Урок окружающего мира во 2 классе по тему: "Дикорастущие и культурные растения."
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Михайлова Маргарита Рафаиловна

Урок окружающего мира во 2 классе  по тему: "Дикорастущие и культурные растения.

Цели:

1. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений. Научить детей распознавать их.

2. Развитие внимания.

3. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание интереса к полевым растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе      

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели:

1. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений. Научить детей распознавать их.

2. Развитие внимания.

3. Воспитание бережного отношения к природе, воспитание интереса к полевым растениям.

Оборудование:компьютер, экран, мультимедийный проектор, плакат «Лекарственные растения», карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о растениях.

- Давайте сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(По ходу показ слайдов)

Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, смородина, капуста.

Растения одевают – лен, хлопок.

Растения лечат -  мать-и-мачеха, зверобой, душица.

Растения дают много полезных вещей – мебель, дома, топливо.

Растения очень разнообразны.

-Какие бывают растения? (деревья, кустарники, травы)

-Чем они различаются?

(-у трав или травянистых растений стебли мягкие, сочные.

-у дерева от корня отходит один толстый стебель ствол.

-а у кустарника несколько довольно тонких стеблей стволиков.)

-Какие бывают деревья и кустарники?

(лиственные – листья в виде пластинок, хвойные – в виде иголок – хвоинок)

Вывод ( слайд)

3. Сообщение цели урока.

- А чем же еще отличаются растения друг от друга?

Слайд                                              Растения

                                                     ?                     ?

-На какие группы можно разделить их?

-Вот сегодня на уроке мы с вами будем искать ответ на этот вопрос

-Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны?

Например, чем отличается ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор.

4. Изучение нового материала.

-Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?                      .

(Общее – деревья                                                                                  

Различие – ель растет в лесу,                                                            

                   яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

(Оба дерева приносят пользу человеку)

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(Общее – кустарники                                                                            

Различие – крыжовник растет в саду                                              -

                   можжевельник – в лесу  )                                                

-Чем похожи мать –и- мачеха и помидор?

(Общее – тавянистые растения

Различие – мать и мачеха растет повсюду, помидор в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

-Таким образом на какие же  2 группы можно разделить все растения?

1 гр. -  растения, которые выращивает специально человек       КУЛЬТУРНЫЕ

2 гр. – растения, которые никто не сажает, они растут сами    ДИКОРАСТУЩИЕ

по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.

Вывод: На какие 2 группы делятся растения?

Растения делятся на: культурные и дикорастущие.

(обращение к слайду)

-А сейчас обратимся к учебнику. Обратите внимание на рисунок на стр. 66.

-Рассмотрите эти растения и назовите.

-Какие из них дикорастущие?

-Какие растения культурные?

К дикорастущим растениям относятся и деревья и кустарники и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например: деревья -береза, осина, тополь, сосна; кустарники – шиповник, сирень, можжевельник; травы – ромашка, одуванчик, василек.

Какие дикорастущие растения растут на территории нашего края?

(мать и мачеха, медуница, первоцвет.) Сообщения о данных растениях.

Среди дикорастущих растений много лекарственных.( Работа по плакату «Лекарственные растения»-название растений, польза)

Хотя дикорастущие растения  и растут сами по себе, но  к ним нужно относиться бережно.

Многие растения стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной эта книга называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все; и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И травам, и деревьям, и цветам необходимы зоны спокойствия. Позаботимся об этом может человек. Защищая природу, человек защищает себя!

Физминутка.

-А сейчас приведите примеры культурных растений нашего края?

-Как вы думаете, для чего люди выращивают культурные растения?

К культурным растениям относятся деревья, кустарники, травянистые растения.

Культурные растения можно разделить еще на другие группы.

-А на какие мы сейчас узнаем поиграв в игру «Найди пару».

Я буду называть растение, а вы будете находить к нему пару.(На слайде –растения.Учитель показывает, а дети находят пару)

Лук – морковь растут в огороде.

А еще как мы их называем? (овощи)

-Такие  культурные растения называются овощные.

Груша-яблоко

Это фрукты. Такие растения называются плодовые

(к ним относятся кустарники, деревья, травы которые дают нам плоды)

Рожь-пшеница.

Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Тюльпан – роза.

Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями.

Лен – хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называются прядильными. Это очень ценные растения, дают прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца. Это все лен и хлопок.

Вывод: На какие группы делятся культурные растения.

карточки на доске

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

Сообщения о пшенице, гречихе( подготовленные учениками)

5. Закрепление изученного

-А сейчас отгадайте загадки, о каких культурных растениях говорится в загадках и к какой группе они относятся?

6.Работа в рабочих тетрадях (с.25)

(проверяем работу своего соседа по парте)

7 Подведение итогов.

-На какие же 2 группы можно разделить растения? ( возвращение к слайду с проблемным вопросом)

                                                   РАСТЕНИЯ

ДИКОРАСТУЩИЕ                                                                 КУЛЬТУРНЫЕ

-Назовите признаки дикорастущих растений?

(растут сами по себе, человек не сажает)

-Назовите признаки культурных растений?

(сажает человек, ухаживает, собирает урожай)

-Культурные растения на какие другие группы делятся?

8. Домашнее задание  ( стр. 66-67 чит., Рабоч. Тетрадь стр.25 № 3. Желающие

- найти интересную информацию о культурных или дикорастущих растениях)

1. Из луковки вырос

Но в пищу не гож

На яркий стаканчик

Цветок тот похож (тюльпан)

2. Зеленая толстушка

Надела уйму юбок

Стоит, как балерина,

Из листьев пелерина (капуста)

3. Он почти, как апельсин

С толстой кожей, сочный,

недостаток лишь один

Кислый очень, очень (лимон)

4. В поле росла

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла (пшеница)

5. Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех (хлопок)

6. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек (одуванчик)

7. Что же это за девица;

Не швея, не мастерится,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (елка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Урок окружающего мира с использованием ЭОР 2 класс "Комнатные растения"

Урок проводился с использованием электронных микроскопов и технологии кейс-стади. Была организована групповая форма работы. Упор делался на самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность учащ...

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие растений"

Технологическая карта урока с презентацией...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Удивительные растения мира"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония» Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Тема: Удивительные растения мира....

Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Дикорастущие и культурные растения".

Конспект урока окружающего мира для работы во 1классе по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новиц...