Куликовская битва
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Болотина Елена Юрьевна

Причины и итоги Куликовской битвы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цели: 1. Предметные: формировать представления учащихся о нашествии монголо-татар на русскую землю, князе Дмитрии Донском и Сергии Радонежском; значении  Куликовской битвы в истории Древней Руси и её героях.

2. Личностные: создать условия по организации деятельности учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

создать условия для воспитания навыков культуры общения;

создать условия для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, развития умения излагать свои мысли устно и письменно.

3. Регулятивные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии; разрешать поставленные проблемы.

4. Коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формировать навыки сотрудничества (создание условий для работы в группах).

5. Познавательные: развивать умения выполнять анализ, обобщение, классификацию.

Оборудование: 1. Демонстрационное: мультимедийный проектор; компьютер; экран; презентация «Куликовская битва.  Князь Дмитрий Донской», кроссворд по теме  урока «Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской», выставка книг.

2. Индивидуальное: А.А. Плешаков, «Окружающий мир» учеб. Для 4 кл. – М.: Просвещение, 2013г., ч 2 с.; дополнительная литература и энциклопедии, Ожегов и Ушаков «Толковый словарь», тест по теме «Московские князья – собиратели русских земель. Иван Калита».

3. Для групповой работы: конверты с заданиями.

                                                              Ход урока

I.  Психологический настрой на урок

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и  всем окружающим. Ведь улыбки, хорошее настроение располагают к приятному общению , а теперь настроимся на работу.

II. Проверка домашнего задания

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Мы изучили тему «Московские князья – собиратели русских земель. Иван Калита»).

Проверка домашнего задания (Мозговой штурм)

  1. Какие земли оказались более безопасными для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды)
  2. Какие города здесь располагались? (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль)
  3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости)
  4. Какие ремёсла возродились в этих городах? (Трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотёсы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи)
  5. Как возникали монастыри? (Поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами)
  6. Как назывался монастырь около города Радонежа и кто его основал? (Троицкий, позднее Троице-Сергиев, а основал его Сергий)
  7. Что вы можете рассказать о его жизни?
  8. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович)
  9. Почему князя Ивана Даниловича прозвали Калитой?

    10) Как изменилась Москва во времена правления Ивана Даниловича?

    11) Почему во времена его правления Московское княжество стало самым сильным      на Руси.

   12) Почему Ивана Калиту называют первым собирателем Руси? (Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий-уделы и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли.)

Постановка проблемы урока. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, открыли учебник на странице 70. Прочтите тему урока.

-Назовите синоним к слову «БИТВА» (сражение).

-Посмотрите на вопросы на доске: с кем? Почему? Где? Как? Кто?

-Сформулируйте свои вопросы, используя данные слова.

1) С кем была эта битва?

2) Почему она произошла?

3) Где она была?

4) Как происходил ход битвы?

5) Кто победил? (Итоги Куликовской битвы).

-Давайте сформулируем цель урока. (Узнать о Куликовской битве)

V. Изучение нового материала

-Для изучения новой темы мы разделимся на 5 групп.

  1. Для того, чтобы приступить к работе необходимо повторить правила работы в группе и в паре:
  1. Будь доброжелательным товарищем.
  2. Чётко высказывай способ решения.
  3. Умей слушать других.
  4. Пользуйся только вежливыми словами.
  5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

 (Каждой группе даны вопросы, указаны страницы учебника и части параграфа, в которых можно найти ответы на поставленные вопросы. Можно пользоваться дополнительным материалом из Интернета, который распечатан на листах. Как только закончите, берётесь за руки. Для меня это будет сигналом к тому, что вы уже готовы)

Первая группа исследователей получает вопросы.

(стр.70 от слов «Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды»

до слов «Спор должен был решиться на поле боя»)

1) Кто бросил вызов Золотой Орде? (Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович)

2) В чём выражался этот вызов? (Перестал платить дань)

3) Как изменилась Москва во время правления Дмитрия Ивановича? (Возвёл вокруг Кремля белокаменные стены)

4) Что происходило в ту пору в Орде? Кто в тот период правил Ордой? (Хан Мамай)

5) Как Мамай решил наказать Русь за неповиновение? (Собрал большое войско и пошел на Русь)

Вторая группа исследователей получает вопросы.

(стр.70-71 от слов «Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай»

 до слов «В помощь князю он отправил двух богатырей-Пересвета и Ослябю»)

  1. Когда стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай? (Летом 1380 года)
  2. С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (С целью собрать силы для отпора врагу)
  3. Куда отправился князь Дмитрий? (В Троицкий монастырь)
  4. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Сергий Радонежский)
  5. Кого Сергий отправил в помощь князю?

Третья группа исследователей получает вопросы.

(стр.71-72 от слов «В начале сентября Русское войско вышло к Дону»

до слов «И сразу же началась жестокая сеча» )

  1. На какой реке встретились войска? (На реке Дон)
  2. Когда и где разгорелась битва? (8 сентября 1380 года на Куликовом поле между Доном и его притоком-рекой Непрядвой)
  3. Расскажите о вооружении русского  воина. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
  4. С чего началась битва? (С поединка Пересвета и Челубея)

     5)      Что означает слово поединок?

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой? (Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог)

Найдите значение слов:

Единоборство - …

Поединок - …

  1. Чем закончился поединок? (Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. Началась жестокая битва)

VI. Физкультминутка

Четвёртая группа исследователей получает вопросы.

(стр.72 от слов «Страшны были удары копей и мечей»

до слов «Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ »)

Работа со схемой-картой расположение русских и монголо-татарских войск на                                                  Куликовской битве. Расскажите и покажите по карте.

1). Найдите на карте место Куликовской битвы.

2) Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск.

(Русские войска вышли из московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)

-Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия Ивановича?

-Какое преимущество было у князя Дмитрия?

-Для чего он оставил резервный и засадный полки?

-Как он ими воспользовался?

Пятая группа исследователей получает вопросы.

 (стр.72 от слов «Весть о победе разнеслась по всей Руси»

 до слов «Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной»)

  1. Чем закончилось сражение? (Победой русских войск)
  2. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской)
  3. Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг ещё был силён. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

           4). Итоги куликовской битвы.

Эта победа  была началом возрождения новой Руси.

Русский народ убедился, что его сила в единстве.

Выросло значение Москвы и московского князя.

Был  уменьшен размер дани Золотой Орде.

Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

-Как вы думаете почему надо знать историю своей Родины?

-Знать прошлое-это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее, а главное- не допустить повторения этих ошибок.

-Какие события сейчас происходят на Украине?

-Как вы считаете, какой главный урок нашей истории забыли нынешние руководители Украины? (только объединившись мы –сила)

-Почему Русь попала в зависимость к Золотой Орде? (Князья враждовали между собой и не поддержали друг друга перед грозным врагом.

-Почему же в Куликовской битве Русские одержали победу? ( Потому что собрали  единое войско земли русской)

VIII. Закрепление нового материала. Работа в парах.

Кроссворд по теме «Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской»

IX Рефлексия.

X Домашнее задание:

1. Прочитать текст  на стр. 70 -72, пересказать.

2. Выполнить задание в тетради №1, 2.

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Правила работы в паре, в группе.

 1. Будь доброжелательным товарищем.

 2. Чётко высказывай способ решения.

 3. Умей слушать других.

 4. Пользуйся только вежливыми словами.

 5. Если оказался не прав, то не стыдись признать ошибку.

Первая группа исследователей получает вопросы.

(стр.70 от слов «Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды»

до слов «Спор должен был решиться на поле боя»)

1) Кто бросил вызов Золотой Орде?

2) В чём выражался этот вызов?

3) Как изменилась Москва во время правления Дмитрия Ивановича?

4) Что происходило в ту пору в Орде? Кто в тот период правил Ордой?

5) Как Мамай решил наказать Русь за неповиновение?

Вторая группа исследователей получает вопросы.

(стр.70-71 от слов «Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай»

 до слов «В помощь князю он отправил двух богатырей-Пересвета и Ослябю»)

  1. Когда стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай?
  2. С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?
  3. Куда отправился князь Дмитрий?
  4. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
  5. Кого Сергий отправил в помощь князю?

Третья группа исследователей получает вопросы.

(стр.71-72 от слов «В начале сентября Русское войско вышло к Дону»

до слов «И сразу же началась жестокая сеча» )

  1. На какой реке встретились войска?
  2. Когда и где разгорелась битва?
  3. Расскажите о вооружении русского  воина. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
  4. С чего началась битва?

     5)      Что означает слово поединок?

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?

Найдите значение слова:

Поединок - …

  1. Чем закончился поединок?

Четвёртая группа исследователей получает вопросы.

(стр.72 от слов «Страшны были удары копей и мечей»

до слов «Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ »)

Работа со схемой-картой расположение русских и монголо-татарских войск на Куликовской битве. Расскажите и покажите по карте.

1). Найдите на карте место Куликовской битвы.

2) Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск.

3) Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия Ивановича?

4) Какое преимущество было у князя Дмитрия?

5) Для чего он оставил засадный полк?

6) Как он им воспользовался?

Пятая группа исследователей получает вопросы.

 (стр.72 от слов «Весть о победе разнеслась по всей Руси»

 до слов «Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной»)

  1. Чем закончилось сражение?
  2. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после этой битвы?
  3. Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая?

           4). Итоги куликовской битвы.

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко. (да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.
Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)

Предложения, которые можно использовать при оценивании работы в группе.

Ребята рассказывали доступно, понятно.( да или нет)

Правильно составляли предложения.(да или нет)

Говорили громко, четко.(да или нет)

Их речь была выразительная, эмоциональная.(да или нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Куликовская битва.

Московское княжество перед Куликовской битвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской и церковь, набег Тохтамыша....

Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.

Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать  представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать  кругозор  обучающихся,  устную...

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Кроссворд на тему "Куликовская битва"

Кроссворд для 4 класса по теме "Куликовская битва". Учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков...