Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: 

формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Задачи программы:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  •  формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

      В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения содержание работы по предмету начинается  с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты по учебному предмету:

  • реагировать на имя;  
  • проявлять собственные чувства, желания;
  • навыки адаптации;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);
  • принимать пассивное участие в коллективных играх
  • проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение
  • проявлять интерес  к играм одноклассников;
  • наблюдать за действиями одноклассников, учителя;
  • проявлять познавательную активность.

Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету:

  • умение взаимодействовать;
  • проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);
  • исследует предметы окружающего мира;
  • умение взаимодействовать в группе (развитие  межличностных отношений);
  • умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;
  • узнавать предметы и сооружения для игр;
  • рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:
  • понимание жестов и символов (хорошо- плохо)

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

      Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,  «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,  «Город», «Транспорт».

      Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

     Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

Количество учебных часов

     На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

Окружающий социальный мир. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Здравствуй, школа!

6

1

Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ.

1

01.09

2

Школа. Экскурсия по школе.

1

08.09

3

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

1

15.09

4

Мой класс.  Моя парта.

1

22.09

5

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш.

1

29.09

6

Предметы (созданные человеком) вокруг нас.

1

06.10

2 модуль. Этот рукотворный мир. Я и моя семья.

5

7

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ.

1

20.10

8

Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные)  

1

27.10

9

Одежда.

1

03.11

10

Мебель ( назначение, виды).

1

10.11

11

Я и моя семья. Члены семьи.

1

17.11

3 модуль. Я и моя семья. Дом, в котором я живу.

5

12

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ИОТ и ТБ.

1

01.12

13

Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).

1

08.12

14

Назначение комнат.  

1

15.12

15

Мебель (диван, стул, стол).

1

22.12

16

Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка).

1

29.12

4 модуль. Дом, в котором я живу. Улица.

6

17

Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ.

1

12.01

18

Игровые действия: стирка.

1

19.01

19

Игровые действия: чаепитие.

1

26.01

20

Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.

1

02.02

21

Уличное движение. Светофор.

1

09.02

22

Транспорт. Виды и значение транспорта.

1

16.02

5 модуль. Транспорт. Мир людей.

6

23

Автобус. ИОТ и ТБ.

1

09.03

24

Мир людей. Профессии.

1

16.03

25

Водитель(шофер). Игровые действия.

1

23.03

26

Профессии.

1

30.03

27

Врач. Игровые действия.

1

06.04

28

Профессии.

1

13.04

6 модуль. Мир людей.

5

29

Продавец. Игровые действия. ИОТ и ТБ.

1

27.04

30

Профессии.

1

04.05

31

Повар. Игровые упражнения.

1

11.05

32

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

1

18.05

33

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Итоги года.

1

25.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2); 

комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
  • компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
  • разрезные карточки по темам;
  • демонстрационные карточки  по темам;
  • настольно-печатные игры по темам.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)

Рабочая учебная программа по предмету "Социальный окружающий мир" для детей с ТМНР 1 класс(ФГОС)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...