Конспект урока "Страницы всемирной истории. Пётр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Задачи:

1. Дать качественную характеристику личности Петра I как царя и человека на основе различных информационных источников.

2. Иметь представление о преобразованиях Петра I, их значении для развития России.

3. Оценивать  влияние  преобразований  Петра  I  на  жизнь  народа  и страны.

4. Познакомить с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи.

5.Формировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне

   развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление  о реформах Петра.

6.Развивать познавательные интересы, самостоятельность мышления, умение  ориентироваться в тексте, расширять словарный запас детей.

7.Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 4 классе "Пётр Великий"244.88 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ «ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

               143650 Московская область                                            http://www.volok-chismensch.edumsko.ru

               Волоколамский район                                                      e-mail: chismenshool@mail.ru

              п. Чисмена, ул. Школьная, д.1                                         телефон: 8 (49636) 66-190

                                                          факс: 8(49636)66-236

Открытый урок окружающего мира.

Страницы всемирной истории.

4 класс

учитель Кудряшова И.Е.

Тема: Пётр Великий

Цель: Формирование у учащихся образа Петра Великого как царя – реформатора, как личности, как человека.

Задачи:

1. Дать качественную характеристику личности Петра I как царя и человека на основе различных информационных источников.

2. Иметь представление о преобразованиях Петра I, их значении для развития России.

3. Оценивать  влияние  преобразований  Петра  I  на  жизнь  народа  и страны.

4. Познакомить с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи.

5.Формировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне

   развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление  о реформах Петра.

6.Развивать познавательные интересы, самостоятельность мышления, умение  ориентироваться в тексте, расширять словарный запас детей.

7.Воспитывать любовь к Родине, вызывать интерес к важнейшим событиям прошлого.

Средства обучения:

1.Учебник «Окружающий мир». Автор А.А.Плешаков

2.Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2.

3.Презентация в программе PowerPoint.

4.Компьютер.

5.Раздаточный материал.

Ход урока:

Слайд 1

1.Психологический настрой:

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

2.Интеллектуальная разминка:  

1)Соотнести имена исторических деятелей и события:

Александр Невский                                         Первый русский царь

Рюрик                                                                Куликовская битва

Дмитрий Донской              Основание древнерусского государства

Иван Грозный                                                  Покорение Сибири

Ермак                                                                Ледовое побоище

Слайд 2

-Поменяйтесь листочками, проверьте  и оцените ответы своего товарища.  

-История человечества опирается на великих людей. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей. Вспомните, как они назывались во времена Древней Руси?

- Князья.

- Кто из исторических деятелей не являлся ни князем, ни царём?

Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая  в них всю суть его личности. Давайте вспомним князей, оставивших след в российской истории.

«Назовите имена русских князей».

Слайд № 3, 4, 5, 6, 7, 8 (надпись о князьях и тут же ответ)

1 -Он всегда носил с собой кошелёк (калиту) и раздавал из него деньги бедным.                                                                  (Иван Калита)

2-Разбил на реке Неве полчища шведов.              (Александр Невский)

3-Прославился битвой на Куликовом поле.          (Дмитрий Донской).

4-Объединил два русских города Новгород и Киев. Прибил щит на ворота Царьграда                                                               (Олег)

5-Заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу.                                  (Владимир Красное Солнышко)

6 -Какой правитель стал первым  именовать себя «Царём Всея Руси?

                                                                                 (Иван Грозный)

7-Каждый из этих людей оставил след в истории России.

3.  Актуализация темы:

- А мы сегодня будем говорить о человеке, о царе, о личности, про  которого А.С.Пушкин написал так:

То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой 
На троне вечный был работник.

- О ком же эти строки? О царе Петре I

Тема: Петр Великий.  

Слайд 9.

4. Изучение нового материала.

а) Планирование работы.

 - Что хотели узнать о Петре I?

(Предполагаемые ответы детей: - годы жизни; -детство; - дела; - чем прославился; - что сделал для России)

  • Сегодня на уроке мы   будем знакомиться с жизнью и деятельностью  великого человека, внесшего огромный вклад в развитие России – Петра I Он был незаурядным человеком. Сколько до и после него на русском престоле восседало царей! Но Петр — самый великий, самым необычный и самый загадочный монарх. Что же помогло ему стать таким?

- Какие  дела прославили этого русского царя?  

-Какие преобразования сделал Пётр I для России?  

-Почему его назвали Великим?

  • -На все эти вопросы мы постараемся ответить.

 Годы жизни: 1672 – 1725  (запись на доске)  

Давайте вначале отправимся в историческое путешествие «по реке времени»

- Назовите годы жизни Петра I

 - Определите век, когда он родился: Петр I родился во второй половине XVII века.

-Что же представляла собой Россия в конце 17 века?

1-Это феодальное государство, состоящее из землевладельцев и крестьян им принадлежащих (+)

2-Основа хозяйства – земледелие (+)

3-Высоко развиты наука и техника (–)

4-Зачатки мануфактур –  больших предприятий, производящих разнообразную продукцию, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда (+)

5-Бурная торговля с другими странами (–)

6-Полная денег государственная казна (-)

7- Население страны довольно жизнью  (-)

8-Есть регулярная армия и флот (–)

9-Открытость с европейской культуры (-)

- Если бы у нас была возможность оказаться в России в XVII веке, мы бы увидели совсем не радостную картину: огромная, но бедная страна,  землевладельцы просто прикрепили крестьян к земле, от такой безысходности они то там, то тут поднимались на восстания. Россия сильно отставала от европейских стран. Ценные товары  ввозились английскими купцами, которые говорили: «Мы заставим торговать русских только лыком»

 - А что такое лыко?

(Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола, природный материал для плетения, который использовался нашими предками для изготовления различный вещей. Из лыка плели лапти.

Западные государства с Россией не считались.  Инженеров и ученых почти не было, армия была плохо вооружена и обучена, флота не было совсем.

- Какой же была Россия?

Вывод: Россия -  отсталая страна.

Именно в такой стране появился Пётр.

1)17-18 век – Россия – отсталая страна.       (На доске)

2)  Портрет: властный, волевой взгляд.

3) Черты характера: умный, сообразительный, вспыльчивый, неприхотливый, бережливый, заботливый, противоречивый, человек настроения, импульсивный, волевой, решительный, твёрдый.

- А теперь обратимся к портрету Петра I  

В русской истории Петр I был самым необычным царем.

-Какой человек перед вами?

Властный, волевой взгляд, пронзающий насквозь. Смотрит свысока, кажется, что на кого-то сердит. Вьющиеся волосы и круглые глаза, лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые.

Это был богатырь: волевой, сильный, высокий – его рост составлял 2м 4см.

 

-Напрашивается мысль, какими чертами характера обладал этот человек?

Обратимся к историческим источникам  и  выделим черты характера: Распечатать листочки

А) «…На лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива Ведомства
иностранных дел Франции 1717 года.

Какие черты характера отметили французы?

(умный, сообразительный, не хватает выдержанности – вспыльчивый)

Б) Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс писал: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха…» 

Какую черту характера отмечает пастор?    -Неприхотливый.

В) (читает учитель)

Однажды Императрица сказала: Петруша, хочу подарить тебе кафтан. Вышила его блестками своими руками.  Во время одевания несколько блесток упало на пол. Петр сказал: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата»

- Какое человеческое качество продемонстрировано?

Бережливость.

-А какое качество  как государственного человека?

Забота о подчиненных.    

Г) София-Шарлотта, (жена немецкого князя): «Он одновременно очень добрый и очень злой».

Противоречивый.

- Что говорил Пётр о себе?

Д) Петр I о себе: «Я могу управлять Россией, но не могу управлять собой».

Человек настроения, импульсивный.

Вывод: умный, сообразительный, не выдержанный, трудолюбивый, неприхотливый, бережливый, заботливый, противоречивый, импульсивный, нервный.

-Это был человек крайностей, от которого можно было ожидать что угодно: и чудовищного гнева, и необычайной щедрости и милости, а вот предсказать его действия и каким будет его настроение, было практически невозможно.

-Каким же образом и когда сформировались эти черты характера?

 А всё из  детства. Да! Да!

Открытие нового  «Детство»    

Слайд 10

1. В ночь 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла звезда. В этот момент у царя Алексея Михайловича родился сын. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком. Маленького царевича назвали Петром.

 Когда царь умер, боярам пришлось поломать голову, кого же провозгласить наследником. Старшие братья Петра — Федор и Иван — не отличались хорошим здоровьем. А вот их младший братец Петруша, наоборот, был здоров и настолько резв, что один историк назвал его «огненным мальчиком, который, когда и вырос, не хотел ходить, а только бегать». За ним, неугомонным и любознательным, надо было иметь глаз да глаз, а то он мог выпасть из окна кремлевского дворца, где проживал вместе с матушкой Натальей Кирилловной. Очень нравились любознательному царевичу книги исторического содержания, украшенные миниатюрами. Специально для него придворные художники создавали потешные тетради с яркими рисунками, изображавшими корабли, оружие, сражения, города – по ним Петр изучал историю.

 - А как вы понимаете слово «потешные?»

 (потешные – забавные, потехи ради)

Детство Петра закончилось со смертью брата Федора. А царица Наталья Кирилловна оставила Кремль и с сыном, со своей свитой обосновалась в селе Преображенском, неподалеку от Москвы.

Петр с малолетства любил играть в войну. Его детская комната с разбросанными повсюду деревянными лошадками, солдатиками, ружьями, пушками напоминала поле битвы. Оказавшись в Преображенском, мальчик делал то, что его душе угодно: кругом раздолье, рощи, поляны, рядом течет река Яуза.

Слайд 11

Любимое увлечение Петра - военные «потехи» - игры. Игра, игра... Но чего она стоит, если у тебя нет дружков-сверстников? Да и откуда им взяться? Ведь царь — такая важная персона. С ним нельзя запанибрата. В самом деле, пока Петр с матушкой жил в Кремле, он наблюдал за играми детей дворовой челяди через слюдяное окошечко или сидя на резном крылечке. Наблюдал, но не участвовал: не положено царям «общаться с грязью». В Преображенском все решительно изменилось: полно ребятни — дети местных конюхов, псарей, соколятников, кузнецов. Вот их-то с ликованием в душе и улыбкой на круглом смуглом лице царь и вовлекал в свои потехи. А те рады стараться! Потом, когда Петр уже станет взрослым, сядет на престол, некоторые из товарищей его детства войдут в его царскую команду, займут посты министров, дипломатов, военачальников. Судьба одного Александра Меншикова чего стоит! Сын конюха, он стал правой рукой царя и из самой что ни на есть «грязи» прямиком попал в «светлейшие князи».   Полк,  набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» -  сверстники юного царя из семей придворных и детвора крестьян были одеты в настоящую военную форму и  теперь у него вместо деревянных ружей — настоящие мушкеты и даже пушки, вместо деревянных солдатиков — потешные солдаты.  Детская забава переросла в серьезное увлечение Петра к военному делу.  

Тихое место под Москвой оглашается грохотом барабанов, холостыми выстрелами и криками «ура!». Правда,  иногда юный царь словно бы теряет интерес к «потехам».  Тогда в Преображенском стучат топоры, визжат пилы. Это по приказу царя-мальчика строится потешная крепость и, значит, скоро снова затрещат барабаны и раздастся «ура!».

Матушка-царица, тревожилась, ночами не спала, беспокоясь, как бы во время этих игр Петруша не убился. Но что она может поделать? Он хоть и малолетний, но царь, а царям лучше не перечить. Да и чисто материнским чутьем она угадывает, что в сынишке клокочет такая энергия, что если не дать ей выйти — разорвет на части ее любимое чадо.

Сегодня во многих городах России стоят памятники Петру. Но истинной колыбелью новой России следует считать, пожалуй, село Преображенское  Здесь Петр, играя, сделал почти все, что потом совершил в государственном масштабе. Пусть его первые пушки стреляли не картечью, а репой, здесь, в Преображенском он понял, что артиллерия — это бог войны. Пусть потешная крепость была деревянная, во время потешного штурма сгорела — потом был воздвигнут каменный, величественный Петербург. Пусть созданные в Преображенском потешные приказы были игрой. Но, управляя ими, Петр получил первые навыки управления огромной страной.

А как вы думаете, кто руководил потешными полками?

Слайд 12

Да, играть Петр был большой охотник.

-А любил ли он учиться?

Учителем маленького Петра I был дьяк  Никита Зотов. Учуяв в своем домашнем учителе слабинку, юный царь скоро и его превратил в живую игрушку. Вместо того, чтобы овладевать «знаниями», он наряжал Никиту как куклу, увешивал его грудь игрушечными орденами и возил в карете, запряженной свиньями. Но при этом нескрываемо любил своего добродушного учителя. Как и следовало ожидать, результат обучения оказался плачевным: в детстве Петр писал с множеством ошибок и плохо считал. Но когда он получил в управление всю страну, то засел за учебу, нанял немецких учителей. Путешествуя по странам Европы, «московский дикарь», как называли его за рубежом, потрясал своих собеседников широкими познаниями и начитанностью. Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил 14 ремёсел при участии дворцовых мастеров: столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла, такарь, карабельный мастер, артиллерист, зубодер, хирург…)

-Однако 1 ремесло так ему и не далось. Знаете, какое? Как-то он задумал учиться лапти плести, но так и не смог освоить эту науку, воскликнув в сердцах: «...нет ремесла мудренее лапотного...»

Царь с раннего детства знал немецкий, позже изучил голландский, знал английский и французский языки, читал по латыни.

Слайд 13

Особой, прямо-таки пламенной страстью Петра был флот.

Но откуда она в нем, впервые увидевшем море уже взрослым человеком? Да все оттуда же — из детства. Однажды царь-мальчик заглянул в амбар своего дяди и в полутьме заметил ветхий английский бот - старую лодку, которая предназначалась для плавания на море.  Пылкое воображение тотчас дорисовало белые паруса, трепещущий на ветру флаг, синее море. Любопытный царь приказал отремонтировать для него этот бот и спустить на реку Яузу. Плавание пробудило в нем страстную любовь к мореплаванию. В детстве был и первый потешный морской бой. И  в Преображенском Петр своими руками построит бот, похожий на тот, что он однажды увидел в амбаре своего дяди…

Много позже Петр назвал найденный ботик «дедушкой русского флота»

  • Кто скажет, почему?
  • (С этого ботика началась история русского флота).

-Чем  интересовался  Пётр в детстве?

С малых лет Петр проявлял интерес к военным наукам. А после находки лодки Петр проявил огромный интерес к мореплаванию. Он сам изучил корабельное дело до мелочей, сам строил и водил корабли, направлял за границу русских людей для изучения кораблестроения. Благодаря стараниям Петра был создан военно-морской флот России.  

Слайд 14

20 октября 1696 года Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть». Эта дата и считается днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» продолжает работать, но только в музее.

А о потехах и чудачествах Петра знали все в округе.  Боярские сынки с противоположного берега Яузы наблюдали за его играми. Одни возмущенно поворачивали лошадей назад и уезжали: мол, негоже царю бегать в грязных портках наперегонки со всякой беднотой. А кто-то поступал иначе: переезжал через Яузу и, изъявив царю-подростку свое почтение, просил включить в потешную команду. Год от года все больше молодых русских князей и других родовитых людей остаются в Преображенском, некоторые из них становятся верными друзьями и соратниками Петра.

Не только крепость, но еще и два потешных полка были у Петра. Впоследствии именно эти потешные полки стали лучшими и надежными помощниками взрослого царя.

  -Почему?  (с детства дружили, играли в одни игры, любили Петра).

- Как вы думаете, почему мы так подробно говорим о детстве и юности Петра?

Вывод: Правильно, потому что именно в детстве и юности молодой Петр воспитал в себе те черты характера, которые позволили ему стать настоящим императором.

Физминутка  «Служу России»

- Петра I называют реформатором.  

- Что такое реформа?  Прочитаем!

Реформа – это преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь. А реформатор – это человек, который изменяет, преобразует жизнь.

Слайд 15

- Для  развития флота нужен был выход в море. И Петр І построил город на Неве.

- Как назвали этот город?

- Санкт-Петербург

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено,        

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам,

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Такие строки написал об этом городе А.С.Пушкин.

1. - О каких надменных (горделивых) соседях идет речь? (немцы, англичане, шведы, считавшие Россию «лапотной» страной, …)

 2.- Что означает выражение  “В Европу прорубить окно”?   (выход в море, связь с

государствами Европы).
3. - Как понять фразу «Ногою твердой стать при море»? (Иметь свой флот, быть хозяевами  на берегах Балтийского моря).          

-Датой основания города Санкт-Петербурга считается 1703 год, когда в устье Невы была заложена Петропавловская крепость. А в 1713 году Петр 1 объявил Санкт-Петербург столицей Российского государства.

Санкт-Петербург сильно отличался от Москвы и других старых городов России.

-Создавали великолепие города иностранные архитекторы, приглашенные Петром. Сюда переселялись знатные дворяне. Здесь основана Российская академия наук. Появились первые библиотека, музей, театр. В этот город  приплывали корабли с товарами. Санкт-Петербург занял видное место среди европейских столиц, показывая иностранцам, что Россия стала могущественным государством.

Петр I понимал всю необходимость реформ для России. Во многих сферах жизни Россия отставала от Европы, и надо было это отставание преодолевать. Сам царь отправился заграницу под именем Петра Михайлова. Он приглядывается к существующим в Европе порядкам, делал выводы и, возвратившись в Россию, начал реформы.

Поработаем по учебнику с карандашом в руках на стр. 95-96 и узнаем о преобразованиях царя.

-Зачитайте,  что же нового появилось в России при Петре I ?

Слайд 16

  1. Завёл новый календарь – Новый год с 01.01.1700 года от Рождества Христова
  2. Упростил азбуку – кириллицу.
  3. Открыл новые типографии.
  4. Выпустил первую печатную газету.
  5. Основал первый музей – Кунсткамеру.
  6. Открыл первую доступную библиотеку.
  7. Подписал указ о создании Академии наук.
  8. Возникли новые заводы.
  9. Основаны новые города.
  10. Были открыты школы.
  11. Пётр запретил носить бороду и платья с длинными рукавами.
  12. Созданы новые органы управления.
  13. В 1721 году Пётр провозглашён императором.
  14. Россия стала империей.

-А ещё император основал морскую академию, завез в Россию картофель, табак, основал первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного.

Вывод: Много преобразований, стремился все делать во благо России, для превращения ее в европейскую державу.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого.

Россия была провозглашена империей, а так называли только большие и сильные государства.

-Историк и публицист Щербатов вычислил, что России для того, чтобы преодолеть путь, который она проделала в годы петровских преобразований, понадобилось бы 210 лет!

- Смог бы всё это сделать Пётр, не имея такого решительного и твёрдого характера?

- Конечно, нет.

- Давайте подведем итоги. Ответьте на вопросы:

-Заслужил ли Петр I титул Петра Великого?

(Заслужил. Он все делал для блага России, во время его правления многое произошло впервые). - Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы.

-Так сложилось, что каждому историческому деятелю народ придумывал прозвища, которые отражали его политику. Давайте вспомним прозвища этих людей:

Владимира называли  - Красное Солнышко (крещение Руси, 10 век)

Ярослава -  Мудрый - (мудрая политика, 11 век)

Александра - Невский  - (1240, шведы)

Дмитрия -  Донской  - 1380, куликовская битва с ордынцами, Мамай

Ивана 4 - Грозный  - (за жестокость и тиранство, 16 век)

Петра - Великим  - (за великие и славные дела, 18 век)

Слайд 17

-Петр прожил всего 53 года, 30 лет преобразований. Но он и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили  страну по пути европейского развития.

Он прошёл решительными, уверенными шагами по земле. За ним трудно было поспеть. И не только приближённым, за ним век не поспевал.

В старших классах вы подробнее будете изучать жизнь, реформы. познакомитесь с художественными произведениями, посвящёнными Петру1. Много споров у историков о личности Петра, но что он был выдающейся личностью это бесспорно.

Слайд 18

И в наше время Петр I не забыт. Именем «Петр Великий» назван последний из четырех и единственный в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения.

-Оцените свою работу на уроке. Понравился вам урок? Тогда  мы «посадим» человечков на кораблик и отправим в плавание за новыми знаниями.

         Д/з стр. 94-100,  р/т с. 31-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс...

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

История. 4 класс, УМК "Школа России". Тема: "Пётр Великий"

Цели: познакомить учащихся с личностью первого императора Петра Великого  и сформировать представление у учащихся о времени правления Петра....

Презентация к уроку "Всемирная история Пётр Великий"

Тема: Пётр ВеликийЦель: Формирование у учащихся образа Петра Великого как царя – реформатора, как личности, как человека.Задачи:1. Дать качественную характеристику личности Петра I как царя и че...

Классный час: "Пётр I - Пётр Великий"

Классный час, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра I....