технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рахлеева Матрена Петровна

технологическая карта урока  по теме " Птицы" . В Бианки " Чей нос лучше?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_metotur2.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Учитель: Рахлеева Матрена Петровна

Класс: 3

Тема: Птицы. В.Бианки  «Чей нос лучше?»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;

Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Продолжить формирование основ экологической культуры.

Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.

Карточки с изображением птиц (на три группы детей)

Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.

Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.

Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.

Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.

Мультимедийный проектор, экран.

Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?», видеозапись "Голоса птиц".

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня, вы мои ученики! Разрешите представиться, зовут меня Матрена Петровна. Сегодня проведу у вас урок «Окружающий мир»

Подготовка к работе

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.

Ребята, кого вы услышали?

Дети, каких птиц вы знаете?

Ребята, кто такие птицы? Назовите признаки, по которым можно определить птиц.

Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу?

Давайте выберем особенности птиц в отличии от другого класса животных.

 Слушают аудиозапись «Голоса птиц»

 Высказывают предположения.

 Актуализируют личный опыт.

 Выделяют признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)

 Выделяют основной признак, по которому можно определить птиц от других животных (перья, клюв)

3. Постановка учебной задачи.

- Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц.

Давайте и мы послушаем .

О чем же спорили птицы?

 А как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

 Ребята, на какой главный вопрос мы постараемся ответить на уроке?

Тема нашего урока так и будет звучать (на доске: Чей клюв лучше?)

 Чтобы ответить на главный вопрос что мы сегодня должны узнать?

 Верно, ключевые моменты сегодняшнего урока заключаются то, что мы изучим с вами какие бывают клювы, как и чем питаются птицы. (На доске: клюв, питание)

- Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва (на доске вывешиваются три схемы клюва).

 Давай рассмотрим особенности клюва под № 1. Что про него можно сказать? Он какой?

Рассмотрим клюв № 2. Что о нем можно сказать в отличие от первого?

 Клюв № 3?

Дети, мы с вами определили формы клюва.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Дети, мы вами рассмотрели формы клюва. А теперь постараемся подобрать пищу.

В качестве пищи будут (демонстрирую):

1 – семена подсолнечника (в стаканчике)

2 – насекомые (искусственные)

3 – и мышь (крыса) игрушка).

А сейчас я покажу вам приспособление, а вы должны догадаться на какой клюв они похожи.

- Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет? Почему?

- Я показываю второе приспособление, что это такое? (Прищепка). На какой клюв она похожа? Почему?

Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она похожа? Почему

- Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища вы должны работать в группе.

Сигналом к началу работы будут голоса птиц.

- Итак, дети, вы готовы? (Звучит сигнал «Голоса птиц»)

- Определяем, что каждым клювом удобно брать.

Руками брать нельзя, только приспособлениями.

- Договоритесь кто будет отвечать.

- Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть на свои места.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 Работают в группах:

- определяют, каким клювом и что удобно взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)

- делают вывод.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

5. Первичное закрепление.

Откройте конверты:

Рассмотрите картинки с изображением птиц, распределите по группам ( каждая группа получает разные наборы картинок)

Чем питаются птицы первой группы?

Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц?

В науке такая группа птиц имеет название: НАСЕКОМОЯДНЫЕ

Давайте вспомним, чем накормили птиц с клювом под № 2?

- Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?

В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на доске карточка), они питаются растениями и плодами.

- Чем питается третья группа птиц?

- Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточки

Рисунок птиц  - питание – группа

Самопроверка работы

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7. Рефлексия деятельности(итог )

Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.

Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам и поднимите.

- Давайте покажем смайлики - результат своей работы гостям нашего урока.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...