Ценностные ориентиры содержания учебного предмета окружающий мир
статья по окружающему миру

Виноградова Анна Евгеньевна

Статья определяет место предмета «Окружающий мир» в системе предметов, изучающих в начальной школе. На уроках окружающего мира идёт развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_orientirah.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Виноградова Анна Евгеньевна,

учитель начальных классов,

 воспитатель ГПД,

ГБОУ школа №341Санкт-Петербурга

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета окружающий мир

  Предмет «Окружающий мир»  подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта. А также позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Такие рекомендации даются в программе предмета «Окружающий мир».

 Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

 Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России.

  Далее рассмотрим несколько уроков из курса, на которых формируется новое отношение к окружающему миру. А именно, во время осенней экскурсии дети учатся правильно, бережно относиться к природе. В конце прогулки по парку составляются «Правила друзей природы». В такой ненавязчивой форме дети сами придумывают законы, которые уже не будут нарушать. При изучении темы «Красная книга» дети не только выявляют растения и животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. Под руководством учителя дети обсуждают, как они могут способствовать выживанию животных и растений.

Также на уроках окружающего мира идёт развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:  принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им. Это учащиеся демонстрируют во время презентации проектов «Моя семья», «Моя школа». На данном этапе важно показать суть внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи, обсудить, что думают дети о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни. Совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему.

При знакомстве с профессиями учитель показывает детям необходимость, важность и значимость любого труда людей. В 4 классе включён блок «История России», при изучении которого учащиеся знакомятся с жизнью предков, учатся ценить то, что отвоёвывали их деды и прадеды.

Выявим ряд ценностей, которые должны вынести учащиеся первой ступени обучения:

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • человечество — мир во всем  мире, многообразие и  уважение культур и народов, прогресс человечества международное сотрудничество;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.

Таким образом, мы рассмотрели основные составляющие курса «Окружающий мир» и значимость этого предмета в формировании ценностных ориентиров учащихся.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Данные материалы дают объяснение понятию "дифференцированный подход", "индивидуальный подход" в обучении в начальной школе....

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсаль...

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и инвариантных способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных дейст...

Формирование УУД учащихся 1 класса через содержание учебных предметов

Презентация по ыормированию УУД учащихся 1 класса через содержание учебных предметов...

ПНШ. Содержание учебного предмета.

Рабочая программа по ИЗО. Содержание учебного материала....

Изучение регионального компонента в содержании учебных предметов.

В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета “Кубановедение”, который являетс...

Формирование ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».

Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для воспитания основ гражданской идентичности личности ...