Окружающий природный мир (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_prir_mir_1_b_donskih.docx | 52.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
Утверждаю
Директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
на 2019/2020 учебный год
1 «Б» класс
Учитель: Донских Е.В.
Рассмотрено на заседании МО Заведующий образовательным отделением «СОГЛАСОВАНО» ________ Т.Е. Максименко
протокол №____ от «___»______2019 г «___»____________2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы:
- формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
- формирование временных представлений;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
- знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
- формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».
Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
- совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, зимы весны, лета;
- показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
- рассматривать лист, раскрашивать;
- проводить элементарные наблюдения;
- уметь рассматривать картинки в книге, на мониторе;
- узнавать изученные природные объекты;
- узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
- узнавать изученные объекты;
- узнавать изученных животных;
- узнавать и определять объекты окружающей действительности;
- различать объекты природы и рукотворного мира;
- классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
- различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;
- проявлять уважение к взрослым;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- понимать словесную (жестовую) инструкцию;
- выполнять стереотипную инструкцию;
- принимать помощь.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
- компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- разрезные карточки по темам;
- демонстрационные карточки по темам
- настольно-печатные игры по темам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п/п | Раздел | Тема | |
Золотая осень | |||
Человек и природа. Экскурсия по центру. | |||
«Осень, в гости просим!». Беседа. | |||
«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин. | |||
Одежда и обувь человека осенью. | |||
Одень куклу на осеннюю прогулку. | |||
«Что нам осень принесла?». Овощи. Огурец. | |||
«Что нам осень принесла?». Овощи. Помидор. | |||
«Что нам осень принесла?». Фрукты. Яблоко. | |||
«Что нам осень принесла?». Фрукты. Груша. | |||
«Что нам осень принесла?». Грибы. | |||
Золотая осень. Повторение | |||
Природа осенью | |||
Какие бывают растения? Деревья. | |||
Части дерева (лист) (рисование, аппликации). | |||
Явления природы: дождь. | |||
Явления природы: листопад. Аппликация из листьев «Листопад». | |||
А кто такие птички? (домашние и дикие). | |||
Перелетные и неперелетные птицы. | |||
Занятия и труд людей осенью. "В гости к осени" урок-игра. | |||
В мире животных. | |||
Сравнение зверей и птиц. | |||
Природа осенью. Повторение | |||
Зимушка-зима. | |||
"Здравствуй, зимушка-зима!". | |||
"Здравствуй, зимушка-зима!". Аппликация. | |||
Одежда и обувь человека зимой. | |||
Зимние явления природы (снег, метель, лед). | |||
Зимние забавы. | |||
Зимние забавы. Урок-игра. | |||
Что делают растения зимой? Ёлка. | |||
Новый год. Изготовление украшений на елку. | |||
Новый год. Изготовление украшений на елку. | |||
Новый год. Изготовление украшений на елку. | |||
Зимушка-зима. Повторение | |||
Природа и человек | |||
Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц. | |||
Дикие животные. Волк. Домашние животные. Кошка. Уход. | |||
Домашние животные. Собака. Уход. | |||
Время года: зима. Что бывает зимой? | |||
Природа и рукотворный мир. | |||
Из чего что сделано? Дерево. | |||
Из чего что сделано? Ткань. | |||
Из чего что сделано? Резина. | |||
Воздух и вода. Значение для человека. | |||
Воздух и вода. Значение для животных. | |||
Явления природы: солнце. | |||
Явления природы: ветер. | |||
Природа и человек. Повторение | |||
Весна пришла! | |||
Оживает все кругом! | |||
Одежда и обувь весной. | |||
Растения весной. Части растений (лист, ветки). | |||
Комнатные растения. Уход. | |||
Животные весной. | |||
Животные весной. Рисование и аппликация. | |||
В гости к Мухе-Цокотухе. | |||
В гости к Мухе-Цокотухе. Урок-театрализация. | |||
Труд людей весной. | |||
В саду и в огороде. | |||
Обобщающий урок "Весна пришла!" | |||
Части суток. День. | |||
Весна пришла! Повторение | |||
Повторение | |||
Части суток. Ночь | |||
Закрепление по теме "Животные". | |||
Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы". | |||
Закрепление по теме "Птицы". Закрепление по теме "Растения". | |||
Закрепление по теме "Растения". | |||
Закрепление по теме "Явления природы". | |||
Скоро лето! Итоги года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа
Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
Окружающий социальный мир (для детей с ТМНР), 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на основе требований к возможным личностным и предметным результатам программы формировании ба...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Урок по предмету "Окружающий природный мир" с использованием ЭОР 1 класс
Урок по предмету "Окружающий природный мир" с использованием ЭОРТема: "Фрукты" 1 класс...
«Методическая разработка открытого урока по предмету окружающий природный мир для детей с ОВЗ»
Одной из важнейших задач, отраженных в ФГОС, является «…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценност...
Конспект по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 5 в класса. (вариант 2)
Конспект открытого урокапо предмету «Окружающий природный мир»для обучающихся 5 в класса. Тема : «Домашние животные».Цель: закреплять, расширять знания...