Урок окружающего мира 3 класс "Наша безопасность. Огонь, вода и газ."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Урок направлен на то, чтобы дети получили больше знаний о том, как выглядят опасности и почему возникают. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема: «Наша безопасность. Огонь, вода и газ».

Класс: 3

Цель: формирование знаний о том, как выглядят опасности, и почему они возникают.

Задачи:

  Дидактические: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.

  Развивающие: развивать кругозор детей.

  Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.

Необходимый раздаточный материал: презентация к уроку, карточки для игры «Крестики-нолики», цветные карандаши, разрезные карточки с пословицей.

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг.момент

Включить в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Словесный метод: беседа

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Посмотрите на доску.

Я дарю вам, улыбку,

Для того, чтобы урок у нас прошёл на хорошей нотке.

Приветствуют учителя.

Ф

Презентация

Личностные: развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

2.Актуализация знаний

Выявить уровень знаний по д/з. Определить типичные недостатки и шибки. Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа

Практический метод: решение теста по пройденной теме.

-Для того  чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, мы выполним с вами тест. Кто мне напомнит, какая  тема была у нас  на  прошлом  уроке?

-Да, на прошлом уроке мы говорили о здоровом образе жизни.

-У вас на столах  лежат планшеты, разблокируйте их. Вы видите в них тесты, а точнее задание  к нему. Прочтите задание и нажмите «ОК», чтобы начать выполнять тест.

«Здоровый образ жизни»

Выполняют тест

Ф

И

Планшеты

Контроль

Самоконтроль

Личностные: установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к  работе на результат.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: донести свою позицию до других.

3.Выявление темы и цели урока

Помочь детям сформулировать тему и цели урока.

Словесный метод:

-Сегодня мы начинаем вторую часть учебника «Окружающий мир». На уроке мы поговорим о правилах поведения в различных ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни.

-Значительную часть своей  жизни мы проводим  в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

 

-У вас на столах  лежат конверты, в них находятся рассыпавшиеся пословица.

*Мой дом – моя крепость*

-Как вы её понимаете?

-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь в первом разделе нашего учебника?

-Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе, и что может произойти, если не соблюдать правила поведения и безопасности  в помещении вы узнаете на сегодняшнем уроке.

-Чтобы узнать, какие  это опасности, давайте  в парах разгадаем ребусы.

*Ребусы высвечиваются на слайде*

-Какие слова зашифрованы в этих ребусах?

-Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

-Какие цели вы перед собой поставите?

Берут конверты, достают части пословицы, собирают пословицу

Ответы детей

О нашей безопасности

Огонь, вода и газ.              

Наша безопасность. Огонь, вода и газ.

Ответы детей.

Ф

П

Конверты с рассыпавшимися пословицами

Карточки с ребусами

Контроль

Взаимоконтроль

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: донести свою позицию до других.

4.Работа над темой урока

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачи.

Словесный метод: беседа.

Практический метод: игра «Крестики-нолики»

Наглядный метод: видео-урок.

-Что же опасного таит в себе огонь?

-С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках  пламени города,  бесценные творения, созданные миллионами  людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

-Кто из вас не знает стихотворения С.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.

-Почему кошка так отреагировала на пожар?

-Вспомните, от чего загорелся кошкин дом?

-Послушайте слова Маяковского:

Запомнить твёрдо нужно –

Пожар не возникает сам.

-Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины.

-Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:

На слайде:

Неисправность электрических приборов;

Забывчивость;

Искра из печи, камина;

Легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);

Игры со спичками;

Керосин, бензин, газ;

Самые главные виновники пожаров люди.

-Посмотрите учебный  фильм и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара.

*Видеофильм*

-Кто был внимательным, какие меры нужно предпринять во время пожара?  

-В какую службу можно обратиться за помощью?

-А теперь читаем и запоминаем.

На слайде:

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

-Последствия пожара очень ужасны.

-Теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики».

Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде. Делать вы это будите в парах.

-Проверяем. Объясните свой выбор.

Ответы детей

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила…

Ответы детей

Ответы детей

Читают

Смотрят видеофильм

Ответы детей

Ответы детей

Читают текст на слайде.

Выполняют задание.

Проверяют, рассказывая, почему именно это выбрали.

Ф

П

Презентация

Карточки для игры в «Крестики-нолики»

Контроль

Взаимоконтроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные: оценивать потребность в дополнительно информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.

5.Физминутка

Дать детям отдохнуть

Наглядный метод: показ учителя

-Сейчас мы поиграем ещё в одну игру, называется она «Запрещается-разрешается». Я буду называть вам основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

-Бросать горящие спички в помещениях.

-Защищать дом от пожара.

-Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

-Кричать и звать на помощь взрослых.

-Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

-Дышать через мокрое полотенце.

Внимательно слушают учителя и выполняют его указания.

Играют в игру «Запрещается-разрешается»

Ф

6.Работа по теме «Вода в доме»

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа с заданиями в учебнике

Наглядный метод: рисунки знаков.

-Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:

Чего в решете не унести?

-Какие же опасности таит в себе домашний водопровод?

*Слова высвечиваются на слайде, как помощь детям*

-Давайте прочитаем в тексте «Вода в природе» в учебнике на стр. 5.

-Рассмотрите рисунки в учебнике.  Что показывают эти знаки?

-Читаем далее.

*Вопросы по содержанию*

-Как действовать при аварии водопровода?

-Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?

-У некоторых ребят было индивидуальное задание – найти значение этих слов.

-Какой литературой вы пользовались при подборе  материала?

Вода

Прорвало

Затопило

Закрыть

Читают

-Прорвало трубу.

-Вентиль горячей и холодной.

-Звони соседям, диспетчеру, родителям.

Вентиль

Диспетчер

Отдельные ученики рассказывают значение слов вентиль, диспетчер.

Ф

И

Презентация

Контроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

7.Работа по теме газ

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока

Словесный метод: беседа

Практический метод: ответы на вопросы по содержанию учебника

Наглядный метод: показ фотографий

-Послушайте загадку.

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

-Что это такое?

-Рассмотрите внимательно иллюстрации  на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?

-Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт – это очень опасно! Как вы думаете почему?

Во-первых, им можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

-Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр.6.

Вопросы по содержанию

-Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?  

-Рассмотрите рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?

-Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв газа.

-Обратите внимание на доску. Давайте прочтём этот текст.

Газовая плита

Они работают на пару

Ответы детей

Читают

Нужно вызвать мастера.

Нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей.

Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу.

Рассматривают фото на презентации

Читают

Ф

И

Презентация (слайд 13)

Контроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

8.Закрепление

Организовать  деятельность по применению новых знаний. Обучать работать в миниколлективе

Словесный метод: беседа

Практический метод: рисование знаков безопасности

-Выполним задание в тетради на стр.3 №1. Укажите стрелкой правильное действие для каждого случая.

-Сейчас выполним с вами задание в группе «Нарисуй знак безопасности».

Первой  группой будет 1 ряд.

Второй  группой  будет 2 ряд.

Третьей группой будет 3 ряд.

1 ряд выполняет рисунок знака «Осторожно – огонь».

2 ряд – «Водопровод».

3 ряд – «Осторожно – газ».

-Теперь каждая группа представит свои рисунки.

-Молодцы! У вас получились замечательные  знаки безопасности.

Делятся на группы

Выполняют творческую работу

Представляют свои работы

Ф

Г

Рабочие тетради

Контроль

Взаимоконтроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

9.Итог

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся

Словесный метод: беседа

-Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

-Как нужно действовать, если в квартире пожар?

-Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

-Как действовать при аварии водопровода?

-Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Отвечают на вопросы учителя

Ф

Контроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

10.Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности  достижения  цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Словесный метод: беседа

-Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?

-Что вас удивило?

-С каким настроением вы уйдёте с урока?

-Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш  взгляд был наиболее активным?

Отвечают на вопросы учителя

Ф

И

Контроль

Личностные: рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников.

11.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный метод: беседа

-Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответите на вопросы. В тетради стр.4 №3,4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.

Творческое задание: нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг».

Слушают учителя

Записывают домашнее  задание

Ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Наша безопасность. Огонь, вода и газ».

Слайд 3

«Мой дом – моя крепость»

Слайд 4

Цель урока: «Формирование знаний о том, как выглядят опасности и почему возникают».

Слайд 5

-Неисправность электрических приборов; -Забывчивость; -Искра из печи, камина; -Легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол); -Игры со спичками; -Керосин, бензин, газ. Самые главные виновники пожаров – люди.

Слайд 6

https://youtu.be/TosahKJ_3wA

Слайд 7

Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.

Слайд 8

Газовая плита Бытовой газовый водонагреватель Бытовой газовый котёл

Слайд 10

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни: Газовой службы телефон – 04 .

Слайд 11

1 ряд – «Осторожно – огонь» 2 ряд – «Водопровод» 3 ряд – «Осторожно – газ»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ребусыребусыребусыребусы

                                                   ребусыребусыребусыребусыребусы

                                                                                              ребусыребусыребусыребусы



Предварительный просмотр:

Объект

Причина

Люди

Техника

Другие причины

Утюг

Ёлочная гирлянда

Лес

Объект

Причина

Люди

Техника

Другие причины

Утюг

Ёлочная гирлянда

Лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"

Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме "Огонь, вода и газ" может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе....

Урок по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ"

Открытый урок с презентацией. 3 класс Плешаков....

презентация по окружающему миру на тему "Огонь, вода, газ"

Эта презентация содержит правила обращения с огнем, водой и газом....

Презентация по окружающему миру Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ

Презентация по окружающему миру Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Огонь. Вода. Газ."

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь. Вода. Газ"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс)

, В данном материале представлены конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс), УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс "Огонь, вода и газ"

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс "Огонь, вода и газ"...