Урок по предмету окружающий мир в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа»Тема: «Основной закон страны – Конституция России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по предмету "Окружающий мир" Тема ; "Основной закон страны - Конституция России"

На этом уроке дети получат первоначальные представления о своих правах и обязанностях. Узнают о значении конституции для граждан страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_konstitutsii.doc447 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету

окружающий мир

в 4-ом классе

по программе

«Перспективная начальная школа»

Учитель – Ефимова Лариса Викторовна

ГБОУ СОШ №6

Василеостровского района

г. Санкт- Петербурга

Тема: «Основной закон страны – Конституция России»

21. 05. 2019г.

Цель: воспитание уважения и любви к родной земле, к истории России;

главное – воспитание полноценного гражданина, знающего и уважающего законы своей страны и её символику.

Задачи:

  • развивать умение работать в группах, находить совместно верное решение;
  • применять знания и опыт в незнакомых ситуациях;
  • развивать творческие способности;
  • работать над формированием умения самостоятельно находить источник знаний для достижения поставленной цели и получать знания;
  • уметь работать по инструкции;
  • развивать умение делать предположения и выводы

Информационный материал

Учебники «Окружающий мир»2 часть (Авторы: Федотова О.Н. ,Трафимова Г.В.,Трафимов С.А.);

Толковый словарь русского языуа (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

видеофильм «Символы России»;

Формы работы

  1. фронтальная;

       2) работа в группах

Примечания

1.Перед уроком ученики самостоятельно разбиваются на группы

Цели

Задания

Деятельность детей

Планируемый результат

Настроить детей на активную работу на уроке;

создать позитивное отношение к учёбе

Актуализировать знания детей по изучаемой теме

Мотивировать учащихся к изучению темы

Формулировать высказывание в рамках учебного диалога

Стимулировать эмоционально- ценностное отношение к выполняемой работе

Формировать умение работать со словарями

Актуализировать знания детей по изучаемой теме

Выполнять учебное задание в соответствии с предложенными вопросами

Формировать умение работать с оглавлением

Формировать умение работать со словарями

Делать самостоятельный вывод на основе полученных знаний

Выполнять учебное задание в соответствии с предложенными вопросами

Выполнение учебного задания, используя ряд вопросов;

- выполнение самопроверки, взаимопроверки и корректировка выполняемого задания

Делать выводы в результате совместной работы;

 соотносить поставленную цель и полученный результат

Выбор задания в соответствии со своими знаниями и  желанием

1.

Орг.момент

Поприветствуем гостей

Начнём урок.

Команды, готовы?

Сегодня нам предстоит заниматься в группах.

Вспомним правила совместной работы. (слайд №1)

(- работаем дружно

 -быстро, но без суеты

 - помогаем друг другу

 - уважаем мнение каждого

 - соблюдаем порядок

 - не допускаем постороннего шума)

2.

  • Представьте себе, что наши команды по взмаху волшебной палочки попали на необитаемый остров.

- Неизвестно, где этот остров, в каком он море…

- Пофантазируйте, какой это может быть остров. (Выслушиваем ответы детей)

- Наверное, наш остров должен выглядеть примерно так…(слайд №2)

  • - Что вам необходимо будет сделать, чтобы выжить на этом острове

и не только выжить, но и хорошо жить?

- Перед вами лист бумаги. Подумайте, посовещайтесь и напишите дела, которые вы считаете наиболее важными для жизни на острове.

(дети работают в группах)

- Отметьте маркером те дела, которые предстоит вам сделать всей командой, которые невозможно сделать одному.

(Дети работают в группах)

- Какие же дела будут наиболее важными на острове? Сможете ли вы их выполнить по-одиночке?

  • Хорошо. А как воплотить эти дела в жизнь? Кто из вас за что будет отвечать? Как быть, если кто-то ничего делать не захочет? Как воплощать ваши планы? Для этого надо ещё что-то придумать, чтобы все ваши идеи воплотились в жизнь.

- Что же придумать?

(правила)

- В правилах должны быть права и обязанности.

- Что такое права?

- Что такое обязанности?

 ( на столах листы с табличкой

Правила жизни на острове

права

обязанности

- Посовещайтесь, подумайте и напишите самые важные, на ваш взгляд, права и обязанности членов вашей команды

  1. Смотрите, даже для жизни на необитаемом острове нужны правила. Что же говорить о современных государствах

- Каждое государство живёт по своим правилам. А если сказать вернее – по законам.

Посмотрите на карту, какая огромная наша страна. (слайд №3)

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

- Здесь нам всё близко и знакомо- язык, быт, традиции. Здесь живут наши близкие и друзья. Живя в России, мы являемся равноправными гражданами государства.

- Скажите, по какому закону живут граждане государства?

Откройте содержание и назовите тему нашего урока

- Основной закон нашей страны- Конституция Р.Ф. (показываю Конституцию)

Обратимся к Толковому словарю и узнаем, что значит слово «конституция»

-Что узнали из статьи?

4.12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция нашей страны. Дата принятия Конституции является государственным праздником.

А как вы думаете, почему этот день стал не просто праздником, а государственным праздником?

- Этот документ является очень важным для жизни страны. И нам – гражданам России необходимо его знать.

Обратимся к статье учебника и будем

- работать   по  плану, который у вас на столах. ( на листах план)

 

План

  1. Что такое Конституция?
  2. Когда отмечается день Конституции?
  3. Какие права и обязанности граждан России вы узнали?
  4. Почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования?
  5. Почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан?.

(Выступление команд)

5.

Как и все государства в мире, Россия имеет государственные символы.

- Что же является государственными символами? (слайд №4)

- Каждый государственный символ несёт большую смысловую нагрузку.

- Все вы знаете, как выглядит наш флаг? Проверим. Составьте наш флаг из предложенных вариантов цветных полосок. (На столах у каждой команды лежат полоски цветной бумаги)

- Дружно покажите.

- Что значат эти цвета?

- Посмотрите, как много может рассказать флаг о ценностях нашего народа.

- Но флаг России не всегда был таким.

- Посмотрите отрывок из фильма «Символы России» и сосчитайте, сколько раз менялся флаг в истории нашей страны.

.

6.

- Ещё один символ России - герб. (слайд №5)

- Что такое герб?

- Найдите толкование этого слова в толковом словаре. (дети зачитывают объяснение из словаря)

-Где можно увидеть герб в повседневной жизни? (Заслушиваем ответы детей)

Посмотрите ещё один отрывок из фильма «Символы России» и понаблюдайте, сколько раз менялся наш герб.

- Интересна история появления герба этого герба таким, каким мы его знаем. В 19-ом веке сложилась следующая версия, которая дошла до наших дней.

- В результате брака царя Ивана 111 и Софьи- племянницы византийского императора соединились 2 герба – Московского государства (всадник) и Византии – двуглавый орёл.

Главы орла украшают короны.

А вот державу и скипетр в лапы свои орёл получил лишь в 18 веке.

- Держава- это шар, на вершине которого крест, символизирующий собой факт государства.

- Скипетр – это жезл, служащий символом судебной и исполнительной власти.

Одним  из символов России является Гимн.

- Что такое гимн? Найдите толкование слова в словаре. (Дети работают с толковым словарём)

- Наша страна огромна, сильна. В ней живут люди разных народов. Всё это отражено в Гимне.

- Как надо слушать Гимн России?

- Почему?

(Слушаем Гимн России)

7..Святая обязанность каждого гражданина чтить и беречь государственные символы.

- в Конституции есть законы, описывающие порядок пользования государственными символами. (показ статей Конституции)

- Когда наша страна отмечает День Конституции?

- Почему это государственный праздник?

8. Д/з Выписать из статьи учебника права или обязанности, которыми обладают дети в нашей стране ( на выбор)

Д. Дети вспоминают правила работы в группах, которые когда-то придумали сами и пользовались ими неоднократно  на уроках

Д.Выслушиваем ответы о том, каким ребята представили остров

Д. По опыту работы с оглавлением учебника дети называют тему и сравнивают со своим предположением

Д. Работа в группах над созданием списка дел на острове и маркирование наиболее важных.

После этого выслушиваем и обсуждаем представителя каждой команды

Д.Выслушиваем ответы детей и дополняем

Даётся время на совместное обсуждение и запись

Дети высказывают своё мнение.

Даётся время на совместное обсуждение и запись своих вопросов по теме

Д. Дети работают с оглавлением учебника

Д. Дети самостоятельно работают со словарём и находят объяснение этому слову

Д. Дети самостоятельно работают со статьёй учебника по вопросам карточек для каждой команды

Д.Дети высказывают своё мнение, учитель дополняет

Д. Дети самостоятельно работают со словарём и находят объяснение этому слову

Д. Дети самостоятельно работают со словарём и находят объяснение этому слову

Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание в соответствии с целью

Предметные умения:

-основы системы научных знаний

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Личностные:

-эмоционально- ценностное отношение к порученному делу

Познавательные:

- умение работать со словарями

Коммуникативные:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Предметные умения:

опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Познавательные:

-работа с информацией, выполнение логических операций сравнения и анализа

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Предметные умения:

- использовать знания, полученные ранее на уроках окружающего мира

Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание в соответствии с целью

Регулятивные умения:

- выполняют учебное задание в соответствии с предложенными вопросами

Личностные:

-границы собственного знания и «незнания»

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-навыки сотрудничества

Познавательные умения:

- сделать самостоятельный вывод на основе полученных знаний

Регулятивные умения:

- сравнение своего вывода с правилом учебника

Предметные умения:

-опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя различные источники информации;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

- работа в группах

Коммуникативные умения:

- оформление речевого высказывания, представляя свою позицию

Регулятивные умения:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом

Предметные умения:

опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Познавательные умения:

 сделать выводы в результате совместной работы

 

Коммуникативные:

формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат;

- выбор задания в соответствии со своими знаниями и  желанием

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"

Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...

Урок математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Действия первой и второй ступени.

Тема: Действия первой и второй ступени.Цели: рассмотрение вопроса о действиях первой и второй ступени.Образовательные:- Научить выполнять арифметические действия в выражениях без скобок;- Вырабо...

Урок математики во 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Тяжелее-легче

При изучении данной темы происходит знакомство учащихся с проявлением новой величины, которая называется «масса».На данном этапе мы ещё не обязательно употреблять термин «масса», но надо выражат...

Конспект урока русского языка в 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»

Структура урока выглядит следующим образом:1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (организационный момент) 2. Актуализация знаний, умений и навыков,...

Урок по математике в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Остаток и делитель»

Создать условия для того, что бы дети поняли взаимосвязь делителя и остатка, могли обосновать условия, при которых деление будет выполнено верно....