Окружающий мир,13 апреля 2020 года
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Гайфуллина Эльмира Талгатовна
Темв урока: Отечественная война 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России»

Класс: 4

Тема учебного занятия: Отечественная война 1812 года.

Продолжительность учебного занятия: 30 минут

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Цель:  Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами,  героями.

  1. - Ребята, сегодня мы с вами   совершим небольшое  путешествие  в прошлое, познакомимся с одним важнейших и героических событий в истории нашей страны,  но прежде чем мы откроем для себя  эту  новую страницу в истории нашего государства,  предлагаю вам вспомнить  некоторых ярких , выдающихся  личностей  и это поможет нам с вами  определить тему  дальнейшей  беседы.

 

  • Великий полководец , покоритель неприступной крепости Измаил в 1790 году, в честь которого названо одно из известнейших военных учебных заведений Москвы. ( Александр Васильевич Суворов)
  • Выдающийся полководец, адмирал, командующий Черноморским флотом во время Русско-Турецкой войны и  разгромивший турецкий флот. (Федор Федорович Ушаков)
  • Внук князя Ивана Калиты, первым бросивший вызов Золотой Орде и одержавший победу на ююююююююююююКуликовом поле в 1380 году (Дмитрий Донской)
  • Покровитель Санкт-Петербурга и великий полководец, одержавший победу над шведами на Чудском озере в 1242 году (Александр Невский)
  • Друг и соратник Кузьмы Минина , возглавивший народное ополчение в борьбе против польских захватчиков в 1612 году (Дмитрий Пожарский)

-Как вы думаете,  кем  были все эти исторические  деятели?  (Военачальники, полководцы, патриоты, защитники Отечества)

-Какими людьми были эти полководцы, военачальниками? (Они были мужественными, смелыми, решительными, талантливыми полководцами, они были патриотами своей родины, своего Отечества?)

- А что, по-вашему, означают слова патриот, Отечество? Дайте определение. ( Отечество -родина, дом, страна, где человек родился. Патриот – человек, который любит и гордится своей родиной, готов встать на ее защиту.)

- Скажите, пожалуйста, где  приходилось участвовать этим героям, полководцам, раз они были защитниками Отечества, патриотами своей Родины? (Они были  участниками  освободительных войн. Россия вела войны за свою независимость в с татаро-монголами, шведами, поляками.)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? ( О войне)

-О какой именно войне, раз вы упомянули слово Отечество? (Об отечественной войне)

.2)Тема нашего урока - «Отечественная война 1812 года»

Учитель:

-Подумаем,  какие вопросы мы будем обсуждать, когда будем говорить об Отечественной войне 1812 года?

(Когда началась война? Ее причины? Кто с кем воевал  и почему? Чем закончилась война? Кто победил? Почему войну назвали Отечественной?)

 

3)- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать учеными - историками.

 Мы вместе попробуем расширить и углубить знания об этой войне, ответить на все интересующие вас вопросы, и главный из них : «Почему войну 1812 года назвали Отечественной?

 

Прочитайте дополнительные сведения

1.- Наполеон Бонапарт– человек необычной судьбы. Ещё в детстве, он мечтал о военных победах. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет.  В 24 года он произведён в чин генерала, а в 34 года  Наполеона провозгласили императором. С одной стороны,   он -  блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны — захватчик,  разрушающий города,  проливающий кровь,  несущий смерть, страдания, боль и слезы.

 Более 15-ти лет водил он войска в разные страны — и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию, и стать владыкой мира. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

- НАШЕСТВИЕ  НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ

В Европе с конца 18 века  шли бесконечные воины. Во Франции к власти пришел Наполеон. Он мечтал покоить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В июне 1812 года французская армия вторглась в Россию. Удар французов был так силен, что русские войска не смогли сдержать натиск. Русские  армии начали отступление вглубь  страны.

Все, от солдат до генералов, тяжело переживали неудачи первых месяцев войны . Тревога за судьбу Отечества охватила народ. В этот трудный час император Александр I назначает командовать войсками  талантливого полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

2.- Михаил Илларионович Кутузов родился в семье военного инженера. Мальчик рос любознательным, трудолюбивым, много читал. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе. Участник войны с поляками, турками. В русско-турецкую войну воевал рядом с Суворовым. Был ранен в голову и потерял глаз. После победы над турками получил титул светлейшего князя и стал военным губернатором Санкт-Петербурга.

Во время Отечественной войны 1812 года царь Александр I назначил Кутузова командовать войсками. Полководцу шёл уже 67 год. Во время бородинского сражения, которое шло 15 часов, находился на поле боя, пока не утихла стрельба. После Бородинского сражения на военном совете Кутузов сказал: « Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, и всю Россию». Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал. Было слышно, как он ворочался в кровати, вздыхал и … плакал.

За военные успехи в борьбе с французами на Смоленщине был удостоен почётного титула князь Смоленский.

После освобождения России Кутузов тяжело заболел. Умер в 1813 году. Похоронен в Казанском соборе в Петербурге.

-БОРОДИНСКАЯ  БИТВА

Кутузов начал подготовку к  решающему сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы, 26августа 1812 года.

В 6 часов утра загрохотали пушки, так началось сражение.

Одним из самых тяжелых моментов боя была оборона Курганной высоты .  Во главе ее защитников стоял  генерал Николай Николаевич Раевский. Высоту обстреливали 400 французских  пушек, после ожесточенных атак  враг занял высоту.  Русские войска сражались героически. Грохот артиллерии был слышан даже в Москве. С наступлением темноты  бой начал стихать.

Из-за больших потерь Кутузов вынужден был отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: сражаться или отступить, оставить Москву, чтобы сохранить войско?  Полководец принял нелегкое решение отступить.

- НА  ВОЙНУ  С  НАПОЛЕОНОМ  ПОДНЯЛСЯ  ВЕСЬ  НАРОД

Наполеон  вошел в Москву.  Он  ожидал торжественного приема, но его встретил опустевший город. Вскоре в Москве вспыхнули пожары. Сгорел почти весь  город.  Через месяц  Наполеон оставил Москву. Теперь уже русская армия перешла в наступление. Большой урон  наносили партизаны. Они воевали на территории , занятой противником. Это были крестьяне, местные жители и небольшие отряды русской армии. Во главе партизанского движения стоял Денис Васильевич Давыдов.

В декабре 1812 года  французы были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа и освободила  Европу.

Вторжение Наполеона принесло много  бед и несчастий , но Россия сумела отстоять свою независимость. В конце 19 века в Москве в память о наполеоновском нашествии был возведен  Храм  Христа Спасителя.

- Денис Васильевич Давыдов родился в Москве, в семье военного. Его отец командовал полком. С детства мальчика воспитывали в «суворовском духе».

Он спал на жёсткой постели, вставал с первыми петухами, обливался холодной водой. Ещё ребёнком Денис Давыдов был записан в полк, который нёс службу при дворе императора. Там Денис изучал военную историю, в совершенстве овладел французским языком, полюбил литературу и сам стал писать стихи.

Во время Отечественной войны 1812 года с разрешения командования организовал первый армейский партизанский отряд. Отряд, состоявший из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Во время одной из операций отрядом Дениса Давыдова было взято в плен свыше 2000 французов. Во время войны он ведёт «Дневник партизанских действий 1812 года».

Денис Давыдов известен также как поэт и военный писатель.

Работа по учебнику,стр.112-121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка,9 апреля 2020 года

Уважаемые ученики! Прослушайте пожалуйста песню"Сез иң гүзәл кеше икәнсез"...

Окружающий мир,6 апреля 2020 года

Уважаемые ученики! Посмотрите видео к уроку,перейдя по ссылке https://youtu.be/9iJgrVd02XI.Прочитайте стр.101-105 и ответьте на вопросы...

Окружающий мир,9 апреля 2020 года

Тема урока : "Екатерина Великая " Ссылка к просмотру презентации :https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/2013/05/28/prezentatsiya-k-uroku-okruzhayushchego-mira-na-temu-ekaterina...

Окружающий мир,16 апреля 2020 года

Тема урока:Страницы истории ХIХ века...

Окружающий мир,23 апреля 2020 года

Великая война и Великая Победа...

Окружающий мир,27 апреля 2020 года

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России»....

Окружающий мир, 30 апреля 2020 года

Основной закон России и права человека...