МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К БОЛЬШИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ (из опыта работы над проектом «Чесма. История морского сражения»)
статья на тему

Орлова Лариса Викторовна

Статья по итогам проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_statya_po_chesmenskoy_bitve_ot_ld.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К БОЛЬШИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

(из опыта работы над проектом «Чесма. История морского сражения»)

Веселова Л. Д.

учитель начальных классов

ГБОУ школы №489

Московского района Санкт- Петербурга

mila.veselova.2014@mail.ru, 89119861765

Орлова Л. В.

учитель начальных классов

ГБОУ школы №489

Московского района Санкт – Петербурга

lorrlova@mail.ru, 89213714214

«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Плутарх

В современной педагогической литературе и на многочисленных педагогических сайтах находится огромное количество материала по проектной деятельности, нетрудно найти теоретические обоснования важности использования такого вида работы, ему придается большое значение и в новом Федеральном стандарте образования. В настоящее время многие учителя стараются «зажечь» своих учеников интересом к исследовательской проектной деятельности, формируя у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. В этой статье мы поделимся своим опытом работы по созданию проекта, расскажем, как организовать работу учащихся, поставить цели, распределить обязанности между субъектами проекта, и достичь желаемого результата.

Актуальность и оригинальность проекта. Наш  информационный проект «Чесма. История морского сражения» разработан и проведён с  учащимися второго  класса. Проект направлен на реализацию направления «Я - петербуржец», заложенного  в  «Программе по созданию условий для воспитания школьников Санкт-Петербурга в 2011-2015 гг». Проект позволил привлечь внимание детей к культурному наследию России в рамках Года культуры, заинтересовать историей своего родного Московского района в связи с его 95-летием. Взаимодействие учителя и ученика  направлено на предоставление большей самостоятельности детям, уважении их мнения, коррекции, но не управлению их деятельностью.  Все задания разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей детей, разнообразие заданий позволило детям узнать много нового, а так же познакомиться с компьютерными технологиями, не применяемыми ранее. Проект позволил расширить межпредметные связи.

Ожидаемые результаты по формированию универсальных учебных действий: в ходе проекта у учащихся совершенствуются  познавательные и организационные способности, коммуникативные умения работы в группе,  развиваются навыки работы с компьютером: поиск необходимой информации в сети Интернет, скачивание, копирование, удаление, работа с MS Word, создание слайдов презентации, озвучивание слайдов презентации. Осознание значимости совместной работы, развитие учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности, развиваются память, речь, увеличивается словарный запас.

Цель нашего проекта: узнать историю Чесменской морской битвы, познакомиться с памятниками культуры и истории, связанными с именем Чесмы. Задачами: развитие познавательного интереса к истории России, Московского района  г.  С-Петербурга, его пригородов через использование ИК технологий;  формирование  творческой самостоятельности в выполнении   проекта с применением компьютера, сотрудничества при работе в группе, развитие умения находить и структурировать информацию; воспитание общечеловеческих ценностей (чувства патриотизма, любви к истории своей страны, толерантность).

Программа проекта

Как и большинство длительных проектов, наш проект состоял из нескольких этапов, включающих определённые  цели, использовались разные компьютерные технологии (MS Word, MS Power Point,   MS Picture Manager , MS Windows Movie Maker, MS  OS XP  мастер работы со сканером, MS OS XP  мастер работы со звуком), взаимодействовали разные субъекты проекта.

          «Погружение в проект» (постановка основополагающего вопроса проектные вопросы). На первом этапе у детей, после посещения Чесменской церкви в рамках кружка «Светоч», возник основополагающий вопрос «Почему Чесменская церковь носит такое название?». При поиске ответа на этот вопрос, возникли следующие  проблемные вопросы: Чем знаменита Чесменская битва? Какие люди прославили себя участием в этой битве? Есть ли еще памятники культуры, которые носят имя Чесмы? Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности, определение путей достижения целей проекта. На данном этапе учитель и учащиеся выбирают  и обсуждают тему проекта, учитель пробуждает интерес к проекту, помогает увидеть пути работы над ним, родители мотивируют детей на успешную деятельность.

         «Организация деятельности» Для поиска ответов на проблемные  вопросы дети разбились на группы и начали сбор информации. На этот этап было решено выделить 1 неделю. Цель: создание групп, объединение их вокруг одной темы. На родительском собрании родители были проинформированы о предстоящем проекте, познакомлены с его целями и задачами. Родители узнали критерии работы, которую должны были выполнить дети. Было оговорено, чем родители могут помочь своим детям, какие источники информации могут использовать. Обязательной договоренностью стало то, что родители не будут выполнять работу вместо детей, а только оказывать помощь, направлять. Учителя на данном этапе также помогали в отборе информации, выделении главного, консультировали детей и родителей, собирали информационную базу данных. Дети могли сдавать работы, как в письменном, так и в электронном виде.

«Осуществление деятельности» После отбора содержания, дети начали готовить устные презентации своей деятельности. Цель: первый этап разработки проекта, отработка умения взаимодействия в группе, работа по структурированию полученной информации. Учитель помогает в оформлении продукта, мотивирует учащихся, создает чувство комфорта, удовлетворенности своей работой. Родители мотивируют своих детей на получение положительного результата. Ученики оформляют проект, коллективно анализируют информацию, создают общий продукт, корректируют результат. Учителя осуществляли организацию репетиций групп, помогали сделать выступление каждого ребенка выразительным, грамотным.  

         «Презентация результатов одноклассникам» Цель: демонстрация результатов. Учитель организует презентацию, реализует взаимодействие с родителями. Ученики осуществляют защиту проектов, отвечают на вопросы слушателей. Родители оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве зрителей, экспертов . Одноклассники по впечатлениям от их работы создали свои работы творческой направленности: рисунки,  аппликации, модели кораблей.

«Подготовка озвученной презентации» После удачного выступления перед одноклассниками, было решено поделиться информацией с учениками всей школы. Для этого необходимо было создать озвученную презентацию. Цель:  второй этап подготовки проекта, озвучивание общей презентации. Создание презентации для показа на школьном экране проходило при поддержки учителей и родителей.  Для озвучивания использовались материалы, собранные детьми на первых этапах. Ученики озвучивали слайды презентации по своей теме, они учились озвучиванию слайдов вместе с нами, так как до этого такую работу мы не выполняли, она была новой для всех. Совместно с показом презентации на общешкольном экране была  организована выставка творческих работ учащихся, которые не участвовали в сборе информации и озвучивании презентации.

Заключительным этапом стало посещение Военно-морского музей, так как работа над проектом пробудила интерес детей к истории флота России. Цель: расширить знания по теме проекта. Учителя и родители совместно организовали поездку в музей. После посещения дети писали сочинение – отзыв «Флоту России – слава!»

Для рефлексии  проекта был выбран метод критического мышления «Незаконченные предложения». Цель: дать оценку своей деятельности. Ученики проводят  обсуждение: что получилось, а что нет, что изменить при работе над следующим проектом.

 Детям было предложено 6 фраз:

  1. Я  могу гордиться морским флотом России потому, что…
  2. В ходе проекта я узнал таких героев российского флота…
  3. Именем Чесмы названы…
  4. Больше всего мне запомнилось…
  5. В работе над проектом мне понравилось…
  6. Самым сложным для меня было…

Ответы на первые три вопроса показали, что ребятам особенно запомнились экскурсии в Чесменскую церковь и Военно – морской музей, а самым интересным и, одновременно, самым трудным стало озвучивание презентации и подготовка докладов.

Важным этапом при проведении проекта мы считаем не только практическую работу, но и теоретическую, создание четких правил, которым могут следовать все участники проекта, как дети, так и взрослые. Все должны представлять себе к какому общему результату стремимся, как правильно оформить работу, как организовать индивидуальную и совместную деятельность, какие требования предъявляются к презентации. Если есть возможность, можно распечатать каждому ученику памятку начинающего исследователя.

         Советов по организации проектной деятельности учеников и учителей в интернате огромное количество, но чтобы не повторяться, мы создали советы в афоризмах. Их разделение достаточно условно. Некоторые советы для учителей вполне подойдут и детям.

Советы учителю по организации проектной деятельности в афоризмах

«Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании»        

                              Дистервег А.

  1. «Главное не победа, главное участие» (Процесс проекта важнее его результата)
  2.  «Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»
    Ж. Ренар (Ищите, меняйте, не останавливайтесь)
  3. «Никто не может сбросить с себя свою индивидуальность» А. Шопенгауэр                (Проявляйте свою индивидуальность и давайте возможность детям проявлять свою)
  4. «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» Дж. Локк (В процессе работы над проектом не забывайте уделять внимание процессу воспитания)
  5. «Свобода — это независимость мысли» (Позвольте детям принимать решения независимо от вас, направляйте, но не понукайте)
  6. «Те, что жадны на похвалу, бедны заслугами» Плутарх (Не жалейте похвалы, подбадривайте, успокаивайте, поддерживайте)
  7. «Оригинальность – это возвращение к истокам» А. Гауди (Приучайте детей к навыкам оригинального мышления)
  8. «Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией» Б. Дизраэли (Учите детей добывать, обрабатывать, выбирать нужную информацию)
  9. «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» Аристотель

 ( Помогите детям увидеть смысл их работы)

  1. «Комфорт – это единственное, что может нам дать цивилизация» Оскар Уайльд (Создайте в классе комфортную психологическую ситуацию, благоприятную для проведения проекта)
  2.  «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример» А. Суворов (Будьте примером для своих учеников)
  3. "Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери (Учите детей работать в паре, группе, плодотворному взаимодействию)

Правила успешности проектной деятельности учеников

Дорогие ребята, при работе над проектом в составе команды помните:

  1.  «При единении и малое растет, при раздоре и малое распадается» Саллюстий (В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются)
  2. "Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери (Все получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание).
  3. «Вера в себя способна творить такие же чудеса, как и вера в Господа Бога»  Оноре де Бальзак  (Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе).
  4.  «И в общем деле ценнее всего — личный вклад» ( советский актер и режиссер Леонид Леонидов) ( Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих» партнёров)
  5. «Ответственность есть проба мужества человека» Нельсон Г. (Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющее проектное задание.)
  6. «Недоверие к себе» -  причина большинства наших неудач» Боуви К. (Верь в себя и свои силы)

Хотелось бы остановиться еще на одном важном аспекте проектной деятельности. Одной из целей всегда указывается цель научиться самообразованию. Считаем, что это в полной мере касается и нас, педагогов. В результате работы над проектом, мы не только смогли усовершенствовать свои умения в информационных технологиях, но и овладеть новыми, в частности, озвучиванием презентации. Хотим призвать учителей не бояться показывать, что вы чего-то не умеете. Учитесь вместе с детьми! Вы и сами достигните чего-то нового, и дети проникнутся к вам большим доверием, так как увидят, что учитель тоже работает вместе с ними.

Полученный опыт, овладение универсальными  действиями по подготовке проекта, несомненно, помогут детям в дальнейшем, помогут создать проект по любой теме, любому предмету.  А полученные знание пригодятся на уроках основ православной культуры, истории,  истории и культуры Санкт - Петербурга, мировой художественной культуры  и других гуманитарных предметах.

Мы будем рады, если примененные нами технологии будут использовать учителя любого класса и любого предмета. Взяв за основу наш проект, проявив свою индивидуальность, творчество, вы сможете создать что-то свое, новое и оригинальное!  

Используемые источники:

  1.  http://www.zitata.com
  2. http://nsportal.ru/
  3. http://festival.1september.ru
  4.  Ступницкая М. А. «Что такое учебный проект», Москва, Первое сентября, 2010
  5. Горячев А. В., Иглина Н. И. «Все узнаю, все смогу», Москва, БАЛАСС, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)

Процесс учения и воспитания в начальных классах сродни плаванию на парусном корабле. Учитель-капитан, и ему нужно так организовать учебную и воспитательную работу, чтобы курс был правильным, а р...

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Информационный проект "Чесма. История морского сражения"

Полная информация по проекту, видеофильм и презентация, созданная детьми в ходе проекта, находятся на официальном сайте школы №489 Московского района города Санкт - ПетербургаЦель: узнать историю Чесм...

Информационный прокт "Чесма. История морского сражения"

Цель: узнать историю Чесменской морской битвы, познакомиться с памятниками культуры и истории, связанными с именем ЧесмыЗадачи:    развитие познавательного интереса к истории России, Мо...

Маленькие шаги к большому творчеству.Живопись шерстью для младших школьников.

Живопись шерстью способствует развитию мелкой моторики рук, аккуратности.Развитию творческих способностей и фантазии.Развитию художественного вкуса ....

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...