Учебный материал
Психологический настрой. Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните в себя свежесть весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Стадия вызова Учитель -Сегодня мы с вами продолжаем изучать растительный организм . Мы многое уже узнали. -Какие органы растения мы изучили? (корень и стебель)
- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.Сейчас каждый проверит себя, выполнив задание-тест «Верно ли что …..» если утверждение верно, то ставим знак «+» если не верно знак «-» 1.Верно ли что растение - это часть живой природы? 2.Верно ли что цветковые растения – самая многочисленная группа растений? 3.Верно, ли что водоросли имеют корни? 4.Верно ли что папоротники размножаются при помощи спор? 5.Верно ли что развитие растения начинается с пробуждения семян? 6.Верно ли что корни добывают из почвы воду и минеральные соли? 7.Верно ли что корни не способны дышать? 8.Верно ли что стебель служит опорой для растения? 9.Верно ли что побег – это стебель с почками и листьями? 10. Верно ли что лист – это главный орган растения? - Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение? (ответы детей) - Почему возникли спорные ответы именно на этот вопрос? (Мы ещё не знаем о работе и строении листа) - Тогда попытайтесь сформулировать цель нашего сегодняшнего урока - Сегодня к концу урока мы постараемся с вами ответить на этот вопрос.
- Сегодня на уроке вы ещё больше узнаете о растениях,познакомитесь со строением и работой листа.
Стадия осмысления
- А что вы знаете о листьях растений? - А что хотели бы узнать? (ответы детей)
-Лист – один из основных органов растения. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. (слайд) -У многих растений листья простые – они имеют одну листовую пластинку. Есть растения , у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называются сложными. (слайд) Размеры листьев у растений разные. Так, у пальмы, монстеры, кувшинки листья очень большие: их длина составляет около 150-200 см. А вот у вереска и иглицы совсем мелкие, длиной всего 2-3 мм. (слайд) - Учёные решили рассмотреть срез листа под микроскопом. Как вы думаете, что они прежде всего увидели? (Клетки) (Слайд) -Снаружи лист покрыт кожицей. Её клетки плотно прилегают друг к другу. Почему? -Защищают внутренние ткани листа. -На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожица, находятся очень мелкие парные зелёные клетки, между которыми есть щель – это устьица.. -По- вашему, какова их роль? (Испаряется влага и происходит газообмен.) - Наша группа исследователей провела опыты и попыталась объяснить работу устьиц листа. И сейчас вы прослушаете отчёт о работе каждой из групп. 1)Мною был поставлен опыт. Я поместил ветку комнатного растения в полиэтиленовый пакет и завязал его. Через 2 дня я увидел внутри пакета, на его стенках, появились капельки влаги. Это произошло благодаря испарению воды из листьев , помещённых в пакет. Испарение воды – это важная функция листа.
2)Мой опыт доказывает, что листья благодаря устьицам осуществляют ещё одну важную функцию – газообмен. Я поместил в стеклянную банку растении и стакан с известковой водой. Через некоторое время известковая вода помутнела. Это говорит о том, что в банке появился углекислый газ. Таким образом, я доказал, что через устьица в лист поступает кислород, а выделяется углекислый газ. - О какой работе листа сейчас рассказали исследователи? (Газообмен и испарение воды) -Но зелёный лист выполняет ещё одну важную роль в жизни растений и не только Об этом вы узнаете посмотрев фильм. (Демонстрация видеофильма «Фотосинтез») -Так о какой же работе листа вы узнали, посмотрев фильм. (Образование органических веществ) - Какие условия необходимы для образования органических веществ? (Свет и зеленые клетки листа). - Мы провели такие исследования, опыты, получили много интересной и новой информации. А сейчас давайте отохнём.
(Проводится под музыку)
- Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу по изучению листа растения. У каждой группы будет своя лаборатория. Вы должны рассмотреть листья растений и составить краткую характеристику каждого из них.
лист | Листовая пластинка (простая или сложная) | Наличие черешка | Жилкование | №1 |
|
|
| №2 |
|
|
| №3 |
|
|
|
- При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что на листовых пластинах многих растений чётко выражены жилки. А как вы думаете какова их роль? - Жилки – проводящая система листа, по ним переносятся вода и питательные вещества. Они укрепляют лист, придавая форму и прочность.
– Вы сегодня много узнали о листе растения. И сейчас давайте закрепим наши знания , поработав с текстами
- У вас на партах лежит текст. - Прочитайте его, сделав пометы. Инсерт V- знал + - новое ? – не понятно - А сейчас пришло время возвратиться к цели нашего сегодняшнего урока. Что нового узнали? - А действительно ли лист – главный орган растения? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? - А вот теперь давайте обратимся ко всем изученным нами частям растений и послушаем, что они расскажут.
1) Первым выступил Корень. – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве , я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! 2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается: “Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения” 3) Лист. Возмутился Лист: “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы . Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”. 1.- Кто же из органов растения выиграл спор? -Растение - единый организм, в котором согласованно работают все его органы.
2. - А теперь , опираясь на сведения , которые вы получили, выполним самостоятельную работу. Если у кого возникнут затруднения, то тексты могут быть вашими помощниками. Карточка 1 вариант Выполнение задания в печатной тетради с.31 №37.
3.- Какую цель мы ставили в начале урока? - Мы ответили на поставленный вопрос? - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? 4. Оцените свою работу.
- А я оценю вашу работу , проверив карточки 5.Домашне задание 1) Составить кроссворд по теме «Растение - единый организм» 2) С. 91 отвечать на вопросы
-А закончить урок я хочу стихотворением
Спасибо за урок!
|