Конспект урока "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ондар Саида Монгеевна

Конспект урока "Экологическая безопасность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологическая безопасность

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье; научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.

Образовательная: создать условия для обобщения, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Оборудование: бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в парах; фотографии: Земля; мусор, свалки; лесные массивы; тесты.

Ход урока

I. Оргмомент

  • Покажите умные глазки, ровные спинки.
  • Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.

- Сядет тот, у кого все готово к уроку. Сядьте удобно, расслабьте плечи. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Дыхание ровное и спокойное.

I I Словарная работа

-Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом слове.  ( безопасность)

- Дайте определение  слову. (Это защита от опасности.)

- Как называется тема раздела, которую вы изучаете на уроках окр. мира? (Наша безопасность.)

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Будем узнавать что-то новое.)

Верно, сегодня  у вас будет возможность открыть новое знание по этой большой теме. Трудностей не боитесь?

 Тогда  начнём нашу деятельность.

2. Актуализация знаний

-Для начала повторим, что вы уже знаете по  разделу «Наша безопасность». Расскажите, в каких случаях  человеку грозит опасность? (- При пожаре, аварии на дороге,  взрыве  газа,  при ударе молнии. Могут укусить дикие животные. Человек может отравиться ядовитыми растениями и грибами. ( на слайде – схема)

- Молодцы, всё верно рассказали. У нас получилась такая схема. Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях.

А  мы сегодня, должны  открыть новые знания, – узнать – от какой ещё опасности   надо защищать себя  всем жителям  нашей планеты.

Скажите пожалуйста, как называется наука о нашем общем для всех людей доме – планете «Земля»? (Экология)

-Правильно, ребята. В переводе с греческого «экос»- дом, «логос» - наука.

- Сформулируйте тему  урока. Я вам немного подсказала, что тема нашего урока связана со словом экология. Образуйте от  слова экология - прилагательное, свяжите его со словом безопасность и назовите тему урока. (Экологическая безопасность)

- Правильно, ребята, а  что такое «экологическая безопасность»?

- Посмотрите, сколько у вас мнений. Кто же прав?

 - Где мы можем проверить, правильно ли думаем?

 - Откройте   учебник на с. 32 и найдите определение термина «Экологическая безопасность».

- В определении звучит -   ... защита от вредного воздействия окружающей среды…»  

2. Парная работа.

 У вас на карточках жёлтого цвета  -  схема. Только пункты схемы пусты.

Я предлагаю сейчас поработать в парах - вместе подумать и попробовать  записать - откуда из окружающей нас среды попадают к нам в организм вредные вещества. (карточки для пробного действия)

- Ребята, что у вас получилось?

Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества? ( проверяет фронтально)

- Поднимите руки те, кто уверен в правильности выполнения задания.

- А кто не уверен?

 - Почему не уверены? (Ещё не учили.)

- Значит, какая  будет цель урока? какую цель можно поставить на урок?  (Узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды и как от них защититься.)

– Да. Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

- Давайте будем разбираться вместе.

IV. Изучение нового материала.

- О чем вам говорят эти иллюстрации? (О загрязнении воздуха)

- Почему на верхней фотографии дети закрыли ладонями нос и рот? (Вредно вдыхать такой воздух)

- Чем ещё человек загрязняет воздух? (дымом сигарета,)

Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами (отходящие газы) автомобилей. К тому же, очень много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье? (Сажать деревья, не курить и не стоять рядом с курящими людьми, не стоять возле машин с включенным двигателем.)

– Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.

2. Работа в группах.

– На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить.

1 группа

- Как вы думаете, нужна ли  природе  помощь  человека?  Докажите.  (Да, загрязняется окружающая среда.)

2 группа

- Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3 группа

- Почему мы  говорим,  что  «Природа  в  опасности!»?  Объясните.  (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и  т. д.)

4 группа

- Продолжите фразу: Земля - наш …. (дом): бережём дом - бережём …..(здоровье);

3. Проверка самостоятельной работы групп.

- Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

Физкультминутка

Игра «Правила поведения в природе»

Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, если не согласны, топните 3 раза ногами

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топают)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (хлопают)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю (хлопают)

Если сильно насорю

И убрать забуду (топают)

Если мусор уберу

Банку закопаю (хлопают)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю

V. Продолжение изучения нового материала.

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 31–32).

Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

 Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (Цепь.)

 Почему её назвали цепь? (Последовательно передаётся от одного к другому.)

 Прочитайте текст на странице 31–32.

 Каким образом в организм человека попадают вредные вещества? (Человек дышит загрязненный воздух, пьет загрязненную воду…)

- А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы, дым)

- Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания.

- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

- Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну,  а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

-  От чего? (От воздействия окружающей среды).

- Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

 Получается, что человек обречён на медленное отравление.

 Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (Мнения учащихся.)

Необходимо выработать экологическую безопасность. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, может ли вода влиять на здоровье человека. 

2. Практическая работа (проведение опыта).

– Как можно очистить загрязнённую воду? (Предположения учащихся.)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

4. Проводит опыт

1)  Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля.

2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку.

3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода.

 Жизненный опыт

- Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода?  (Можно профильтровать воду через ткань, например платок, а потом прокипятить.)

Знакомство  с устройством бытового фильтра.

- Есть ещё такое устройство, называется бытовой фильтр. Его можно купить в магазине и очищать с его помощью воду.

 Состоит из резервуара, крышки, картриджа.

- Я сегодня вам его принесла. Запомните, из чего он состоит. Пользоваться им очень просто (показ)

Мы с вами много говорили о том, как очищать воду.

  Сейчас работаем парами. Составьте цепь загрязнения из рисунков. Понаблюдаем, к чему может привести загрязнение воды.  На слайде появляется схема цепи загрязнения.

- К чему привело загрязнение воды?

-Ребята, у нас получилась цепь.

Вернёмся к схеме, над которой работали в начале урока. Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества?

 - Проверим правильность своих выводов в учебнике на стр. 30. - что можете сказать?

Посмотрите на экран.

- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.

3. Самостоятельная работа.

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе: 

•  Сортируя мусор,

•  Починив подтекающий кран,

•  Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

•  Изучая природу,

•  Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.  

- Проверьте выполненное задание по образцу на экране и оцените свою работу. Если всё правильно выполнено так, как на образце, можете поставить себе отметку «5».

Если допустили ошибки,  дома обязательно повторите эти определения в учебнике.

VI. Итог урока.

Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения?

– Что такое экологическая безопасность?

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Какой вывод мы сделаем для себя? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т. д.) Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц – только тогда Земля останется такой прекрасной, как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Мы должны всегда помнить слова М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Домашнее задание: учебник, с. 31–36 (прочитать); работа в группах: Составить правила экологической безопасности

  1. Группа Как защититься от загрязненного воздуха
  2. Группа Как защититься от загрязненной воды
  3. Группа Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания

Рефлексия.

Давайте вспомним цель нашего урока. Как вы думаете, достигли ли мы цели?

Давайте оцените себя.

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, у вас на столах лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- спасибо всем, ребята за вашу помощь. Я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь свое здоровье. И наша планета – Земля всегда будет нам улыбаться.

Попытайтесь разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье.

   Как же защититься от грязного воздуха? Работа с учебником с 33

     1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

 Как же защититься от загрязненной воды? Работа с учебником с 34

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

Как же защититься от некачественных продуктов питания?  Работа с учебником с 35

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Конспект урока "Безопасный путь в школу"

Цель: Совершенствовать знания детей по ПДД, сконструировать план улицы....

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Конспект занятия «Безопасность на дороге»

Конспект занятия «Безопасность на дороге»...

Конспект занятия “Безопасный интернет”, 1 класс.

Цель деятельности учителя: формирование основ коммуникативной грамотности и чувства ответственности за свое поведение в Интернете.Планируемые результаты: Предметные:-познакомиться с понятием &laq...