Урок окружающего мира в 3 классе "Тела и вещества"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Капустина Юлия Сергеевна

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы»

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_3_klass_kapustina.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока: Тела и вещества

Тип урока: освоение новых знаний

Тема

Тела и вещества

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словарь, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах, карточки для  самооценки, презентация

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс, автор  А.А. Плешаков.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3класс, автор А.А.Плешаков.                          

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы и приемы обучения

Беседа, рассказ, наблюдение над языком, эвристический метод;  проблемный вопрос, работа со словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Электронный Вики-словарь

«Толковый словарь» Ожегова;

Методические рекомендации к уроку

Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Тело, вещество, частицы

Оборудование: 

 наборы предметов : камень, деревянные палочки, кубик, апельсин, воздушный шарик 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы»

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ

Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

 

Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организа-ционный момент.

Организовывает учащихся на работу

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку

Выбирать действия в соответствии с учебной задачей.

Самооценка готовности к уроку.

2

Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения.  

-Посмотрите на картинки .Назовите ,  что вы видите . Как назвать то , что изображено одним словом?

 (На слайде картинки: камень, гвоздь, капли, река, облако, газ

Почему вы по -разному называете то , что видите

Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

– Давайте обратимся к учебнику стр.50

Как можно назвать ?

На доске появляется карточка: ТЕЛО

-Давайте, сравним два тела (пластиковый и стеклянный) Чем отличаются?

-. Как называется то , из чего они сделаны

Где мы можем узнать ?

Откройте учебник стр.52. Прочитайте

-С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

На доске появляется карточка ВЕЩЕСТВО

Назовите тему нашего урока.

Высказывают своё мнение

В учебнике, в словаре

Тело

Тем из чего сделаны стаканы

Высказывают своё мнение

С телами и веществами

Тела и вещества

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Выбирать действия в соответствии с учебной задачей.

Воспроизведение  по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Применение правил делового сотрудничества.

Фронтально

3

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
НА ДОСКЕ

А что вы хотите узнать?

-Попробуем составить план урока.

План (примерный)

1. Что такое тело и вещество?

2. Какие бывают тела?

– Что мы сейчас с вами делали?

Планировали нашу деятельность.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти

4

Первичное усвоение новых знаний

На парте листочки

Когда вы читаете или слышите слово тело , что вы представляете?

-Да , как правило, дети представляют организм человека или животного. Но нас с вами будет интересовать другое определение. Как выдумаете какое?

В словаре С.И.Ожегова есть несколько значений этого слова:

Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

-Какой вариант интересует нас?

 -Отметьте этот вариант ответа на вашей страничке

Итак мы узнали , что такое тело. Что мы будем называть телом?

НА ДОСКУ  +

Тело человека, тело животного

Дети читают хором

первый

Осуществление актуализации личного опыта.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

5.

Первичное усвоение новых знаний

Физминутка

-О чём мы должны узнать далее?

Исследование с последующим заполнением таблицы

-Представьте себя исследователями

- Как называется предмет у меня в руках?

-Ложка это тело?

- У неё есть форма?

- Я предлагаю положить ложку в воду. Форма изменилась?

- Форма изменится , если я её положу на стол?

Сделайте вывод.

-Подтвердите свой вывод  с помощью учебника

- Прочитайте первый абзац стр.51

 Что это?

-Я молоко находится в сосуде. Какой формы молоко в сосуде?

- Перелейте молоко в банку. Какой формы молоко в банке?

-Молока стало больше или меньше?

 Т.е. объем при переливании не изменился

МАТЕМАТИКА

  Сделайте вывод.

-Подтвердите или опровергните свой вывод  с помощью учебника

-Это что?

- Воздух в шаре и тот , которым мы дышим, - это газ.

- Помните шар. Что вы можете сказать о форме шара?

-Форма изменилась?

- Я развяжу шар.

Как вы думаете, объём воздуха изменился?

-Сделайте вывод.

-Подтвердите свой вывод  с помощью учебника

-Мы были с вами исследователями. Давайте заполним отчёт об исследовании.

-Я вам выдам на группу таблицу. Заполните её пожалуйста.

-Давайте проверим

Мы узнали какие бывают тела?

-Мы ответили на весь вопрос?

ФИЗМИНУТКА

-Мы уже незаметно с вами начали говорить о веществе.

-Любите смотреть мульфильмы?

-А учиться с помощью мультфильмов всегда интересно.

Просмотр мультфильма

-Что вы узнали о веществе из мультфильма?

-Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. 

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Это твёрдые тела

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар! Такие вещества называются жидкостью

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

Сейчас вам нужно изобразить   вещества изобразить

 «Твёрдое тело»

Подсказка: Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки.

 «Жидкость»

 Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касайтесь  друг друга локтями и двигайтесь по кругу.

 «Газ»

 Подсказка: Выйдите к доске и возле неё прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь, друг к другу руками.

Какие бывают тела?

Ложка

Да

Да

Нет

Форма не изменится.

Читают

У твёрдых тел форма постоянна.

Молоко

Формы сосуда

Формы стакана

Нет объём не меняется

Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но

Столько же

не меняют объём.

Читают учебник

Воздушный шарик

Газ меняет форму

Да. Объём уменьшился.

Газы не сохраняют форму и объём.

Заполняют таблицу

Твёрдые тела

Жидкости

Газы

форма

+

-

-

объём

+

+

+

Нет. Вещества

Выполнят действия

-Вещество состоит из частиц

Делают выводы

Слушают учителя

изображают частицы твердого вещества (ученики  медленно, практически стоя на месте,   двигаются очень близко друг к другу, выстраиваясь  ровными рядами), жидкости (ученики   двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы),  газов (ученики двигаются гораздо быстрее,  удаляются еще дальше  друг от друга).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью.

Фронтально

фронтальная

В группах

6

Закрепление знаний

Работа в рабочей тетради

Стр.37 № 5

№ 4. Читают и называют вещество

 № 5

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

7

Проверка знаний

Проверочная работа с последующей проверкой

Отвечают на вопросы

индивидуально

8

Рефлексия

Итог урока.

Итак, давайте обратимся к плану нашего урока.

-Мы на все вопросы ответили?

-Сегодня на уроке я узнал…………..

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен

Отвечают на вопросы.

— Любой объект живой и неживой природы, любые изделия и постройки, созданные руками человека, называют телами. Человек, животные, грибы, растения, микробы –

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

9

Домашнее задание.

2 мин.

Дома поработать с учебником на стр. 50-53, выполнить задание в тетради на стр.36

Дополнительное задание : нарисовать человечков (частицы) вещества в трёх состояниях

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...

Урок окружающего мира по теме «Твердые вещества, жидкости, газы».

Урок окружающего мира в 3 классе в рамках УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....

Урок окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Сыпучие вещества. Краткая характеристика».

Урок окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Сыпучие вещества. Краткая характеристика»....