Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дорогинина Наталья Николаевна

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ok_list.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе (Программа «Гармония»)

Тема : Растение – единый организм. Лист- орган растения.

Тип урока: урок изучения новых  знаний.

Форма проведения: урок с применением ТРКМ

Цель: познакомить учащихся со строением и   работой листа растения;

Задачи: 

образовательные:

- углубить и расширить знания о строении  растительного организма ;

интеллектуальные:

- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации);

коммуникативные:

- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

развивающие:

- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;

 - развивать речь, словарный запас.

 воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- раздаточный материал: тексты, листочки  для рефлексии;

- учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2. (авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин);

- рабочая тетрадь к учебнику.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:  к концу урока дети должны усвоить, что такое лист, какова его роль в жизни растения.

Ход урока.

Этап

I.Орг. момент

II.Актуализация опорных знаний

Постановка цели

III.Работа над новым материалом

Исследовательская работа

Физминутка

Практическая работа(работа в группах)

Работа с текстами.

Работа в парах

Инсценировка

Стадия рефлексии

Самостоятельная работа

Учебный материал

Психологический настрой.

Учитель:

Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь  друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните в себя свежесть весеннего  дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг к другу.

Стадия вызова

Учитель

 -Сегодня мы с вами продолжаем изучать  растительный организм . Мы многое уже узнали.

-Какие органы растения  мы изучили? (корень и стебель)

 - Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.Сейчас каждый проверит себя, выполнив задание-тест  «Верно ли что …..»

если утверждение верно, то ставим знак «+»

если не верно знак «-»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

+

-

+

+

?

1.Верно ли что растение -  это часть  живой природы?

2.Верно ли что цветковые растения – самая многочисленная группа растений?

 3.Верно, ли что  водоросли имеют корни?

4.Верно ли что папоротники размножаются при помощи спор?

 5.Верно ли что развитие растения начинается с пробуждения семян?

 6.Верно ли что корни добывают из почвы воду и минеральные соли?

7.Верно ли что корни не способны дышать?

8.Верно ли что стебель служит опорой для растения?

 9.Верно ли что побег – это стебель с почками и листьями?

 10. Верно ли что  лист – это главный орган растения? 

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

(ответы детей)

- Почему возникли спорные ответы именно на этот вопрос? (Мы ещё не знаем о работе и строении листа)

- Тогда попытайтесь сформулировать цель нашего сегодняшнего урока

- Сегодня к концу урока мы  постараемся с вами ответить на этот вопрос.

- Сегодня на уроке вы ещё больше узнаете о растениях,познакомитесь со строением и работой листа.

Стадия осмысления

- А что вы знаете о листьях растений?

 

 - А что хотели бы узнать? (ответы детей)

-Лист – один из основных органов растения. Лист состоит из листовой пластинки и черешка.

(слайд)

-У многих растений листья простые – они имеют одну листовую пластинку. Есть растения , у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называются сложными.

(слайд)

Размеры листьев у растений разные. Так, у пальмы, монстеры, кувшинки листья очень большие: их длина составляет около 150-200 см. А вот у вереска и иглицы совсем мелкие, длиной всего 2-3 мм.

(слайд)

- Учёные решили рассмотреть срез листа под микроскопом. Как вы думаете, что они прежде всего увидели? (Клетки)

(Слайд)

-Снаружи лист покрыт кожицей. Её клетки плотно прилегают друг к другу. Почему?

-Защищают внутренние ткани листа.

-На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожица, находятся очень мелкие парные зелёные клетки, между которыми есть щель – это устьица..

-По- вашему, какова их роль?

(Испаряется влага и происходит газообмен.)

- Наша группа исследователей провела опыты и попыталась объяснить работу устьиц листа. И сейчас вы прослушаете отчёт о работе  каждой из групп.

1)Мною был поставлен опыт. Я поместил ветку комнатного растения в полиэтиленовый пакет и завязал его. Через 2 дня я увидел внутри пакета, на его стенках, появились капельки влаги. Это произошло благодаря испарению воды из листьев , помещённых в пакет. Испарение воды – это важная функция листа.

2)Мой опыт доказывает, что листья благодаря устьицам осуществляют ещё одну важную функцию – газообмен. Я поместил в стеклянную банку растении и стакан с известковой водой. Через некоторое время известковая вода помутнела. Это говорит о том, что в банке появился углекислый газ. Таким образом, я доказал, что через устьица в лист поступает кислород, а выделяется углекислый газ.

- О какой работе листа сейчас рассказали исследователи? (Газообмен и испарение воды)

-Но зелёный лист выполняет ещё одну важную роль в жизни растений и не только Об этом вы узнаете посмотрев фильм.

(Демонстрация видеофильма «Фотосинтез»)

-Так о какой же работе листа вы узнали, посмотрев фильм.

(Образование органических веществ)

- Какие условия необходимы для образования органических веществ? (Свет и зеленые клетки листа).

- Мы провели такие исследования, опыты, получили много интересной и новой информации. А сейчас давайте отохнём.

(Проводится под музыку)

- Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу по изучению листа растения. У каждой группы будет своя лаборатория. Вы должны рассмотреть листья растений и составить краткую характеристику каждого из них.

лист

Листовая пластинка

(простая или сложная)

Наличие черешка

Жилкование

№1

№2

№3

- При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что  на листовых пластинах многих растений чётко выражены жилки. А как вы думаете какова их роль?

- Жилки – проводящая система листа, по ним переносятся вода и питательные вещества. Они укрепляют лист, придавая форму и прочность.

– Вы  сегодня  много  узнали о листе растения. И сейчас  давайте закрепим наши знания , поработав с текстами

- У вас на партах лежит текст.

 - Прочитайте его, сделав пометы.

Инсерт

V- знал

+ - новое

? – не понятно

- А сейчас пришло время возвратиться к цели нашего сегодняшнего урока. Что нового узнали?

- А действительно ли лист – главный орган растения? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

- А вот теперь давайте обратимся ко всем изученным нами частям растений и послушаем, что они расскажут.

1) Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный!  Я укрепляю растение в почве , я пою его водой и кормлю минеральными солями.  Да что растение – я и людей, и животных кормлю.  Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!

2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается:

“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали?

Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”

3) Лист.

Возмутился Лист: “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы . Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.

1.- Кто же из органов растения выиграл спор?

-Растение - единый организм, в котором согласованно работают все его органы.

2.

-  А теперь , опираясь на сведения , которые вы получили, выполним самостоятельную работу. Если у кого возникнут затруднения, то тексты могут быть вашими помощниками.

Карточка 1 вариант

Выполнение задания в печатной тетради с.31 №37.

3.- Какую цель мы ставили в начале  урока?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

- Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить?

4. Оцените свою работу.

- А я оценю вашу работу , проверив карточки

5.Домашне задание

1) Составить кроссворд по теме  «Растение - единый организм»

2) С.   91                      отвечать на вопросы

-А закончить урок я хочу стихотворением

Спасибо за урок!

Методические комментарии

Демонстрация слайдов под музыку

Слайды:

Слайд

Проверка по слайду

Заполнение таблицы

Слайд  (по щелчку)

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Заполнение слайда №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Жизнь растений.

Представлена разработка урока, цели которого – обобщение и  углубление знаний о жизни растений, формирование нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...