«Путешествие по природным зонам России» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Епанова  Елена Александровна

Открытый урок

по окружающему миру в 4 классе

«Путешествие по природным зонам России»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру в 4 классе

«Путешествие по природным зонам России»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА

     

   

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,  

  взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.

Воспитывать:

 -бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир»  4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России».

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Учитель:   Интересная игра сегодня у нас

                    К ней готовился каждый из вас.

                    Чтоб играть, надо много знать,

                    Уметь думать, логически рассуждать.

                    Вам, я думаю, всё по плечу,

                    Ведь я вас четвёртый год учу.

                    И верю, что каждого ждет свой успех,

                    Душою болею за вас за всех.

                                                                                                                   ( Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много  интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

В наше путешествие не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

Для удачного путешествия  я предлагаю   вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

Наше путешествие мы начнем с «Разминки».            (Слайд 2)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:   

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

 а) с запада?     

 б) с севера?              

 в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4.  Самое глубокое озеро России

Байкал

5.  Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

6

7. Самая северная природная зона

Арктика

8. Самая большая природная зона по территории

Лесная

9. Самая жаркая природная зона

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель:  Молодцы ребята.

3.  Обобщение знаний о положении,  особенностях неживой природы  и занятиях населения природных зон.

 Работа в группах.

Учитель:

-А сейчас наше следующая остановка находится на станции  «Географическая»                                               (Слайд 3)

- Каждая группа получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

( Ученики  работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску)

Доска:

Черноморс.

 

Тундра

 

Арктика

 

Пустыня

 

Лесная

 

Степь

 

Природная  зона

 

                                 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение зоны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

климат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                     

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах). 

- Молодцы ребята. И с этим заданием справились.

4.Физминутка.  По родному краю дружно мы шагаем.  (марш на месте)

                              Справа от нас – зелёный луг.  (поворот)

                                Слева от нас находится лес       (поворот)

                                В таком лесу полно чудес.

                                Белки с ветки на ветку скок,    (прыжки)

                                Филин крыльями машет. Ух!

                                Аж захватывает дух!    (махи руками)

                                Солнце над берёзами светит нам.   (повороты головы)

                                Мы рады ягодам, грибам!    (наклоны)

5. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель:  Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Игра «Рассели животных по природным зонам»                                        (Слайд 4)

(Учащиеся, получившие карточки «Зоологического лото» с изображениями животных расселяют (прикрепляют к карте) их по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:  Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики  (тундры, лесов и т.д.)

                    - Кто не согласен ?  Объясните свой ответ.

Учитель:  Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию  «Ботаническая»

                                                                                                                             (Слайд 5)

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

 

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и  выполнить  тест. На листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:  

 

лишайник

 

дуб

 

ягель

 

лиственница

 

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений

(Слайд 6)

Самопроверка.     

                                            (Слайд 7)

Правильный  ответ: 1-лишайник

                                       2-дуб

                                       3-лиственница

                                       4-каштан

                                       5-ягель.   

Учитель:  Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

7. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

  Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Слайд 8)

Учитель:  Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России.  Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники  и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46

Используя  материал  учебника,  заполните таблицу

«Заповедники и национальные парки России».

название

Где находится

Когда создан

1.

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

1976

2.

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

1979

3.

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской  области  по берегу Оки)

1945 год

4.

Дрофиный питомник

Зона степей

 

5.

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

1990 г.

6.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

 

Индивидуальная работа по проверке заполненной таблицы. 

 (Слайд 9)

Учитель:

- Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося : Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

8.  Подведение итогов урока.

Учитель:

-Что  полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?   

-На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить  ребят,

которые активно работали на уроке...

10. Домашнее задание:                                                                                     

 « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.

Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...

4 класс. Урок игра – соревнование «Путешествие по природным зонам России», соавтор Колямина С.А.

Диплом победителя Всероссийского конкурса "Здравствуй, школа!" в номинации "Лучший мультимедийный урок", организованного УчМет.Цель игры:- расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Приро...

Конспект урока с презентацией "Путешествие по природным зонам России"

Конспект урока с презентацией для интерактивной доски по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России».

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА «Путешествуем по природным зонам России»....