Окружающий мир, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир» 1-4 класс. 
УМК «Школа России»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года№273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Амгалантинская  НОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Амгалантинская  НОШ»  на 2019 – 2020  учебный год;
  • Авторской примерной программы  Плешакова А.А (УМК «Школа России»).

Цель данной рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету.

Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана: : 1 класс-66 ч, 2ч в неделю

                                          3- 4 кл.- по  68 ч, 2 ч в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Амгалантинская начальная общеобразовательная школа»

                                                                                        Утверждаю

                                                                                                           И.о. директора школы:

                                                                                                              ________/В.И.Хушеева

                                                                                                       Дата «____»______2019г.

 

 

                                         Рабочая программа

Предмет: Окружающий мир

Класс:       4

Кол-во часов в неделю: 2 ч.

Итого часов год:   68ч.

Учитель: Иметхенова Надежда Максимовна,

                   учитель начальных классов, I категории

                                   

                                                       

                                                     

                                                               2019

         

                                         Пояснительная записка

         

              Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 3373 от 06.10.2009г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования)
  •  Приказом №1576 от 31 декабря 2015г. Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
  • Образовательной программой начального общего образования МБОУ «Амгалантинская начальная общеобразовательная школа»
  • Учебным планом МБОУ «Амгалантинская НОШ»
  •  Положением о рабочих программах МБОУ «Амгалантинская НОШ»

           Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством Плешакова А.А., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

 1. Плешаков, А.А. Окружающий мир.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2019

2. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

 3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2017.

 

        Цель курса: - в направлении личностного развития:

формирование основ российской гражданской идентичности

 чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

      принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- в метапредметном направлении:

   1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  и  условиями  её  реализации;  определять  наиболее  эф-

фективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности  и  способности  конструктивно  действовать  даже  в ситуациях неуспеха;

- в предметном направлении:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена с учетом 2 часов в неделю, итого 68 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные результаты

  • обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего еѐ природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

1.2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнѐнную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своѐ поведение с учѐтом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнѐра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов всех его участников.

         1.3. Предметные результаты

                Обучающиеся будут знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

             Обучающиеся научатся:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

  1. Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.

Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Экскурсии:

Экскурсия в школьный музей.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

  1. Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

  1. Родной край — часть большой страны.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение

появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.

Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений

  • животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Наш край; Экскурсия в лес.

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

  1. Страницы Всемирной истории.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.

Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

  1. Страницы истории России.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья

— собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.

М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

6. Современная Россия.

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край — часть большой страны

15

4

Страницы Всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Итого часов

68

                                                      Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Дата проведения

Контроль-ные работы

Практическая часть

1.

Мир глазами астронома

4.09

2.

Планеты Солнечной системы

6.09

3.

Звездное небо – Великая книга Природы

11.09

4.

Мир глазами географа

13.09

5.

Мир глазами историка.

18.09

6.

Когда и где?.

20.09

7.

Мир глазами эколога

25.09

8.

Сокровища Земли под охраной человечества

27.09

9.

Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа «Земля и человечество»

2.10

Контрольная работа

10.

Равнины и горы России

4.10

11.

Моря, озера и реки России

9.10

12.

Природные зоны России

11.10

13.

Зона арктических пустынь

16.10

14.

Тундра

18.10

15.

Леса России

23.10

16.

Лес и человек.

25.10

17.

Зона степей

30.10

18.

Пустыни

1.11

19.

У Черного моря. Проверочная работа «Природа России».

13.11

Контрольная работа

20.

Наш край.  Экскурсия

15.11

21.

Поверхность нашего края.

20.11

22.

Водные богатства нашего края

22.11

23.

Наши подземные богатства

27.11

24.

Земля – кормилица

29.11

25.

Жизнь леса

4.12

26.

Лес – природное сообщество

6.12

27.

Жизнь луга.

11.12

28.

Луг – природное сообщество.

13.12

29.

Жизнь в пресных водах.

18.12

30.

Жизнь в пресных водах.

20.12

31.

Растениеводство в нашем крае

25.12

32.

Животноводство в нашем крае

27.12

33.

Презентация проектов

15.01

34.

Проверочная работа « Родной край – часть большой страны»

17.01

35

Начало истории человечества

22.01

36

Мир древности: далекий и близкий

24.01

37

Средние века: время рыцарей и замков

29.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки

31.01

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

5.02

40

Проверочная работа «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян

7.02

41

Во времена Древней Руси

12.02

42

Страна городов

14.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

19.02

44

Трудные времена на Русской земле

21.02

45

Русь расправляет крылья

26.02

46

Куликовская битва

28.02

47

Иван Третий

4.03

48

Мастера печатных дел

6.03

49

Патриоты России

11.03

50

Петр Великий

13.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

18.03

52

Екатерина Великая

20.03

53

Отечественная война 1812 года

1.04

54

Страницы истории XIX века

3.04

55

Россия вступает в XX век

8.-04

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

10.04

57

Великая война и великая Победа

15.04

58

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа «Страницы истории России».

17.04

59

Итоговая контрольная работа

22.04

60

Основной закон России и права человека

24.04

61

Мы – граждане России

29.04

62

Славные символы России

6.05

63

Такие разные праздники

8.05

64

Путешествие по России

13.05

65

Путешествие по России

15.05

66

Путешествие по России

20.05

67

Проверочная работа «Современная Россия»

22.05

68

Презентация проектов

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...