Окружающий природный мир (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_prir_mir_1_b_donskih.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Окружающий природный мир»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

  • формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений  о растительном и животном мире;
  • формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
  • знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
  • формирование представлений  о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

     В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

На его изучение отведено 66  часов,  2  часа  в неделю, 33 учебные недели.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».

Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

     Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
  • совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;
  • показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
  • рассматривать лист, раскрашивать;
  • проводить элементарные наблюдения;
  • уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;
  • узнавать изученные природные объекты;
  • узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
  • узнавать изученные объекты;
  • узнавать изученных животных;
  • узнавать и определять объекты окружающей действительности;
  • различать объекты природы и рукотворного мира;
  • классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
  • различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
  • понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;
  • проявлять уважение к взрослым;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
  • следовать предложенному плану;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • понимать словесную (жестовую) инструкцию;
  • выполнять стереотипную инструкцию;
  • принимать помощь.

Количество учебных часов

На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
  • компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
  • разрезные карточки по темам;
  • демонстрационные карточки  по темам
  • настольно-печатные игры по темам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N п/п

Раздел

Тема

Золотая осень

Человек и природа. Экскурсия по центру.

«Осень, в гости просим!». Беседа.

«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин.

Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на осеннюю прогулку.

«Что нам осень принесла?». Овощи. Огурец.

«Что нам осень принесла?». Овощи. Помидор.

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Яблоко.

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Груша.

«Что нам осень принесла?». Грибы.

Золотая осень. Повторение

Природа осенью

Какие бывают растения?  Деревья.

Части дерева (лист) (рисование, аппликации).

Явления природы: дождь.

Явления природы: листопад. Аппликация из листьев «Листопад».

А кто такие птички? (домашние и дикие).

Перелетные и неперелетные птицы.

Занятия и труд людей осенью. "В гости к осени" урок-игра.

В мире  животных.

Сравнение зверей и птиц.

Природа осенью. Повторение

Зимушка-зима.

"Здравствуй, зимушка-зима!".

"Здравствуй, зимушка-зима!". Аппликация.

Одежда и обувь человека зимой.

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

Зимние забавы.

Зимние забавы. Урок-игра.

Что делают растения зимой? Ёлка.

Новый год. Изготовление украшений на елку.

Новый год. Изготовление украшений на елку.

Новый год. Изготовление украшений на елку.

Зимушка-зима. Повторение

Природа и человек

Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц.

Дикие животные. Волк. Домашние животные. Кошка. Уход.

Домашние животные. Собака. Уход.

Время года: зима. Что бывает зимой?

Природа и рукотворный мир.

Из чего что сделано? Дерево.

Из чего что сделано? Ткань.

Из чего что сделано? Резина.

Воздух и вода. Значение для человека.

Воздух и вода. Значение для животных.

Явления природы: солнце.

Явления природы: ветер.

Природа и человек. Повторение

Весна пришла!

Оживает все кругом!

Одежда и обувь весной.

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

Животные весной.

Животные весной. Рисование и аппликация.

В гости к Мухе-Цокотухе.

В гости к Мухе-Цокотухе. Урок-театрализация.

Труд людей весной.

В саду и в огороде.

Обобщающий урок "Весна пришла!"

Части суток. День.

Весна пришла! Повторение

Повторение

Части суток. Ночь

Закрепление по теме "Животные".

Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы".

Закрепление по теме "Птицы". Закрепление по теме "Растения".

Закрепление по теме "Растения".

Закрепление по теме "Явления природы".

Скоро лето! Итоги года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа

Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)

Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения  с  тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...

Окружающий социальный мир (для детей с ТМНР), 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на основе требований  к  возможным личностным и предметным результатам программы  формировании ба...

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

Урок по предмету "Окружающий природный мир" с использованием ЭОР 1 класс

Урок по предмету "Окружающий природный мир" с использованием ЭОРТема: "Фрукты" 1 класс...

«Методическая разработка открытого урока по предмету окружающий природный мир для детей с ОВЗ»

Одной из важнейших задач, отраженных в ФГОС, является «…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценност...

Конспект по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 5 в класса. (вариант 2)

Конспект открытого урокапо предмету «Окружающий природный мир»для обучающихся 5 в класса. Тема : «Домашние животные».Цель: закреплять,  расширять  знания...