Исследовательская деятельность "Ложка - простой предмет?"
проект по окружающему миру (2 класс)

Сердюцкая Лариса Николаевна

Исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте.

Тема моего выступления:

Ложка - простой предмет?

«Дорога ложка к обеду» - так гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых предметов. Я поставила перед собой вопрос «А так ли проста ложка? И как ее можно еще использовать?» С этого и началось мое исследование.

Цель исследования: изучить применение ложки в разных видах деятельности. (слайд    )

Задачи представлены на слайде   (слайд    )

Гипотеза: почему  ложка прослужила тысячелетия и актуальна в современном мире.

Предмет исследования и методы исследования представлены на слайде.

Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор? Я  захотела узнать  побольше о ложке и решила найти информацию в интернете. Вот  что я узнала.

        Так, за пять тысяч лет до н. э. в Египте уже пользовались ложками из дерева и камня, о чем свидетельствуют раскопки.

        Считают, что деревянные ложки появились еще в каменном веке. В то время делались также ложки из глины, кости, рога.(слайд    )

        А с появлением бронзы  и меди, стали изготавливать ложки и из этих материалов. Первое упоминание о серебряных ложках на Руси относится к  998 году. Интересно, что эти ложки предназначались для дружины князя Владимира.(слайд    ) Простые люди, конечно, в основном пользовались деревянными ложками.

        В Греции с древнейших времен популярностью пользовалась некое подобие ложки – ракушка, которой было удобно «загребать» пищу.

        В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди.(слайд       )

        Когда же ложка добралась до Руси-матушки? В период  царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная.(слайд    )

        Из чего делали ложки - в каждой стране?  

Из того, чего было больше - в Египте из дерева и слоновой кости, в Греции из ракушек, бронзы и серебра. В старой России посуда была в основном деревянная (фарфор появился уже ближе к 19 веку, металл был дорог, и все это было доступно лишь богатым). Точение посуды и ложкарный промысел (изготовление ложек) были по всей России.

Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов.

        Какие обычаи и обряды связаны с ложкой.

Узнала я у бабушек  про обряды связанные с ложками. Деревянные ложки как обрядовый ритуал связывали красной лентой и давали молодым на свадьбу, чтобы они всю жизнь ели из одной миски и прожили всю жизнь вместе. Дружок на свадьбе строго должен следить за ними. Сейчас на свадьбе невеста бросает букет подружкам. Моя  прабабушка рассказала другой обряд. Они бросали ложку деревянную через плечо. Если ложка падала вверх углублением, то в семье первой родится девочка, а если вверх выпуклым – мальчик.

        Много пословиц и поговорок узнала я про ложки в библиотеке (слайд    )

        Из "Большого каталога посуды" узнала, что сегодня изготавливают огромное количество разнообразных ложек. Основные виды ложек: столовая, десертная, чайная, кофейная, барная. Дополнительные виды ложек: ложка для супа, для яиц, для бульона, для салата, сувенирная ложка и т. д.

Сейчас в современном хозяйстве человека можно встретить: ложку-ручку, ложку для солений, ложку салатную, ложку рыбака.(слайд     )

        Я составила небольшую анкету и провела её  в классе.

В анкетировании приняло 25 человек из класса.

На вопрос   Какие виды ложек есть у вас дома?

   Я выяснила, что семьи учеников отдают предпочтение основным видам ложек:

а) Столовая             б) Чайная             в) Десертная

На вопрос  Чем ещё может являться ложка?

........выяснилось, что ученики применяли или видели   ложку и в другом назначении:

а) Сувенир -   92  %                         б) Музыкальный инструмент -     96 %

в) Ложка вместо весов -   80  %

На вопрос   Из каких материалов сделаны ложки, которые есть  у вас дома?

Я выяснила, из каких материалов больше используются ложки в быту:

из  металла  - 100 %                 из  дерева - 40 %

из  пластмассы -  88 %

Вывод: по полученным результатам я определила, что большинство учеников пользуются: столовой, чайной, десертной  металлическими ложками. Ложку можно использовать как сувенир,  музыкальный инструмент.

 Я задумалась, зачем деревянные ложки нам сейчас?

Так как деревянная ложка на протяжении многих лет была для приёма пищи, оберегом, использовалась в пословицах как народная мудрость, она актуальна в современном мире. Деревянные ложки очень красивые, поэтому используются как сувенир. Являются замечательным музыкальным инструментом, а кто - то использует по прямому назначению.

        Передо мной встал вопрос: «Как можно использовать пластмассовые ложки?» И тут я решила поэкспериментировать.

Эксперимент №1 "Веер"(слайд   )

Цель: сделать из ложек и  декоративного материала веер.

1. Начертила два  полукруга на картоне, вырезала.

2. Выложила ложки  на одном полукруге.

3.Приклеила ложки к полукругу из картона.

4.Приклеила сверху вторую половинку полукруга.

5.Продела ленту через одну ложку.

6.Наклеила пайетки на каждую ложку.

7.Украсила  бантами.(слайд    )

        Вывод: при помощи пластмассовых ложек я смогла сделать веер, могу его использовать как сувенир.

Эксперимент  №2 "Герои сказки"(слайд   )

Цель: сделать из пластмассовых ложек  героев сказки "Репка"

1. Распечатала героев сказки

2.Приклеила персонажей на картон, вырезала.

3.Приклеила к ложкам персонажей сказки.

Вывод: у меня получились герои сказки, которых  я могу использовать при инсценировании  сказки. (слайд   )

Эксперимент №3 "Рамка для фотографии"

Цель: сделать рамку  для  фотографии с помощью пластмассовых ложек.

1.Начертила круг при помощи циркуля, вырезала.

2. В середине этого круга начертила круг меньше по размеру.

3. Приклеила оранжевую ленту по краю маленького круга,  а по краю большого зелёную.

4.Разложила ложки в определённой последовательности: зелёная, оранжевая и т.д.

5.Приклеила ложки по кругу, приклеила фотографию,  украсила  пайетками.

Вывод: получилась интересная  рамка для  фотографии.(слайд   )

Эксперимент №4 " Ночник Ананас"

Цель: сделать из пластмассовых ложек и пластиковой бутылки ночник.

1.Отрезела дно у бутылки.

2.Приклеила ложку к стенкам бутылки, начиная снизу, каждый последующий ряд в шахматном порядке.

3. Покрыла лаком каждую ложку.

4.Из цветной зелёной бумаги вырезала листики для ананаса,  приклеила.

5.Вставила свечку.

Вывод: получился ночник, который можно использовать без света.(слайд    )

В результате проведённых экспериментов  можно сделать следующие выводы:

        1.Ложка имеет довольно почтенный возраст.

        2.Ложка является неотъемлемой частью быта русского человека. Мы убедились, что ложку можно использовать не только как  столовый прибор, но и  как музыкальный инструмент и декоративное украшение.

        3.Пластмассовые ложки можно использовать для изготовления различных поделок.

        4. Русский народ  сложил много пословиц, поговорок  о ложке.

        5.Ложка  прослужила тысячелетия и актуальна в современном мире.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Исследовательская работа на тему: " Простое чудо- снежинки"

Ученики 4 класса провели исследование снежинки. Изучили литературу, отвечающую на вопрос- Что такое снежинка?Провели опыты, которые не подтвердили их гипотезу. узнали сами и рассказали другим, ч...

Мастер-карандаш, или такой непростой «простой» карандаш (исследовательский проект)

Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи маркировки простого карандаша и типом штриха на рисунке. Задачи:Собрать и систематизировать достоверную и полную информацию об истории появления и ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Яйцо. Научные забавы с простыми вещами»

В данной исследовательской работе дети выясняли, какие необычные опыты можно провести с помощью обычного куриного яйца. Например, можно ли поставить яйцо вертикально? или можно ли из яйца сделать рези...

исследовательский проект по теме: "Самая простая и всем необходимая"

Исследователськая работа 3 класс о том можно ли получить манную крупу в домашних условиях....

Исследовательская работа Лего-конструирование – просто игра или серьёзное занятие

1.     Познакомиться с историей создания «ЛЕГО».2.     Узнать историю возникновения игр ЛЕГО.3.     Найти интересные факты о ЛЕГ...

Исследовательская работа по теме "Загадки простого карандаша"

Исследовательская работа по теме "Загадки простого карандаша", 4 класс...