Проект "Байкальский сундучок"Внеклассное мероприятие "Конкурс эрудитов"
классный час по окружающему миру (2 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Дети отправились в заочное путешествие по озеру Байкал, где вспомнили героев прочитанных легенд,показали знания о водных просторах Байкала,о животном и растительном мире, правилах поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_o_baykale.docx88.69 КБ

Предварительный просмотр:

   Внеклассное мероприятие  «Байкальский сундучок»

                             Конкурс эрудитов

Задачи: 

1.Обобщить знания о оз. Байкал и его достопримечательностях, показать связь людей с природой.

2.Расширять кругозор, развивать любознательность.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину.

Слайд1. 1.Ведущий: - У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.

Ведущий:- Байкал зовут Байкюлем,

                     Байгулем и Бейхаем:

                     Ему дано немало тайнственных имён.

1.Что же  означает в переводе с тюркского языка «Байкал»?

2.Сколько лет озеру Байкал?

3.Какова максимальная глубина Байкала?

-Сегодня мы подводим итог работы нашего проекта  «Байкальский сундучок». Объявляется конкурс команд- зрудитов.

2.Представление команд ( Ангарские бусы, Скала- хобот, Байкальская нерпа)

Слайд2.3.Отправляемся в путешествие по Байкалу.

Ведущий:- Байкал- одно из древнейших озёр нашей планеты, окутанный множеством тайн, загадок и легенд. О некоторых из них мы говорили. А сегодня вы ещё раз всё вспомните, разгадав кроссворд.

1) Домашнее задание – Герои легенд о Байкале.

Капитаны команд вытягивают номера с очерёдностью ответов на вопросы.

                                                           1

Команды по очереди разгадывают кроссворд. (3 уч-ся задают командам вопросы.)

Герои легенд о Байкале

9

2

1

7

8

3

4

5

10

6

Слайд3.-По горизонтали:

  1. Золотой сосуд, за которым юноши ныряли в Байкал, а но на самом деле находился на вершине горы.
  2. Заветные сокровища, которые  красавица Ангара хранила в хрустальной шкатулке и одела только перед своим любимым другом Енисеем.
  3. Огромный косматый зверь, который жил в стародавние времена у Байкала и однажды пригрозил «закидать Байкал камнями, как лужу», за что и был превращен в скалу.
  4. Легендарный богатырь, верный друг Байкала, который охранял Ангару, а сейчас это самый большой остров на Байкале.
  5. Белоснежная птица, которая превратившись в девушку, стала женой Хордея в одноименной легенде.

                                            2

  1. Горная богатырша, хозяйка Малого моря, в которую влюбились два ветра-богатыря, а она потребовала от них омулёвую бочку.

По вертикали:

  1. Название камня, который Байкал кинул в след убегающей дочери Ангаре.
  2. Главная промысловая рыба на Байкале, есть легенда о бочке такой рыбы.
  3. Ветер- великан, хозяйничает на Байкале, по легенде влюбился в Сарму и чуть не поссорился из-за неё со своим другом ветром – великаном Култуком.
  4. Неуязвимое животное, любимец хозяйки тайги Хэтен,  носил волшебные рога, налитые целебными соками, способными даровать человеку здоровье и богатырскую силу.

Ведущий:- Молодцы! Вижу, что вы хорошо поработали дома.

Ведущий:- Байкал- это очень красивый уголок природы. Каждый человек должен это помнить, чтобы его сохранить. При входе на территорию Байкала, мы вспомним правила поведения в лесу.

1 задание: Какой запрещающий знак поставит каждая команда у входа? (Д/з)(Команды рассказывают о знаке) – А ещё что должны помнить?

Слайд 4- правила поведения в лесу

2задание: - Пока добираемся до озера, предлагаю разминку- назвать птиц, рыб, растения, встречающиеся на территории Байкала. (Дети вытягивают табличку с заданием- по очереди называют представителей флоры и фауны)

3 задание: - Оказались на берегу озера. Посмотрите , какая красота вокруг!

Слайды5-11- природа Байкала

Конкурсные задания:

Водные просторы

Ведущий:- Где раскинул свои водные просторы Байкал?(показ по карте)

Задание1-Основное богатство озера Байкал- вода. Расскажите всё о ней.

Слайд 12-13-1.Какая вода в Байкале?                                                 3

2.Почему воду Байкала называют уникальной?

3.От чего зависит цвет байкальской воды?

4. Какого рачка называют чудом Байкала и почему?

5.Где разливают бутилированную воду?

6. Прозрачность воды позволяет видеть весной до какой глубины?

7. Сколько % пресной воды от мирового запаса в Байкале?(20%)От российского запаса? (90%)

Задание2: -Какова наибольшая глубина Байкала?

-Сколько рек несут свои воды в озеро?

-А сколько уносят?

Игра «Буквы рассыпались»- собрать название рек (Ангара, Селенга, Баргузин).

Вопросы задают дети:

1.Сколько лет понадобится Ангаре, чтобы осушить водную чашу Байкала?

2. Какая река приносит половину объёма воды Байкала?

3. У какой реки, у населённого пункта и  ветра одно название?

Слайд-14- прозрачность воды

Животный мир

4 задание: - Опускаемся на глубину. –Какую рыбу мы увидим- разгадаем ребусы и загадки. (омуль, таймень, голомянка, осётр)

- Что интересного можете рассказать о них? ( Дети по очереди дают информацию)

Задание на внимание- Расположите рыбы по размеру, начиная с самой маленькой.

Слайд-15 –проверка                                                                           4

Слайд 16-5задание: - найдите «лишнее»

Медведь

Лисица

Кабарга- травоядное

Волк

Слайд 17-18- -Что знаете о кабарге? –Как называют её? Что интересного у этого животного?

6 задание: Какое млекопитающее – эндемик живёт на Байкале? (нерпа)

Вопросы командам задают дети.

1.Как называется детёныш нерпы?

2.Как дышит нерпа подо льдом в Байкале?

3. До скольки км развивает нерпа скорость при опасности?

Слайд 19-нерпа

Растительный мир

Слайд 20-А) Игра «Путаница»- распределите информацию о хвое, лесах и использовании человеком  дерева. (Команды получают карточку с названием дерева)

Название дерева

Особенности хвои

Какие леса из этих пород

Использование человеком

Вопросы командам дают учащиеся:

1.Какой цветок расцветает на 18 году жизни?

2.Как в народе называется купальница байкальская?

3.Что такое ходульные деревья? На каком острове их можно встретить?

 -Лабиринт

                                                           5

Ведущий:- Много мы с вами побродили по окрестностям Байкала и заблудились. Чтобы выйти, нам необходимо найти в лабиринте слова и сказать, что они обозначают.

                    Найди спрятанные слова из «Байкальского сундучка»

и

е

к

г

с

и

у

к

к

у

р

о

к

е

с

О

л

ь

х

о

н

м

г

н

м

С

е

л

е

н

м

м

с

о

б

о

э

н

д

о

а

г

а

у

й

ф

ы

л

т

а

е

м

и

к

л

л

ц

ф

я

ь

ч

с

о

я

н

и

р

ь

ж

ю

ж

э

а

ч

ч

н

ь

с

ч

н

а

т

ь

б

й

ц

у

к

е

д

р

у

р

ч

а

е

к

ч

с

а

р

м

с

и

к

и

о

л

а

ч

с

м

и

А

н

г

а

р

а

о

й

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

о

з

х

ъ

ф

ы

в

а

п

Б

а

й

к

а

л

Подсказка

Каждая выделенная буква является началом слова.             6

Слайд 21- проверка

Слайды22-25- картинки из лабиринта

Ведущий:- А сейчас каждая группа задаёт вопрос для группы- соперницы.

Ведущий:- За каждое выполненное задание вы получали бусину Ангары. Сейчас соберите нитку ангарских бус и подарите тому, кому хотите.

-Мысленно бросьте монетку в озеро Байкал? Зачем?

Слайд 26-Рефлексия: -Выразите свою работу на занятии жестом.

                                                            7

1.Сколько лет понадобится Ангаре, чтобы осушить водную чашу Байкала?

2. Какая река приносит половину объёма воды Байкала?

3. У какой реки, у населённого пункта и  ветра одно название?

1.Как называют детёныша нерпы?

2.Как дышит нерпа подо льдом в Байкале?

                                                                      3. До скольки км развивает нерпа скорость при опасности?

                    Найди спрятанные слова из          

                   «Байкальского сундучка»

и

е

к

г

с

и

у

к

к

у

р

о

к

е

с

О

л

ь

х

о

н

м

г

н

м

С

е

л

е

н

м

м

с

о

б

о

э

н

д

о

а

г

а

у

й

ф

ы

л

т

а

е

м

и

к

л

л

ц

ф

я

ь

ч

с

о

я

н

и

р

ь

ж

ю

ж

э

а

ч

ч

н

ь

с

ч

н

а

т

ь

б

й

ц

у

к

е

д

р

у

р

ч

а

е

к

ч

с

а

р

м

с

и

к

и

о

л

а

ч

с

м

и

А

н

г

а

р

а

о

й

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

о

з

х

ъ

ф

ы

в

а

п

Б

а

й

к

а

л

Подсказка

Каждая выделенная буква является началом слова.

1.Какой цветок расцветает на 18 году жизни?

2.Как в народе называется купальница байкальская?

3.Что такое «ходульные деревья»? На каком острове их можно встретить?

1     2     3

http://www.7ero.ru/uploads/img/14200812209538065751429900049.jpg

Жили ли на Байкале мамонты?

Безусловно. Об этом свидетельствуют многочисленные находки останков мамонтов, главным образом, их зубов и бивней.

Помимо мамонтов, на Байкале обитали и другие представители мегафауны, например, шерстистые носороги. Как и мамонты, они достигали весьма крупных размеров.

Вымерли все эти животные более 10 тысяч лет назад. Возможно, слово вымерли здесь не совсем уместно – огромную роль в исчезновении этих удивительных животных сыграли люди.

Какие ветра дуют на Байкале?

Известно порядка тридцати  названий Байкальских ветров. Но это не означает, что все они существуют. Просто некоторые из ветров имеют несколько названий.

Наиболее известные ветра:

Баргузин – это северо-восточный ветер, дующий в средней части озера Байкал.

Култук – ветер, дующий с южной оконечности озера в северо-восточном направлении.

Сарма – наверное самый страшный ветер на Байкале. Дует из долины реки Сарма. Холодный арктический ветер, переваливший через приморский хребет, попадает в долину реки, этакую аэродинамическую трубу. Где достигает ураганной силы. С Сармой связаны наиболее страшные трагедии на Байкале.

Шелонник – воздушные массы, пришедшие из Монголии, скатываясь с хребта Хамар-Дабан, доставляют немало проблем рыбакам, т.к. как правило, с ветром на южную оконечность озера спускаются густые туманы.  При отсутствииGPS-навигатора становится достаточно проблематично определить направление к родному берегу. Ветер охватывает только южную оконечность озера.

Ангара – ветер дует из долины реки Ангара. Как правило, приносит сырую, холодную погоду.

Покатуха – Северо-западный ветер в южной оконечности озера Байкал. Очень сильный и опасный ветер. Проблема в том, что возникает практически внезапно, достигая страшной силы.

Бывают ли на Байкале шторма?

Да, бывают и довольно сильные. Во время шторма волна не редко достигает 4-5 метров. Есть информация, что фиксировались волны и 6 метров. Но сезон штормов приходится в основном на осенние месяцы. Летом шторма случаются крайне редко и весьма не продолжительны.   

Какая рыба водится в Байкале?

В настоящее время на Байкале насчитывается 52 вида рыб. Причем из них 27 видов являются эндемиками. Наибольший интерес для рыболовов представляют  такие виды как – омуль, хариус, ленок, щука, сорога, окунь. Главная промысловая рыба – омуль. Водится в Байкале и осетр, но рыбалка на него запрещена.

Когда замерзает Байкал?

Считается, что ледостав на Байкале начинается в конце декабря, но полностью озеро замерзает лишь в 20-х числах января. Не замерзает ни когда лишь исток реки Ангары, это обусловлено тем, что в Ангару втягиваются вода с глубины, где температура воды имеет плюсовые значения.  Освобождается Байкал от льда в мае.

Почему вода в Байкале пресная?

Реки, питающие Байкал, несут воды очень слабой минерализации, т.к. их русла сложены трудно растворимыми кристаллическими породами.  А реки это основной источник питания Байкала как водоема.

Есть ли в Байкале млекопитающие?

Единственный представитель млекопитающих, живущий в Байкале, это байкальский тюлень или как еще его называют - нерпа. Как попала нерпа в Байкал точно не установлено, существует версия, что она пришла из Ледовитого океана по Енисею и  Ангаре.

Самая страшная трагедия на Байкале.

Самой страшной трагедией, которая произошла на Байкале, принято считать случай произошедший с 14 на 15 октября 1901 г. Буксир «Яков», следуя из Верхнеангарска, вел за собой три судна "Потапов", "Могилев" и "Шипунов". В Малом море, недалеко от мыса «Кобылья голова», суда попали в страшный шторм. Буксируемые суда были отпущены. Буря продолжалась двое суток. Погибло 176 человек. Ветер был такой силы, что просто забрасывал людей на скалы. Примерзшие к скалам трупы находили на высоте 10-ти саженей.

 

На побережье Байкала встречены кедр в возрасте 550 лет и лиственница 700 лет. При этом древесина их стволов не имела даже сердцевинной гнили, а крона - никаких признаков возрастного угнетения. Кедр в 550 лет продолжал плодоносить. Это не предел долгожительства деревьев на берегах озера, вероятно, возможны и более великовозрастные экземпляры.

Самые древние организмы в Байкале – это губки, представленные эндемичным семейством любомирскиид (Lubomirskiidae), тремя эндемичными родами и шестью видами. Эти простейшие многоклеточные живые организмы найдены в ископаемом виде в осадочных породах (глинах) третичного возраста. За всю длительную историю они почти не претерпели никаких изменений. Некоторые ископаемые формы принадлежат не только к тем же родам, но даже к тем же видам, которые обитают и в настоящее время в Байкале.

В экспериментальных условиях, когда нерпу удерживали под водой, она находилась там до 65 минут (рекордная продолжительность). В природе нерпа бывает под водой до 20 - 25 минут - этого ей достаточно, чтобы добыть пищу или уйти от опасности.

Птицы Байкала


Более 230 видов птиц гнездятся в районе озера Байкал. Из них 29 водоплавающих. Множество видов уток, гуси и лебеди-кликуны встречаются на озере. Совсем недавно вернулись, исчезнувшие в 60 годах прошлого века, черные бакланы (на фото). Осенью на берегах можно увидеть более 30 видов мигрирующих куликов. Изредка можно встретить цаплю и чернозобую гагару. Множество птиц селятся в дельтах рек и на мелководных заливах.
Зимой, в истоке 
Ангары, остаётся свободный от льда участок реки протяженностью до 15 км. На этом участке остаются на зимовку водоплавающие птицы: гоголи, крохали, лутки, морянки, хохлатая чернеть и др, а также оляпки из отряда воробьиных. Днем птицы кормятся, ныряя за пищей, а на ночь улетают открытое пространствоБайкала, ночуют в торосах. Питаются эти птицы гаммаридами, личинками ручейников, моллюсками.
В окрестностях озера живут соловей-красношейка и синий соловей. Кроме обыкновенной кукушки можно услышать кукование глухой кукушки. В Прибайкалье обитает 7 видов орлов - беркут, белоголовый орел, степной орёл, большой подорлик, орёл-карлик, орлан-белохвост и орлан-долгохвост.
Черный баклан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие эрудитов" 3кл

Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в форме игры-викторины....

Внеклассное мероприятие "Путешествие эрудитов" 3кл

Конспект внеклассного мероприятия для 3 класса в форме игры-викторины....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Конкурс эрудитов», посвященного Дню защитника Отечества

Внеклассное мероприятие со студентами общежития и приглашёнными отцами,посвещённое празднованию 23 февраля.дня защитника Отечества....

Внеклассное мероприятие «Сундучок северных самоцветов» 1 класс

На этом внеклассном мероприятии дети в игровой форме знакомятся с фольклором народов Севера на примере саамской песни «Мой отец - оленевод», пословиц и сказок (мультфильма «В яранге горит огонь», созд...

Сундучок северных самоцветов. Презентация к внеклассному мероприятию. 1 класс

Сундучок северных самоцветов. Презентация к внеклассному мероприятию. 1 класс....

Внеклассное мероприятие "Бой эрудитов"

Внекласное мероприятие в рамках математической декады "Бой эрудитов" 4 класс  коррекционная школаЦель:  активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии по мате...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике, 4 класс. Игра-соревнование "Математические сундучки"

Внеклассное мероприятие проведено в рамках Дня точных наук для учащихся 4-х классов. Условия игры: каждый участник мероприятия работает сам за себя, за правильные ответы получает приз; в итоге ст...