Кто пытался захватить Русь с запада.А.Невский 4 кл.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок окружающего мира с элементами моделирования  в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr._mira_a_nevskiy.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема «Кто пытался захватить Русь с запада. Александр Невский.»

4 класс

                                                    Брюховецкая С.Б.

                                  учитель начальных классов

                                                     МБОУ СОШ № 4

г. Оленегорска Мурманской обл.

Цель: сформировать представление о важных событиях13 века.

Задачи:

Образовательная: изучить нашествие  шведов и историческое значение Невской битвы, учиться читать историческую карту; познакомить с  понятиям  крестоносцы ; познакомиться с личностью   Александра Невского.

Развивающая: развивать воссоздающее воображение, критическое мышление, речь, пополняя новыми понятиями; внимание через работу с исторической картой.

Воспитывающая: способствовать воспитанию гордости за подвиги  предков.

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

1.Организационный   (этап мотивации).

Добрый день ребята!

Поприветствуем наших гостей!

Кому нравится урок истории? Почему? Начнём! Сегодня нашими консультантами будут

1 в. Саша 2в. Нелли, 3в. Лиза

2. Актуализация опорных знаний и умений.

О чём мы говорили на прошлом уроке? Какие чувства испытали?

Какой совет давал своим сыновьям Я. Мудрый?

Послушались ли его сыновья?

И пришла на Русь великая беда. «И явились народы, о которых никто не знает…» - сказано в летописи. Кто же это?

Проверим свои знания!

1 ученик исправляет ошибки в тексте,

Осенью 1937 года  на Русь напали  татаро-

монголы.  Командовал   войсками Чингисхан.

Первым  русским городом   на  пути  врагов

стал Смоленск. Храбро бились русские воины,

но враг был  слабее  и  продвигался всё  дальше.  5 недель сражался   с  огромной армией  маленький  город   Козельск.  За  это  его прозвали  враги золотым  городом.  Русские  земли  попали  под власть царя.

Все работают с тестом. Время работы 2 минуты. По окончании оцените свою работу.

3 ученика у доски соотносят стрелками понятия и определения.

1 ученик у доски, пользуясь картой, расставляет в хронологической последовательности города, которые подверглись нападению Батыя.

Самопроверка.

К каждому уроку ребята готовят презентацию. Сегодня свою работу покажет…

Что понравилось в работе? Какие советы можно дать?

Слайд 2

3.Формулиро-

вание  учебной проблемы, планирование действий.

Угрожали Руси не только татаро-монголы  с юга, но и немцы и шведы с запада. Русь виделась им лёгкой добычей. Тема нашего урока «Великий князь Александр Ярославович» попробуйте составить прогноз: почему именно о нём?

Проверим свои предположения!

Слайд 3

4.Открытие нового знания

В 1240 году на Русь пришло большое войско шведских рыцарей-крестоносцев  и  двинулось в сторону Новгорода.

Слайд 4

Русское войско возглавил молодой князь Александр.

Слайд 5

С детства он учился военному искусству, крепко держался в седле, владел мечом и копьём, участвовал с отцом в военных походах, был смел и решителен.  Но самому войско пришлось вести впервые.

Задумался князь, а задуматься было о чём. Шведов много – 100  судов, на каждом по 50 человек. Сколько врагов?

Но за время плавания их потрепал шторм. Расположились они на берегу, отдыхают, готовятся к походу на Новгород. Войско у князя есть. Но небольшое.  Ждать подмоги  или  дать  сражение? Ваш прогноз…

Проверим ваши предположения. Молодой полководец сказал «Главное – быстрота и внезапность»

Что решил князь?

Об этой битве приготовила сообщение  Юля…

                                          Битва  на  Неве.

Шведский  отряд  из  100  кораблей  вошёл  в  устье  Невы. Шведы  послали  гонцов  сказать  молодому  русскому  князю  «Иди  сражаться  со  мной,  если  смеешь;  я  уже  на  земле  твоей» Александр не стал  терять  время  на  сбор  войска  и  решил  атаковать  малой  дружиной,  которой  сказал: «  Нас  немного,  а  враг  силён.  Но  бог  не  в  силе,  а  в  правде:  идите  следом  за  вашим  князем»   15  июля 1240 года утром, в  тумане  русское  войско  скрытно  подошло  и  внезапно  напало  на  шведский  лагерь.  Храбро бились  русские  и   одержали  победу,  лишь  немногие  шведы  спаслись.  

За  эту  победу  на  реке  Неве  князь  получил  прозвище…  Какое?

Слайд 6

Слайд 7

Физминутка под старинный русский марш.

Эта музыка передаёт радость победы.  С восторгом встречали новгородцы дружину Александра – спасителей земли русской.

Но трудные времена не закончились. Прошло всего 2 года после битвы на Неве, на Русь напали немецкие рыцари.

Когда это произошло?

А. Невский решил дать сражение на Чудском озере. Оно вошло в историю как Ледовое побоище.

Ваш прогноз,  почему?

А теперь представьте себя штабом

 А. Невского.

Разведка донесла вам сведения об особенностях тактики немецких рыцарей.

    Сообщение ученика:

                             Тактика  немецких  рыцарей.

Немецкие  рыцари  всегда  выстраивали  войска  острым  клином.  Впереди  тяжёлая,  закованная  в  латы  конница.   Сомкнуты  щиты,  выставлены  вперёд  копья.  Стеной  движется  острый  клин  на  врага.  В  середине  пешие  и  конники  в  лёгких  доспехах. Этот  строй  прозвали  «свиньёй».  Если  посмотреть  на  него  с  высокого  холма,  он  похож  на  кабана:  впереди  острое  рыло,  позади  толстая  туша.

Попробуйте себя в роли полководцев.

 Как вы расположите своё войско?

У вас есть –пешие отряды

                   --конница

                   --дружина князя(лучшие войска)

Время работы – 1 минута.

Проверяем свои предположения:

1 ученик у доски располагает войска на карте сражения.(под рассказ учителя. Дети исправляют на местах)

А. Невский построил войска так:

В центре расположил пеших воинов («не будем сдерживать свинью,  пусть прорывается»)

Конницу расположил по флангам, а дружину – в засаду.   (СОСТАВЛЯЕМ МОДЕЛЬ)

Мы к битве готовы!

Утром 5 апреля 1242 года началось сражение. Немецкие  рыцари клином ударили по русским войскам.

Храбро сражались русские, но трудно было пешим против всадников.  Пехота стала отступать.

Немцы решили, что это победа  и  устремились вперёд.

 И тут с обоих флангов ударила русская конница.

А в тыл нанесла удар дружина князя.

Немецкая  «свинья»  была взята в русские «клещи».

(по мере рассказа 2 ученика работают у доски, остальные учащиеся в паре на местах  на схеме боя передвигают геометрические фигуры, которые означают полки А.Невского и немецких рыцарей, строя схему битвы)

Слайд 8

Слайд 9

Как пишет летописец:  « …и  была  злая сеча,  лёд стал красным от крови,  кругом стоял скрежет мечей,  топот  копыт,  стон раненых…»

Слайд 10

Побоище длилось несколько часов. Князь Александр сражался вместе с войском  храбро и мужественно.  И  тут  под тяжестью железных доспехов апрельский лёд треснул!

Слайд 11

Рыцари пошли ко дну.

«…Стоял жестокий беспорядок

 Железа. Крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.»              К. Симонов

Русские праздновали победу  и  славили своих защитников – победителей.

Слайд 12

Оказывается, память об этих событиях осталась даже в языке. Найдите  фразеологический  оборот, созвучный тем событиям.

Слайд 13

Какой из них возник после Ледового побоища? Докажите. Что значит  подложить свинью?

Проверьте себя по словарю.

Слайд 14

Слайд 15

5. Первичная проверка понимания

О каких славных победах русского оружия вы узнали сегодня?

Какие чувства вы испытали?

Какие черты характера помогли А. Невскому  победить?

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

6.Применение новых знаний.

Работая с текстом учебника, ответьте на вопросы:

Почему победы А. Невского так важны для русских?

Чему учат события 1240г., 1242 годов?

Память о подвиге  русских сохранилась и в боевых наградах.  Единственный орден, существовавший ив России,  и в СССР -  Орден А. Невского.

Многие считают,   что  А. Невский сказал знаменитые слова:  «Кто с мечом на Русь придёт,  от меча  и погибнет!» Наверняка, он быв согласился с этой фразой, на придумал её  не  Невский ,  а  режиссёр  фильма «Александр Невский»

Слайд 19

7.Рефлексия учебной деятельности

Какое задание понравилось больше других?

Какое задание было самым сложным? Оцените свою работу на уроке, учитывая оценки за домашнее задание.

Кто захотел сделать презентацию на эту тему?

Кто захотел подготовить сообщение?  Кто составит кроссворд? Жду ваших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы идём гулять, захватив с собою мяч.

Представленные  в  данной  публикации  игры  с  мячом  для  детей  3-6  лет  -  не  только  интересное...

17 советов, которые помогут “захватить” внимание учеников

Есть довольно много способов, которые помогут “пробудить” и “встряхнуть” ваших воспитанников. Нижеприведенный список включает в себя некоторые подсказки, комбинируя и используя которые вы сможете пост...

Конспект мероприятия посвященного памяти о погибших при захвате школы в г.Беслане Северной Осетии

День памяти погибших при захвате школы в г.Беслане Северной Осетии - мероприятие на башкирском языке...

Чему учит экономика. Игра "Захват замка"

Для повторения и обобщения знаний по теме "Чему учит экономика" можно провести игру "Захват замка". Эта игра похожа на Брейн-ринг. Принимают участие три команды, каждую можно назва...

Формируем правильный захват

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – кapaндаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребе...