Статья _проведение исследования без опытов по ФГОС
статья по окружающему миру


Предварительный просмотр:

Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

2

Тема проекта

Изменение климата на Земле

3

Актуальность проекта

Жизнь существует на планете около четырех миллиардов лет. В течение этого времени колебания климата были радикальными: от ледникового периода, длившегося 10 000 лет, до эпохи стремительного потепления.  Наблюдения показали, что климат на планете зависит от комбинации многих факторов, взаимодействующих по отдельности друг с другом и в комплексных путях,  но они  еще не до конца изучены.  Сейчас многие эксперты считают, что человечество подвергает опасности мировую экологическую систему в связи с глобальным потеплением, вызванное так называемым парниковым эффектом. Но вместе с тем многие из них доказываю, что климат будет изменяться в сторону похолодания.

 На заседании научного общества учащихся 4 классов «Юные исследователи» было выдвинуто 2 предложения (на основе предварительного анкетирования): 40%   учащихся  определили возможное потепление климата; 60 %  –  похолодание в ближайшее 10 лет.

 Результаты предположительной оценки возможных вариантов изменения климата учащимися  4 классов отражены в  диаграмме.

4

Проблема исследования

Какие факторы повлияют на изменение климата в ближайшие 10 лет?

5

Объект исследования

Климат

6

Цель проекта

Выявление факторов окружающей среды,

 влияющих  на изменение климата.

7

Задачи проекта

изучить учебную литературу о факторах, влияющих на климат окружающей среды;

определить различные точки зрения на исследуемую проблему;

разработать  мини-доклады, представляющие различные точки зрения ученых по ключевым вопросам  изменения  климата  на Земле;

представить разработанные продукты проектной деятельности учащихся 4 классов  на итоговой конференции учебно-исследовательских работ.

8

Гипотеза исследования

Если провести анализ различных источников, показывающих возможные варианты изменения климата в окружающей среде, то это даст возможность обосновать факторы, отрицательно влияющие  на данный процесс.

9

Методы исследования

Теоретические – анализ учебной литературы, систематизация ключевых теоретических положений.

Эмпирические методы: анализ статических данных метеорологов (за последние десять лет;

обобщение в соответствии с  исследуемым аспектом факторов, влияющих на изменение климата на Земле

 

10

Тип проекта (по продолжительности)

Среднесрочный  (в течение месяца);

групповой; межпредметный

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:

1) провести отбор учебной литературы в соответствии с основными вопросами исследования;

2)выявить  учебную проблему  в совместной деятельности учащихся с учителем;
3) выявить сущность понятий «климат», «климатические пояса», «цикличность», «погода».

Предполагаемый результат: готовность учащихся к проведению аналитической оценки возможных изменений климата на Земле.

Поисково-информационный этап:

1) анализ учебной литературы;  

2) первичное выявление  мнений ученых-теоретиков о проблемах, возникающих в изменениях климата.

 Предполагаемый результат: наличие ключевых теоретических положений, влияющих на изменения климата на Земле.

 Основной этап:

Форма работы индивидуальная и групповая: на исследование различных факторов, отрицательно влияющих на климат:

 1) выявить причины возникновения погодных аномалий;

2) представить характеристику абсолютных температурных рекордов за определенный период метеонаблюдений, используя статистические данные;

3) обосновать влияние погодных условий на жизнедеятельность человека;

4) определить общие подходы в оценке возможных глобальных изменений климата на Земле.

5) провести сопоставительный анализ полученных результатов исследования для обоснования возможных изменений в климате в ближайшие 10 лет.

Предполагаемый результат: обработанные материалы по различным аспектам исследуемой проблемы.

Заключительный этап:

1) предварительное прослушивание мини-докладов по проблеме исследования на заседании научного общества учащихся 4 классов;

2) внесение изменений в прослушанные мини-доклады на основе предложений членов научного общества.

Предполагаемый результат: наличие подготовленных мини-докладов для их представления как результатов проектной деятельности членов научного общества «Юный исследователь» для их представления на различных уровнях.

 

Общий вывод по проектной деятельности: проведены исследования различных аспектов как составных компонентов факторов, отрицательно влияющих на изменение климата в ближайшие 10 лет.

 Освоена учащимися 4 класса технология разработки мини-докладов по научной проблематике на основе сопоставительного анализа различных точек зрения ученых-теоретиков.

12

Оборудование для проведения исследования

Термометр, осадкомер (использовались для проведения предварительного  наблюдения.)

13

Продукт проекта

Разработка мини-сообщений учащимися 4 классов, как членами научного общества «Юный исследователь» по различным аспектам исследования:

– Оценка цикличности процессов изменения климата на Земле;

– Что такое глобальное потепление?

– Началось ли движение климатических поясов?

– Почему в последние годы погода становится все более переменчивой?

– Как изменится природные условия на  Земле?

Вышеуказанные мини-доклады войдут в школьный журнал «Наши первые научные исследования» для последующей их публикации на различных уровнях.

Предполагается, что у каждого автора, как исследователя определенного аспекта проблемы изменения климата в ближайшие 10 лет будет определен научный руководитель. Такой подход будет способствовать  проведению  более углубленного исследования.

14

Перспектива проекта

Представление результатов  итогового исследования  проблемы изменения климата (после выступлений учащихся 4 классов   «Природа и экология», «Экология. Природа. Человек».

Использование материалов исследования во  всероссийских экологических акциях «День Земли», «Земля в руках каждого из нас».  

15

Используемые источники

 Бобров, Владимир География мира. Интересные факты об изменении климата / Владимир Бобров. - М.: Феникс, 2015. - 160 c.

Борисенков, Е. П. Климат и деятельность человека / Е.П. Борисенков. - М.: Наука, 2016. - 128 c.

Бердышев С.Н. Популярный географический энциклопедический словарь. М., 2015. -365 с.



Предварительный просмотр:

2. Разработать паспорт исследовательского проекта.

Объект исследования: человек

Возрастная категория: 4 класс

Этапы

Содержание

1

Ф. И. О. участника

Шабашова Анастасия Александровна

2

Класс

4класс

3

Тема проекта

Как факторы воздуха температура, давление и влажность   влияют на организм человека?

4

Объект

Человек

5

Актуальность проекта

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды. За сутки человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, а выделяет приблизительно 580 л углекислого газа. Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая бронхит, эмфизему, астму. Признаки и последствия действий загрязнителей воздуха на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность.

Согласно статистике, более 80% жителей городов дышат воздухом, который не соответствует нормам, разработанным Всемирной Организацией Здравоохранения. Кроме загрязняющих веществ, которые находятся в воздухе на человека влияют и другие показатели.

Учащиеся 4-го класса хотят узнать опытно экспериментальным путем, какие показатели  воздуха в различных местах могут влиять на организм человека.

6

Проблема исследования

Выявление учащимися 4 класса влияния воздушной среды на организм человека, его жизнедеятельность. Какие показатели и как влияют на организм человека?

7

Цель исследования

Определение основных показателей воздуха, влияющих на организм человека.

8

Задачи

  • изучить литературу о влиянии воздуха на организм человека;
  • выявить факторы, которые можно измерить в воздухе и как они влияют на организм человека;
  • исследовательским опытом и наблюдением провести анализ факторов воздуха температура, давление и влажность и их влияния на организм человека;
  • обобщить полученные материалы исследования;
  • разработать справочник здоровья по защите организма человека в воздушной среде города;
  • сделать выводы и провести анализ результативности выполненной исследовательской работы.

9

Гипотеза

Если выявить на теоретическом уровне, как влияют факторы воздуха на организм человека, то это даст возможность на практическом уровне сформировать представление о взаимосвязи воздуха со здоровьем человека.

10

Методы исследования

– теоретические методы: анализ учебной литературы (по вопросу влияния воздуха на человека; какие факторы воздуха могут влиять на организм человека; что такое влажность и атмосферное давление; приборы измерения влажности и атмосферного давления;

– эмпирические методы: наблюдение, проведение и описание опытов (влияние различных факторов воздуха на организм человека, такие как: температура, влажность и атмосферное давление), фиксирование результатов приборов,  анкетирования учащихся 4 класса; анализ полученных результатов.

11

Тип проекта

Краткосрочный (в течение одной недели)

12

Этапы проекта

1.Подготовительный этап

Форма работы: индивидуальная с переходом на групповую.

 Постановка учебной проблемы

Проблемная ситуация

В ходе экскурсий по двум заповедникам Новгородской области: Археологический заповедник в Любытино и Рдейский заповедник; учащиеся отметили, что воздух отличается от городского и в данных местах становится лучше организму, чувствуется легкость и свежесть. При  приезде в город, учащиеся отметили некоторое ухудшение состояния.

Учащимся 4 класса определили для исследования два вопроса: «Как воздух может влиять на организм человека?» и «Какие факторы влияют на организм человека?»

Знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы во внеучебное время).

Просмотр видеороликов (для расширения имеющихся знаний о воздухе, его факторов, влияющих на организм человека, как и каким оборудованием можно измерить температуру, влажность и давление воздуха).

Предполагаемый результат 1 этапа: подобрана информация по теме исследования, определена  последовательность работы по решению выявленной проблемы.

2.Поисково-информационный этап:

– анализ учебной литературы для выявления новых элементов знаний по исследуемой проблеме;

– подбор опытов.

Предполагаемый результат 2 этапа: у учащихся 4 класса расширятся теоретические знания о воздухе и его влиянии на организм человека; узнают понятия влажность и атмосферное давление воздуха, каким оборудованием пользуются для их измерения.

В своих дальнейших исследованиях они будут использовать следующие ключевые понятия: относительная влажность воздуха; оборудование для измерения относительной влажности воздуха (психрометр, волосной гигрометр, конденсационный гигрометр) и атмосферного давления (ртутный барометр, барометр-анероид)

Относительная влажность воздуха

3.Опытно-экспериментальный этап

Опыт №1.  Город

Цель: определить влияние воздуха на организм человека в условиях города.

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры и относительной влажности воздуха), барометр.

В ходе экскурсии по городу учащиеся измеряли атмосферное давление, относительную влажность и температуру воздуха (результаты занесены в таблицу).

Фиксирование результатов в таблицу.

Запишите температуру воздуха

+17°С

Запишите относительную влажность воздуха

46%

Запишите атмосферное давление

749 мм рт. ст.

Как изменилось ваше состояние после приезда в данную местность?

Выводы

В ходе фронтальной беседы и экскурсии по городу отмечаем, что в городе из-за проезжающих машин в воздух поднимается большое количество пыли и выхлопных газов (углекислый газ) от машин. Пыль и углекислый газ затрудняют дыхание и ухудшают состояние организма человека при большом скоплении в организме. Воздух достаточно теплый. Учащиеся заполняют последнюю строку таблицы; у некоторых из них  наблюдается тяжелое дыхание и отдышка. Воздух в городе несильно опасен, но может нанести незначительный вред организму.

Опыт №2. Археологический заповедник в Любытино

Цель: определить влияние воздуха на организм человека в условиях заповедника.

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры и относительной влажности воздуха), барометр.

В ходе экскурсии по Археологическому заповеднику в Любытино измеряли атмосферное давление, относительную влажность и температуру воздуха (результаты занесены в таблицу).

Фиксирование результатов в таблицу.Запишите температуру воздуха

+13°С

Запишите относительную влажность воздуха

61%

Запишите атмосферное давление

755 мм рт. ст.

Как изменилось ваше состояние после приезда в данную местность?

Выводы

В ходе фронтальной беседы и экскурсии по заповеднику в городе Любытино отмечаем, что в заповеднике очень свежий и чистый воздух, из-за наличия большого количества хвойных деревьев и невысокой влажности, позволяющих легче дышать. Прохладный воздух может повлиять на организм учащегося. Младшие школьники заполняют последнюю строку таблицы; большинство из них ощущают легкость в дыхании и проявляют повышенную физическая активность. Воздух в хвойном лесу благоприятно влияет на организм человека, имеет свойство очищения и обеззараживания воздуха.  Хвойные деревья способствуют обеззараживанию и очищению воздуха. Весьма часто врачи советуют посещать хвойные леса, как лекарство для очищения легких.

Опыт №3. Рдейский заповедник

Цель: определить влияние воздуха на организм человека в условиях заповедника.

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры и относительной влажности воздуха), барометр.

В ходе экскурсии по Рдейскому заповеднику измеряли атмосферное давление, относительную влажность и температуру воздуха (результаты занесены в таблицу).

Фиксирование результатов в таблице.

Запишите температуру воздуха

+9°С

Запишите относительную влажность воздуха

69%

Запишите атмосферное давление

762 мм рт. ст.

Как изменилось ваше состояние после приезда в данную местность?

Выводы

В ходе фронтальной беседы и экскурсии по Рдейскому заповеднику отмечаем, что в заповеднике воздух достаточно влажный и чистый, из-за наличия большого количества деревьев и озёр, позволяющий дышать намного легче. Также, из-за наличия крупных водоемов, здесь намного холоднее, данный фактор может сильно сказаться на учащихся 4-го класса. Младшие школьники заполняют последнюю строку таблицы; у большинства наблюдается хорошая физическая активность, дыхание становится легче (как будто «очищается» организм). Воздух у природных водоемов также благоприятно влияет на организм человека.

Общий вывод:

После сравнения показателей воздуха в трех разных точках (городского, хвойного леса и у водоемов) отмечено учащимися 4 класса, что в хвойном лесу и у водоемов воздух намного чище и лучше. Атмосферное давление и влажность в хвойном лесу намного больше оказывают положительное воздействие на организм учащихся. Также и воздух у водоема имеет положительное воздействие на организм человека в целом.

Воздух города, из-за перенасыщения выхлопных газов автомобилей и пыли, оказывает негативное воздействие на организм человека. Учащенное дыхание и отдышка от «грязного» воздуха, наносят вред организму и может ослабить иммунную систему человека.

Необходимо как можно больше гулять и отдыхать на природе, выезжать за город на поляны, в леса и к водоемам.

Заключительный этап:

  1. сравнительный анализ результатов проведенных опытов;
  2. создание справочника;
  3. подведение итогов, рефлексия достигнутых результатов на различных этапах реализации исследовательского проекта.

13

Оборудова-ние

Лаб-диск (измерение относительной влажности и температуры воздуха), барометр.

14

Продукт проекта

В ходе исследовательской деятельности учащиеся совместно с учителем создают мини-справочник здоровья по теме: «Как воздух влияет на организм человека».

Особенность данного вида справочника в том, что учащиеся заносят выявленные теоретические и практические знания в краткой схематичной форме, используя приемы инфографики.

На первой странице этого мини-сборника расположена графическая модель влияния факторов воздуха на организм человека.

На второй странице представлена в краткой форме информация о том, что такое атмосферное давление, температура, относительная влажность воздуха и как они влияют на организм.

На третьей странице указаны данные,  благоприятные для организма человека и ребёнка, какие места можно посетить для улучшения здоровья и состояния человека.

15

Перспектива проекта

 Данный справочник может быть рекомендован для  проведения профилактической работы в школьных и дошкольных учреждениях. Также данные справочники можно распространять по местам профессиональной деятельности родителей школьников (учащихся).

Данный продукт будет разрабатываться и дополняться информацией о различных факторах, влияющие на организм человека.

16

 Используемые источники

Шандала М. Г., Звиняцковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения. - Киев: Здоровье, 2017. - 152 с.

Таралёва, Е. А. Воздух — самое ценное на планете Земля / Е. А. Таралёва, Г. Ю. Давыдова. — Текст: Юный ученый. — 2016. –187 с.

Исмаилова, С. Р. Секреты здоровья человека / С. Р. Исмаилова. — Текст: Молодой ученый. — 2016. –785 с.



Предварительный просмотр:

1. Разработать паспорт исследовательского проекта.

Объект исследования: природные явления

Возрастная категория: 3 класс

Этапы

Содержание

1

Ф. И. О. участника

2

Класс

3

3

Тема проекта

Почему идет дождь?

4

Объект

Природные явления

5

Актуальность проекта

Каждый день мы наблюдаем различные природные явления: грозу, прилив воды, восход солнца, дождь и другие. Каждое из них по-своему прекрасен и интересен прекрасно и интересно.

Если говорить о природных явлениях, связанных с водой, то дождь является самым распространенным.  Исследования подтверждают, что каждый год на землю выпадает 519 000 миллиардов тонн дождей.

 Но как образуется дождь? Данный  вопрос возник  на уроке  окружающего мира у учащихся 3 класса.

6

Проблема исследования

Как образуется дождь?

7

Цель исследования

Выявление факторов, влияющих на появление дождя в природных условиях; объяснение опытно-экспериментальным путем значимости дождя в круговороте воды в природе.

8

Задачи

  • изучить литературу о природном явлении – дождь (как он появляется в природе);
  • исследовать факторы, влияющие на появление дождя опытно-экспериментальном путем;
  • объяснить взаимосвязь дождя внутри круговорота воды в природе;
  • обобщить полученные материалы исследования;
  • создать мини сборник с выявленным, в ходе исследовательского проекта, теоретическим материалом, опытами и занесением схемы «круговорот воды в природе»;
  • сделать выводы и провести анализ выполненной исследовательской работы.

9

Гипотеза

Если выявить на теоретическом уровне факторы, влияющие на образование дождя, дополнительно проанализировать процесс круговорота воды в природе и его смоделировать с помощью проведения опытов, то это даст возможность учащимся 3 класса проверить факторы, влияющие на происхождения дождя.

10

Методы исследования

Теоретические методы: анализ учебной литературы (по вопросу образования природного явления – дождь, как дождь включен в круговорот воды в природе);

– эмпирические методы: наблюдение, проведение и описание опытов (последовательность опытов имеющую сходность с круговоротом воды в природе); фиксирование результатов опытов в подготовленную с вопросами таблицу учащимися 3-го класса; анализ полученных результатов.

11

Тип проекта

Краткосрочный (в течение одной недели)

12

Этапы проекта

1.Подготовительный этап

Форма работы: индивидуальная с переходом на групповую.

 Постановка учебной проблемы

Проблемная ситуация

Идет урок окружающего мира в 3 классе. Учитель задает учащимся вопрос: «Что вы знаете о дожде?» «Как он образуется?»

Примерные варианты ответа: дождь – это природное явление в виде осадков воды, а также жидкое состояние воды; дождь образует скопление воды в виде маленьких капелек, которые попадают на землю,  пролетев большое расстояние с небес до земли;

Знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы во внеучебное время)

Просмотр видеороликов по группам (для расширения имеющихся знаний о дожде, как он связан с круговоротом воды в природе)

https://www.youtube.com/watch?v=DAFpAP_iQds&t=24s 

https://www.youtube.com/watch?v=tjJcZdu3aEY 

Предполагаемый результат 1 этапа: подобрана информация по теме исследования, определена  последовательность работы по решению выявленной проблемы.

2.Поисково-информационный этап:

– анализ учебной литературы для выявления новых элементов знаний по исследуемой проблеме;

– подбор опытов.

Предполагаемый результат 2 этапа: у учащихся 3 класса расширятся теоретические знания о природном явлении –  дождь. В своих дальнейших исследованиях они будут использовать следующие ключевые понятия:

 Дождь  – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 1 до 6—7 мм;

– знают три агрегатных состояния воды и умеют приводить примеры (твердое состояние – снег, лёд; жидкое состояние – дождь, озеро и т.д.; газообразное состояние – пар, туман);

– для того, чтобы вода смогла появиться, как атмосферные осадки в виде дождя, ему необходимо пройти долгий путь – круговорот воды в природе;

– узнают понятия испарение (процесс превращения жидкости в пар) и конденсации (обратное понятие испарения, процесс превращения пара в жидкость).

3.Опытно-экспериментальный этап

Данные опыты представляют собой последовательность, имеющую сходство с круговоротом воды в природе.

Опыт №1. Испарение

Цель: выявление особенностей испарения воды

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка.

Перед тем, как получить само природное явление – «дождь» в условиях класса, учащиеся предлагают провести эксперимент с испарением воды.

Для ускорения испарения воды в пробирке учащиеся используют собственные знания. Летом вода испаряется быстрее всего в теплый солнечный день. Поднесем пробирку с водой к спиртовке и наблюдаем кипение воды. Измерим температуру воды с помощью Лаб-диска. Уже при 60-70 °С вода начинает испаряться и у самого горлышка виден столбик пара, также мы наблюдаем, что воды в пробирке становится меньше.

Фиксирование результатов в таблицу:

Какие процессы  наблюдали в ходе опыта?

Что происходило с водой?

Какое агрегатное состояние получилось в итоге?

Выводы: процесс испарения происходит достаточно долго, после некоторого времени и измерений мы замечаем уменьшение воды в пробирке; наблюдается проявление маленького столбика пара (испарение происходит при высокой температуре).

Опыт №2. Конденсация

Цель: выявление особенностей процесса конденсации воды.

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное.

А как понять, что вода точно стала паром и сможем ли из него получить воду? Для этого мы используем предметно стекло или зеркало и дальше будем использовать понятие конденсация, которое узнали ранее. Измерим температуру стекла или зеркала. Примерно 15-16 °С, а это значит, что температура воды почти в 5 раз больше, чем стекла и зеркала. Можно предположить, что вода будет конденсироваться или превращаться в маленькие капельки воды. Поднеся стекло или зеркало к горлышку пробирки, мы замечаем, что появляются маленькие капли воды. Высоко в небе, где намного холоднее,  чем у земли, конденсируются капли воды,  образуя облака. В кабинете мы можем сказать, что облака это те маленькие капли воды на стекле или зеркале.

Фиксирование результатов в таблицу:

Какие процессы  наблюдали в ходе опыта?

Что происходило с водой?

Какое агрегатное состояние получилось в итоге?

Выводы: конденсация происходит с накоплением маленьких капель воды на стекле или зеркале; иначе говоря, вода охлаждается на определенном предмете, пар дойдя до определенной высоты в небе охлаждается и формируется в облака.

Опыт №3. «Дождь»

Цель: выявление условий, необходимых для образования капель воды.

Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное.

После наблюдения испарения и конденсации воды на предметном стекле или зеркале продолжаем наблюдение за конденсацией. Измерив температуру воды в пробирке, которая достигла 85-90 °С, отмечаем, что вода стала интенсивнее испарятся в пробирке. После некоторого времени мы можем наблюдать, что капельки воды стали заметно больше. У некоторых групп учеников случилось следующее: после скопления капель воды на стекле или зеркале, большие,  крупные начали «капать» на парту –подобие капли дождя.

Фиксирование результатов в таблицу:

Какие процессы наблюдали в ходе опыта?

Что происходило с водой?

Какое агрегатное состояние получилось в итоге?

Выводы: получение «дождя» в условиях кабинета – это последний опыт; капли дождя получаются за счет скопление малых капель воды; когда вода уже не могла удержаться на стекле или зеркале, она отсоединялась от поверхности и «капала» на стол; эту же воду можно снова собрать и повторить все эксперименты по-новому (по кругу).

Общий вывод: результаты  опытов доказывают, что вода проделывает долгий путь; испаряясь из водоёма, проходит через разные агрегатные состояния и попадает на землю в виде осадков дождя; происходит круговорот воды, в котором природное явление – дождь играет немаловажную роль, для природы.

Заключительный  этап:

  1. сравнительный анализ результатов опытов;
  2. создание справочника «Какова взаимосвязь дождя и круговорота воды в природе?»;
  3. подведение итогов, рефлексия достигнутых результатов на различных этапах реализации исследовательского проекта.

13

Оборудование

Лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное.

14

Продукт проекта

В ходе исследовательской деятельности учащиеся совместно с учителем создают мини-справочник по теме: «Какова взаимосвязь дождя и круговорота воды в природе?».

Особенность данного вида справочника в том, что учащиеся заносят выявленные теоретические и практические знания в краткой схематичной форме, используя приемы инфографики.

На первой странице этого мини-сборника расположена графическая модель круговорота воды в природе и выделено природное явление – дождь, которое учащиеся изучали в ходе проекта.

На второй странице представлена в краткой форме информация о том, что такое дождь, какие этапы проходит вода, чтобы дойти до природного явления; раскрываются понятия испарение и конденсация.

На третьей странице указаны опыты, которые можно провести дома самостоятельно.

15

Перспектива проекта

Перспектива дальнейшего исследования: учащиеся организуют проектную деятельность   для поиска ответа на возникший у них вопрос: какой вид имеют молекулы воды,  и какой вид молекулы воды приобретают в разных агрегатных состояниях.

Учащиеся 3 класса могут представить теоретический материал и результаты опытов для учащихся 2-го класса в рамках темы «Природные явления».

Представить свои результаты исследования перед родителями.

Представление результатов на конкурсе исследовательских работ на разных уровнях.

Выступление перед учителями начальных классов на тему: Проектная деятельность учащихся начальной школы»

 

16

Источники

Петрянов И.В. Детская энциклопедия: В 12 томах. Том 3. Вещество и энергия. – М.: Педагогика, 2016.

Е. Качур «Увлекательная физика» ООО «Детское издательство Елена», 2015 – 6-12 с. Электронная версия книги

Детская энциклопедия «Юному эрудиту обо всем», Издательство Махаон, 2016 г.

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Ч 1. -М.: Просвещение, 2013.- 180 стр.



Предварительный просмотр:

 

Этапы

Содержание

1

Ф. И. О. участника

2

Класс

3

3

Тема проекта

Человек в мире звуков

4

Объект

Человек

5

Актуальность проекта

В ходе урока, обсуждая тему за круглым столом и основываясь на статистику: «люди, живущие в мегаполисах и больших городах, страдают от шума на 36% больше, чем люди, которые живут в небольших населенных пунктах», учащиеся 3 класса поставили ключевые вопросы, которые могут быть раскрыты и уточнены в ходе предстоящего проектного исследования: «Почему же шум так негативно влияет на нас, ведь в процессе эволюции люди должны были к нему привыкнуть?», «Как же сохранять собственно здоровье, находясь среди большого количества шума?»

6

Проблема исследования

Выявление учащимися 3 класса влияния звуков на организм человека, его жизнедеятельности.

7

Цель исследования

Выявление положительных и отрицательных факторов звуков, влияющих на организм человека.

8

Задачи

  • изучить литературу о влиянии звуков и шумов на организм человека (как влияет определенный звук);
  • выявить какие звуки окружают нас и какое влияние они оказывают;
  • доказать практическим путем отрицательное влияние шумов на организм человека;
  •  обобщить полученные материалы исследования;
  • разработать рекомендации по защите организма человека от «вредных» звуков;
  • сделать выводы и провести анализ результативности выполненной исследовательской работы.

9

Гипотеза

Если выявить на теоретическом уровне как влияет звуки и шумы на организм человека, то это даст возможность на практическом уровне сформировать представление о взаимосвязи звука со здоровьем человека.

10

Методы исследования

– теоретические методы: анализ учебной литературы (по вопросу влияния звуков и шумов на человека, в каких единицах измеряется звук, виды звуков, какие звуки слышит человек);

– эмпирические методы: наблюдение, проведение и описание опытов (влияние различных видов шумов и звуков на организм человека), проведения анкетирования учащихся 3 класса; анализ полученных результатов.

11

Тип проекта

Краткосрочный (в течение одной недели)

12

Этапы проекта

Подготовительный этап:

– постановить учебную задачу совместно с учителем;

– познакомиться и отобрать учебную литературу по заданной проблеме исследования;

– продумать совместно с учащимися опыты.

Поисково–информационный этап:

– анализ учебной литературы для выявления новых элементов знаний по анализируемой проблеме:

– Звук – звуковые волны – это механические колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком.

– Специальная единица, в которой измеряется громкость звука, называется "децибел".

– Человек обычно воспринимает звук громкостью от 1 до 140 децибел.

0 дб – предел чувствительности

10 дб – шорох листьев

20 дб – звуки тихого сада

40 дб – тихая музыка

60 дб – средний уровень разговорной речи

80 дб – шумная улица

90 дб – автомобильный гудок

100 дб – сирена

120 дб – двигатель реактивного самолета

  1.  – болевой порог

– Виды звуков: ультразвук, инфразвук, гиперзвук, слышимые звуки.

– подбор опытов.

Опытно-экспериментальный этап:

– Опыт №1 – неприятные звуки.

– Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты.

– Один учащийся включает Лаб-диск (измерение дб звуков) и стоит рядом с учителем, остальным выдаются анкеты и сидят на своих местах. Учитель включает аудио ряд неприятных звуков: скрип, скрежет, шуршание. Учащиеся слушают данные аудио и после прослушивания заполняют анкету с вопросами.

Хотелось бы вам послушать еще эти звуки?

Какие чувства появились у вас после прослушивания?

Что вам хотелось сделать?

Измерили с помощью Лаб-диска пульс у учащихся и отметили, что у большинства пульс повысился, что неблагоприятно организму.

ВЫВОД:

Предварительно у учащихся возникают негативные чувства к данным аудио записям, работоспособность снижается. После прослушивания, у некоторых учащихся отмечается ухудшения состояния: мурашки, головокружение, появление признаков раздражительности и др. Учащиеся хотели отдалиться от этих неприятных звуков и отвлечься. По показателям Лаб-диска, данные звуки больше 80дб.

– Опыт №2 – приятные мелодии (звуки).

– Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты.

– Один учащийся включает Лаб-диск и стоит рядом с учителем, остальным выдаются анкеты и сидят на своих местах. Учитель включает аудио ряд приятных мелодий и классической музыки. Учащиеся слушают данные аудио и после прослушивания заполняют анкету с вопросами:

Хотелось бы вам послушать еще эти звуки?

Какие чувства появились у вас после прослушивания?

Что вам хотелось сделать?

Измерили с помощью Лаб-диска пульс, у большинства школьников пульс был ровный.

ВЫВОД:

У учащихся после прослушивания наблюдается поднятие настроения и повышение работоспособности, появилось желание подпевать и потанцевать. Замечено положительное эмоциональное состояние у большинства третьеклассников. По показателям Лаб-диска данные мелодии были от 20 до 80 дб.

– Опыт №3 – тишина.

– Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты.

– Учитель вместе с учащимся сидели в кабинете ничего не делая и выключив все оборудование – в полной тишине. Измерив Лаб-диском уровень шума – 0 дб, сказали, что у обучающихся осталось тоже состояние, как и до опыта. Заполняют анкету с вопросами:

Хотелось бы вам послушать еще эти звуки?

Какие чувства появились у вас после прослушивания?

Что вам хотелось сделать?

ВЫВОД:

В тишине учащиеся отметили, что не произошло никаких изменений, в психологическом и физическом состоянии. Они оставались в спокойном, ровном эмоциональном состоянии.

ВЫВОДЫ:

Учащиеся делают выводы о двух видах звуков, которые приятно и неприятно слушать.

Неприятные звуки мешают учащимся и снижается работоспособность, тяжело сосредоточиться. После прослушивания данных звуков (шумов) учащается пульс, что может в дальнейшем привести к нежелательным последствиям и ухудшения психологического здоровья.

Приятные звуки и мелодии улучшают психологический комфорт учащихся и повышает работоспособность в учебной деятельности. Пульс остается ровным, отсюда следует, что не появляются опасные факторы для физического и психологического здоровья организма учащихся.

В помещении без звуков (полной тишине) организм человека отдыхает, переходит в спокойное состояние: пульс спокойный, появляется психологический и физический комфорт.

13

Оборудование

Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты.

14

Продукт проекта

В ходе исследовательской деятельности учащиеся совместно с учителем создают справочник здоровья по теме «Как звуки влияют на организм человека?».

Особенность данного справочника в том, что учащиеся заносят выявленные правила и способы заботы о собственном организме, учитывая специфику исследуемой проблемы.

На первой странице расположена схема о факторах шумов и звуков, влияющих на организм человека.

На второй странице представлена в краткой форме информация о том, как шумы и звуки влияют на организм человека.

На третьей странице указаны правила и способы заботы об организме человека.

15

Перспектива проекта

Данный справочник может быть рекомендован для профилактической работы в школьных и дошкольных учреждениях. Также данные справочники можно распространять по местам профессиональной деятельности родителей школьников (учащихся).

Данный продукт будет разрабатываться и дополняться информацией о различных факторах, влияющие на организм человека.

16

Источники

Геворгян Н. Г., Геворгян Н. Г., Михайлова К. Н., Потёмкина М. Д., Романьков А. А., Смольский Д. А. Влияние звуков и шумов на человека // Молодой ученый. — 2018. — №31. — С. 40-42. обращения: 26.12.2019).
Шуплецова М. С., Калинкина Е. В. Влияние шума на здоровье школьников // Юный ученый. — 2019. — №7. — С. 51-53.

Скобенко Л. Д. Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"

Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....

Статья.Проведение олимпиад в начальной школе.

Статья содержит рассказ о раоте с олимпидами в начальной школе и материалы различных олимпиад....

Развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС (из опыта проведения исследований, создания экологических проектов)

Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формиров...

Статья. Проведение праздника «Встреча Весны» в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».

Статья.Проведение праздника «Встреча Весны»в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».Наступление весны ждали во все времена. После суровой  холодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на...

Из опыта работы по проведению исследований

Под моим руководством проведена и защищена исследовательская работаучащегося Занданова Аюра по теме "Чем разлившаяся и окислённая вода опасны для водных обитателей", которая в республике заняла 3 мест...