна, что с первого взгляда в них трудно признать рыб. Морские коньки - родственники рыбы-иглы. Правда, за время эволюции их тело очень изменилось. В отличие от остальных рыб, коньки расположены в воде вертикально из-за того, что плавательный пузырь распределен по всему туловищу. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей. Коньки подстраивают цвет своих костных чешуек  или пластинок под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно.

Летучая мышь - единственное млекопитающее, которое умеет летать.

Морской котик - Морские котики, несмотря на название никакого отношения к кошкам не имеют. Это ластоногие морские млекопитающие.

ФИЗМИНУТКА

Я называю представителей групп, а вы выполняете движение:

Птицы-махи руками

Звери - шагаем на месте

Насекомые – присели

Рыбы – имитируем, что мы плывем

Карась, дятел, медведь, жук-носорог, синица, слон, щука, стрекоза, белка-летяга, крот, муравей.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Вы любите путешествовать?

- Готовы отправится в волшебное путешествие?

- Путешествие - это всегда масса впечатлений, положительных эмоций и, конечно же, фотографий.

Итак, мы отправляемся. Но транспорт будет необычный. Выберите, подумайте на каком будет лучше рассмотреть представителей ваших групп. Я буду вас ждать с фотоотчетом.

Приложение 1 (ТРАНСПОРТ)

Приложение 2 (КАРТИНКИ ДЛЯ ФОТООТЧЕТА)

Поможет вам эталон.

Работа в группах: дети распределяют представителей по группам с опорой на эталон. Представляют свои результаты с проговариванием отличительных признаков животных.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка. Найди лишнее животное, объясни.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Наш урок подошёл к концу. Что это значит? (Надо подвести итог.)

- Назовите тему урока? (Разнообразие животных.)

- Какую цель ставили перед собой на урок? (Определить признак деления животных на одинаковые группы.)

- Достигли цели? (Да, достигли.)

Докажите! (У нас получилось разделить животных на группы.)

- Назовите группы животных, которые получили? И их признаки.

Но это ребята не все группы, ведь животных огромное количество, позже мы познакомимся и с другими группами.

- Где могут пригодиться полученные знания?

4 октября люди отмечают всемирный день животных, ведь не зря же говорят:

«Любовь к животным в нас заложена природой».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Золотая рыбка со дна моря принесла нам волшебные каменья, которые исполняют самые заветные желания. Выберите себе один камень.

Желтый – если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало.

Синий - если вы сделали открытие с помощью работы команды.

Красный - если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.

- Подводя итог, я желаю вам исполнения ваших желаний, и кто как не Золотая рыбка поможет в этом.

- Как вам работалось в команде?

- Кого поблагодарите за работу на уроке?

Список используемой литературы

  1. https://schoolfiles.net/1493175
  2. https://www.metod-kopilka.ru/urok__po_okruzhayuschemu_miru_na_temu-25724.htm
  3. https://studfiles.net/preview/2975145/page:2/
  4. http://kartinkinaden.ru/otdyh/animals/

5. https://zebroo.ru/gratters/holidays/vsemirnyij-den-zhivotnyih/verse/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие животных, урок и презентация, 3 класс

Конспект урока и яркая красочная презентация "Многообразие животных", где представлены изучаемые в 3 классе группы животных....

разработка урока по познанию мира"Многообразие животных"

полный конспект открытого урока по познанию мира"Многообразие жвотных",использование ИКТ на уроке(видеоролик+слайды.презентации)...

Урок окружающего мира по теме "Многообразие животных"

Деятельностный подход к обучению. УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

урок окружающего мира "Многообразие животных".

Современный урок по окружающему миру "Многообразие животных" 1 класс УМК "Гармония"....

урок окружающего мира "Многообразие животных".

современный урок по окружающему миру в 1 классе УМК Гармония...

Многообразие животных

Презентация на тему "Многообразие животных" по программе"Гармония"1 класс....