Главные вкладки

    рабочая программа по окружающему миру 4 класс
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

    Мясоутова Роза Рафиковна

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования  (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ

                                   

    «Рассмотрена и одобрена» на заседании кафедры учителей начальных классов

    Руководитель кафедры

    ______________Гринина Н.В.

    Протокол № 1от «26 » августа 2019 г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»

       

            _____________И. К. Булатов

    Приказ № 36-Д от «30» августа  2019 г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    учебного курса  Окружающий мир в 4 классе

            

                                                                                                                                                                               Составитель:

    Мясоутова Р.Р.

    учитель начальных классов

                                                                                       

    2019-2020 учебный год

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования  (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностные:

    -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    -Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    -Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    -В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    -Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    -В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    -Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

    Коммуникативные УУД:

    -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    -Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Предметные:

    -понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    -сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    -осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    -освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

    Содержание учебного предмета

    Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

    Формы организации учебных занятий

    Земля и человечество (9 ч)

    Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения  

    Вводный урок.

    Урок-беседа

    Природа России (10 ч)

    Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе.

    комбинированный урок;

    урок изучения нового материала;

    проблемный урок;

    урок лабораторной работы;

    урок-лекция;

    Урок-экскурсия.

    Родной край - часть большой страны (15 ч)

    Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте.

    Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком

    комбинированный урок;

    урок изучения нового материала;

    проблемный урок;

    урок лабораторной работы;

    урок-лекция;

    Урок-экскурсия.

    Страницы Всемирной истории (5 ч)

    Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.

    Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

    Обсуждать роль огня и приручения животных.

    Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона.

    урок изучения нового материала;

    комбинированный урок;

    урок изучения нового материала;

    Страницы истории России (20 ч)

    Анализировать карту расселения племён древних славян.

    Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

    Характеризовать верования древних славян.

    Моделировать древнеславянское жилище

    Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

    Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

    Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

    Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

    Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

    Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

    комбинированный урок;

    урок-практикум;

    урок-презентация

    Современная Россия (9 ч)

    Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

    Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

    Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе

    Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

    Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

    Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

    Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

    Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи

    Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

    Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.

    Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

    комбинированный урок;

    урок изучения нового материала;

    проблемный урок;

    урок лабораторной работы;

    урок-лекция;

    Урок-экскурсия.

                                               Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Тема урока

    Количество часов

    Предп. дата

    Факт.

    дата

    1

    Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

    Мир глазами астронома.

    1

    2

    Планеты Солнечной системы.

    Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

    1

    3

    Звёздное небо – Великая книга Природы.

    Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

    1

    4

    Мир глазами географа.

    Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

    1

    5

    Мир глазами историка

    1

    6

    Когда и где?

    Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

    1

    7

    Мир глазами эколога

    1

    8

    Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

    1

    9

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    Всемирное наследие

    1

    10

    Раздел «Природа России» (10 часов)

    Сокровища Земли под охраной человечества.

    Международная Красная книга.

    1

    11

    Равнины и горы России.

    Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

    1

    12

    Моря, озёра и реки России.

    Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

    1

    13

    Природные зоны России.

    Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

    1

    14

    Зона арктических пустынь.

    Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

    1

    15

    Тундра.

    Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

    1

    16

    Леса России.

    Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

    1

    17

    Растения и животные леса. Экскурсия № 2

    1

    18

    Лес и человек.

    Проверочная работа №1

    1

    19

    Зона степей.

    Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

    1

    20

    Пустыни.

    Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

    1

    21

    Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

    У Чёрного моря.

    Практическая работа №13«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

    1

    22

    Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

    1

    23

    Наш край.

    Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

    1

    24

    Поверхность нашего края

    1

    25

    Водные богатства нашего края

    1

    26

    Наши подземные богатства.

    Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

    1

    27

    Земля - кормилица

    1

    28

    Жизнь леса.

    Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

    1

    29

    Жизнь луга.

    Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

    1

    30

    Жизнь в пресных водах.

    Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

    1

    31

    Растениеводство в нашем крае.

    Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

    1

    32

    Проверим себя и оценим свои достижения.

    Промежуточная диагностическая работа

    1

    333

    Животноводство в нашем крае

    1

    34

    Презентация проектов.

    1

    35

    Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

    Начало истории человечества

    1

    36

    Мир древности: далёкий и близкий

    1

    37

    Средние века: время рыцарей и замков

    1

    38

    Новое время: встреча Европы и Америки

    1

    39

    Новейшее время: история продолжается сегодня.

    1

    40

    Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

    Жизнь древних славян

    1

    41

    Во времена Древней Руси

    1

    42

    Страна городов

    1

    43

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

     

    1

    44

    Трудные времена на Русской земле

    1

    45

    Русь расправляет крылья

    1

    46

    Куликовская битва

    1

    47

    Иван Третий

    1

    48

    Мастера печатных дел

    1

    49

    Патриоты России

    1

    50

    Пётр Великий

    1

    51

    Михаил Васильевич Ломоносов

    1

    52

    Екатерина Великая.

    Проверочная работа №2

    1

    53

    Отечественная война 1812 года

    1

    54

    Страницы истории XIX века

     

    1

    55

    Россия вступает в XX век

    1

    56

    Страницы истории 1920 – 1930-х годов

    1

    57

    Великая война и великая Победа

    1

    58

    Великая война и великая Победа

    1

    59

    Страна, открывшая путь в космос.

    1

    60

    Раздел «Современная Россия» (9 часов)

    Основной закон России и права человека

    1

    61

    Мы – граждане России

    1

    62

    Славные символы России

    1

    63

    Такие разные праздники

    1

    64

    Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

    Итоговая диагностическая работа

    1

    65

    Путешествие по России

    (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

    1

    66

    Путешествие по России

    (по Уралу, по северу европейской России)

    1

    67

    Путешествие по России

    (по Волге, по югу России)

    1

    68

    Презентация проектов

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

    Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...