«Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство развития личностных компетенций учащихся»
статья по окружающему миру

Фомина Татьяна Ивановна

      Одной из самых актуальных, глобальных проблем современности, затрагивающей интересы   всех жителей планеты Земля, является усиливающееся загрязнение окружающей среды. Даже появился термин «экозависимая патология», т. е. нарушение здоровья, обусловленные воздействием вредных факторов окружающей среды.  Говоря о проблемах физического здоровья, нельзя забывать о личностном развитии подрастающего поколения. Мы слишком поздно приходим к осознанию опасности главенства человека над природой.                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fomina_t.i.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство развития личностных компетенций учащихся»

Фомина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов ГАОУ «Школа Иннополис» Республика Татарстан   

                             

      Одной из самых актуальных, глобальных проблем современности, затрагивающей интересы   всех жителей планеты Земля, является усиливающееся загрязнение окружающей среды. Даже появился термин «экозависимая патология», т. е. нарушение здоровья, обусловленные воздействием вредных факторов окружающей среды.  Говоря о проблемах физического здоровья, нельзя забывать о личностном развитии подрастающего поколения. Мы слишком поздно приходим к осознанию опасности главенства человека над природой.      

        В «Требованиях к реализации ФГОС» сказано, что в процессе обучения необходимо сформировать у учащихся уважительное отношение к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Необходимо добиваться осознания школьниками целостности окружающего мира, освоения ими основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.                                                            

       Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью. У младших школьников формируется понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.

Один их важнейших принципов экологического образования – непрерывность, когда классно-урочные методы образования сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся, в том числе и в природной среде, когда теория подкрепляется практикой. Неоценимую пользу в формировании надпредметных компетентностей и личностных достижений играет внеурочная деятельность.  Я активно использую различные  формы и виды учебной и внеклассной, внеурочной деятельности:    экологические рассказы, беседы, ролевые игры, подготовка сообщений, экологических проектов,  внеклассные занятия, включающие наблюдения за растениями и животными; фотографирование, рисование, лепку, изготовление поделок из природных материалов, регулярный сбор корма для птиц и их кормление, изготовление и развешивание птичьих домиков, кормушек; дни окружающей среды.                                                                12 октября в нашем городе проходило мероприятие «ЭКО-субботник в Иннополисе», где ребята сажали деревья, слушали лекции от эко-активистов. Особенно им понравилось выступление  предпринимателя Ильдуса Янышева, который поделился своим опытом кругосветного путешествия на велосипеде. А советы эко-активиста, писательницы Киры Камаловой о том, как устроить жизнь с нулевыми бытовыми отходами и при этом не отказывать себе и своей семье в комфорте, мы с ребятами обсуждали с родителями. Я считаю, что важным аспектом экологического воспитания является  просвещение родителей  учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится

        Мы живем на берегу Волги, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Каждое время года мы наблюдаем за изменениями в природе, играем в познавательные игры: «Зелёные карты», «Зоологический стадион», «Аптека Айболита», «Лесник» и т.д. Родители — самые активные участники в подготовке и проведении этих мероприятий.

        Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг «Нужное дело надо делать вовремя».

                                              Литература:

1. Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий 2007 г.

2.Таскин Р.И. Психофизическое здоровье человека, его формирование и сохранение в условиях современной жизни.// Физическая культура, спорт, здоровье: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.2015 г. / под ред. проф. М.М. Полевщикова.- Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2015.

 3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010 - 41 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

Статья Клишковой И. Ю. на по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». 2016 г.

Статья Клишковой И. Ю. на М. О. по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся».  «Экология для младших школьников» разрабо...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных...