Окружающий социальный мир (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на основе требований  к  возможным личностным и предметным результатам программы  формировании базовых учебных  действий с учетом  программы  обучения   глубоко умственно отсталых детей под редакцией  Маллер А.Р.,  Цикото Г.В./Научно – исследовательский институт Дефектологии АПН СССР – М., 1983г.; программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.; программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика); программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_sotsialnyy_mir_1_b_donskih.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г                                                                                              

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на основе требований  к  возможным личностным и предметным результатам программы  формировании базовых учебных  действий с учетом  программы  обучения   глубоко умственно отсталых детей под редакцией  Маллер А.Р.,  Цикото Г.В./Научно – исследовательский институт Дефектологии АПН СССР – М., 1983г.; программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.; программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика); программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.

Изучение учебного предмета  «Окружающий социальный мир» в начальной школе направлено на формирование у  детей  определенных представлений о  человеке (близких), его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения,  конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей:

  • социальная адаптация учащихся, приспособление к условиям жизни в окружающей социальной среде (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, о взаимосвязях человека и общества (многообразие функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);  также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде;
  • расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Особенности организации учебного процесса

Обучение должно осуществляться индивидуально или малыми группами (не более трех человек). Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения. Индивидуальный учебный план для каждого учащегося должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях. Предполагается    согласование    индивидуального    образовательного маршрута учащегося с его родителями или лицами, их заменяющими.

  • Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения (СанПиН 2.4.2 1178-02).

Продолжительность урока определяется с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума, но не может превышать: в 1-м классе 35 минут, во 2-9-х классах 35-40 минут (пп. 2.9.4-2.9.5 СанПиН 22.4.2.1178-02).

Цель рабочей программы – формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях   и   максимально возможного навыка самостоятельности, а также в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения   по   «Программе»   должна   стать   социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная их самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Для полноценного развития детей-школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия с взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа «Окружающий социальный мир» для 1 класса 2 вариант является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью  (темой раздела) действительности от этапа к этапу усложняется, то есть определенная тема раздела остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, потом  сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, существуют межпредметные  связи между содержанием  различных тем, разделов  по предметам. В одних случаях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);
  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • развивать фразовую речь и формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
  • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.);
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога (перед зеркалом и без него) и его действиям;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека и  первоначальные представления о микросоциальном окружении;
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь) и  элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности) и  закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
  • использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
  • знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.

Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Первостепенная задача — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д.

Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — одна из главных задач обучения предмету «Окружающий социальный мир», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. Важная роль в работе с учащимися отводится обучению их восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи учащихся рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. Использование пиктограмм, позволяющих составлять несложные рассказы «из личного опыта», давать «словесный» отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности, положено в основу обучения предмету «Окружающий социальный мир», включенного в данную «Программу».

Первостепенная коррекционная задача — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящие и указательные жесты и т. д.

Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — одна из главных задач обучения предмету «Окружающий социальный мир», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. Важная роль в работе с учащимися отводится обучению их восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Задачи формирования представлений детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем социальном мире решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению в виде тематических групп: «Это — я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мой дом», «Я в школе», «Мир цвета и звука», «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир людей». Названия разделов и включение их в программу несколько варьируется, исходя из возраста учащихся и класса обучения. В первом классе тематические группы представлены: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», « Я и моя семья», «Мои игрушки», «Явления природы», «Двор, дом, квартира».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью учащихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

Темы уроков-занятий по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.

Цель учебно-воспитательного процесса:

  • формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
  • формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
  • совершенствование качества жизни учащихся.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию нарушений социально-личностного и познавательного развития обучающихся.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися рассматриваемой категории относится к пропедевтическому уровню образованности.

Общая характеристика учебного предмета
«Окружающий социальный мир»

Структура программы представлена следующими разделами:  «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде»; «Двор, дом, квартира»; «Я и моя семья», «Мои игрушки», «Явления природы».

Предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего социального мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающего социального мира и жизнью человека. Программа предполагает, приспособление к самостоятельной практической жизни, выработке у учащихся  адекватного отношения к окружающему путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми в быту, изживание тенденции к социальному иждивенчеству в посильных для обущающихся задачах по самообслуживанию. Вырабаботке эмоционального отношения к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций правильных взаимоотношений с людьми.  Необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Такое обучение осуществляется по программе «Окружающий социальный мир».

Содержание «Окружающий социальный мир»  предусматривает знакомство  с различными предметами и материалами и освоение действий с ними, дает возможность в дальнейшем использовать приобретенные навыки в разных видах деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Коррекционная направленность  обеспечивается через формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, о взаимосвязях человека и общества;  также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде и расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для ребенка пределах

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простого к сложному, когда ранее пройденный материал  постоянно включается в новые виды работ, закрепляется и вводился  в самостоятельную деятельность обучающихся на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

В программе предусмотрены следующие формы  организации деятельности: практические занятия  и экскурсии.

Описание места учебного предмета «Окружающий социальный мир»

В соответствии с учебным планом  ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» общий объем учебного времени в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Окружающий социальный мир»

Личностные результаты:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров-эталонов о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Перечень материально-технического обеспечения

 Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются:

 -компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

 -компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки;

- дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессии», «Пазлы – профессии», «Транспорт»;  

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

-  детские наборы «Больница», «Магазин»;  

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

Школа

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса.

Квартира, дом, двор

Узнавание (различение)частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный).

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка,). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, чайник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).

Предметы быта

Узнавание (различение)электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, электрический чайник). Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, школьная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, чайник, нож). Знание назначение предметов посуды. Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (зеркало, штора, скатерть,). Знание назначения предметов интерьера.

Продукты питания

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок,) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение)мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса), требующих обработки (приготовления): сосиски. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение)кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

Город

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы, улицы (проспекты, переулки). Службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская), магазин.

Транспорт

Узнавание (различение)наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля, Знание школьных традиций.

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем, название города.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

Книгопечатная продукция.

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. –М; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН ССР,1983.

2. Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

3. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

4.     Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб:  

ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. – 2001.

Печатное пособие        

1.Набор предметных картинок («Школа и мой класс», «Я и моя семья», «Времена года», «Стихии: снег, дождь, ветер», «Деревья», «Двор, дом», «Мебель», «Посуда»).

2.Наглядно-дидактический материал: (дидактическая кукла, одежда для куклы; кукольная посуда; муляж  фруктов и овощей.

3. Плакаты: «Школа», «Мой класс», «Мой двор», «Дом», «Интерьер», «Мебель», «Посуда», «Природа России», «Времена года».

4. Дидактический игровой материал: пазлы: «Природа», «Школа», «Двор», «Мебель», лото «Природные явления».

Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска

Иллюстрированные пособия:

1.  Набор предметных и сюжетных картинок с изображением предметы гигиены.

2. Картинный материал: «Я и моя семья», «Школа и ученики»,  «Моя школа, мой класс», «Мой двор», «На улице», «Времена года», «Стихии: снег, дождь, ветер», «Деревья и растения», «Дом», «Мебель», «Посуда».

Календарно-тематическое планирование

N п/п

Раздел

Тема

Здравствуй, школа!

Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ.

Школа. Экскурсия по школе.

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

Мой класс.  Моя парта.

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш.

Предметы (созданные человеком) вокруг нас.

Этот рукотворный мир. Я и моя семья.

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).

Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные)

Одежда.

Мебель ( назначение, виды).

Я и моя семья. Члены семьи.

Я и моя семья. Дом, в котором я живу.

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери".

Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).

Назначение комнат.

Мебель (диван, стул, стол).

Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка).

Дом, в котором я живу. Улица.

Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ.

Игровые действия: стирка.

Игровые действия: чаепитие.

Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.

Уличное движение. Светофор.

Транспорт. Виды и значение транспорта.

Транспорт. Мир людей.

Автобус

Мир людей. Профессии.

Водитель(шофер). Игровые действия.

Профессии.

Врач. Игровые действия.

Профессии.

Мир людей.

Продавец. Игровые действия.

Профессии.

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Итоги года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по окружающему миру для слабослышащих детей 1-5 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1-5 класс для детей с нарущениями слуха ( слабослышащие)...

Урок по окружающему социальному миру " Правила поведения в школе". Для детей 3 класса детнй с ТМНР 2 вариант

Урок предназначен для детей с ТМНР( 2вариант). Урок по окружающему социальному миру в 2 классе. На уроке были использованы карточки с сайта" Учи.ру" из раздела "Человек"- Про школу https://uchi.ru/te...

Окружающий природный мир (для детей с ТМНР), 1 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...