Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

Учебная программа:

Окружающий мир: 1 – 4 классы/ А.А. Плешаков - М.: «Просвещение», 2019

Учебно – методический комплекс:

Окружающий мир в 2- х частях. 4 класс с online поддержкой. ФГОС. А.А. Плешаков,  Е.А. Крючкова - М.: «Просвещение», 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass_2019_-_2020.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

по окружающему миру

Классы

Учитель: Мельник Лариса Васильевна

Количество часов

                               всего – 68 часа

                               в неделю – 2 часа

Плановых контрольных работ - нет

Учебная программа:

Окружающий мир: 1 – 4 классы/ А.А. Плешаков - М.: «Просвещение», 2019 

Учебно – методический комплекс: 

Окружающий мир в 2- х частях. 4 класс с online поддержкой. ФГОС. А.А. Плешаков,  Е.А. Крючкова - М.: «Просвещение», 2019. 


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  •  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  •  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащиеся  могут научиться:

  • моделировать строение Солнечной системы;
  • извлекать информацию о географических объектах, об исследованиях астрономов, о способах решения экологических проблем, об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
  • подбирать материалы к выставке «Где мы были»;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемой природной зоне и готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии в национальный парк «Лосиный остров», степные заповедники, курорты Черноморского побережья Кавказа;
  • участвовать в посильной работе по выращиванию растений и уходу за домашними с/х животными;
  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
  • интервьюировать старших членов семьи и других взрослых; готовить иллюстрации для презентаций; готовить тексты сообщений и выступать в классе.
  • сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
  • узнать почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
  • сопоставить оформление древнерусских книг  с современными;  
  • осознать роль Куликовской битвы в истории России;
  • развивать воображение , «обучая грамоте» учеников 17 века;
  • познакомится с ролью в истории России  Петра I, М.В. Ломоносова, Екатерины Второй, А. Суворова, К. Минина, Д. Пожарского.

Содержание учебного предмета  «Окружающий мир»

Земля и человечество (11 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Родной край – часть большой страны (9 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (12 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Содержание программы по интегрированному курсу «Мы – дети природы»:

Раздел «Моя земля –Югория»(11 ч)

Экскурсия «День города», «День нефтяника»

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

Наш край на карте Родины.

Столица, герб, флагЮгры.

Ханты – Мансийск – столица нашего края- город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

Югра – единая семья народов.

Экскурсия в краеведческий музей «Кто живёт в Югре»

Культ и быт коренного населения 2 ч.

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

Экскурсия в лес.

Раздел «Природа Югорского края»(12 ч)

Природная зона Югры

Растительный мир Югры

Экологический урок. Охрана растительности нашего края.

Животный мир Югры

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы – гусь, гагара, кулик, орел.

Экскурсия в краеведческий музей «Живая природа Югры»

Экологический урок. Красная книга Югры.

Лес– природная зона Югры.

Экологический урок. Лес – «лёгкие Югры». Бережное использованиебогатств края.

Грибы – часть живой природы.

Раздел «Край таёжных рек и озёр» (2 ч)

Водоёмы нашего края – реки, озёра, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

Экологический урок. Охрана водоёмов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

Кладовые Югры (2 ч)

Многообразие полезных ископаемых нашего края. Мансийская легенда о происхождении нефти.

Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей.

Раздел «Эхо прошлого. Звуки настоящего» (7 ч)

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

Округ в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Формирование округа. Путешествие по карте тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий.

Современные архитектурные памятники Югорского края.

Традиционные праздники северных народов.

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

Земля и человечество (11ч.)

1

04.09

Введение. Знакомство с учебником.

2

06.09

Мир глазами астронома.

3

11.09

Планеты Солнечной системы.

4

13.09

Планеты Солнечной системы.

5

18.09

Мир глазами географа.

6

20.09

Мир глазами историка.

7

25.09

Когда и где? Р/к Культ и быт коренного населения.

8

27.05

Мир глазами эколога.

9

02.10

Мир глазами эколога. Р/к Грибы – часть живой природы.

10

04.10

Международная красная книга. Р/к Экологический урок. Красная книга Югры.

11

09.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

Природа России (11 ч)

12

11.10

Равнины и горы России. Р/к Природная зона Югры

13

16.10

Моря, озёра и реки России.

14

18.10

Природные зоны России. Р/к Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

15

23.10

Зона арктических пустынь.

 

16

25.10

Тундра.

17

30.10

Леса России. Р/к Животный мир Югры

18

01.11

Лес и человек.

19

13.11

Зона степей.

20

15.11

Пустыни.

21

20.11

У Чёрного моря.

22

22.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Родной край – часть большой страны (9ч.)

23

27.11

Поверхность нашего края. Р/к Ханты – Мансийск – столица нашего края- город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

24

29.11

Водные богатства нашего края. Р/к Водоёмы нашего края – реки, озёра, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

25

04.12

Наши подземные богатства.

26

06.12

Наши подземные богатства. Р/к Многообразие полезных ископаемых нашего края. Мансийская легенда о происхождении нефти.

27

11.12

Земля – кормилица.

 

28

13.12

Жизнь леса. Р/к Лес– природная зона Югры.

29

18.12

Жизнь луга. Р/к Экологический урок. Охрана растительности нашего края.

30

20.12

Жизнь в пресных водах. Р/к Экологический урок. Охрана водоёмов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

31

25.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Страницы Всемирной истории (5ч.)

32

27.12

Мир древности: далёкий и близкий.

33

15.01

Средние века: время рыцарей и замков.

34

17.01

Новое время: встреча Европы и Америки.

35

22.01

Новейшее время: история продолжается сегодня.

36

24.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории»

Страницы истории России (20ч.)

37

29.01

Государство Русь

38

31.01

Страна городов.

 

39

05.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

40

07.02

Трудные времена на Русской земле.

41

12.02

Русь расправляет крылья.

42

14.02

Куликовская битва.

43

19.02

Иван Третий.

44

21.02

Россия в правлении Ивана Васильевича Грозного. Р/к Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

 

45

26.02

Патриоты России.

46

28.02

Пётр Великий.

47

04.03

Михаил Васильевич Ломоносов.

48

06.03

Екатерина Великая.

49

11.03

Отечественная война 1812 года.

50

13.03

Страницы истории XIX века.

51

18.03

Россия вступает в XX век.

52

20.03

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

53

01.04

Великая Отечественная война и великая Победа.

54

03.04

Великая Отечественная война и великая Победа. Р/к Округ в годы гражданской и Великой Отечественной войны.

55

08.04

Страна, открывшая путь в космос. Р/к Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей.

56

10.04

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России»

 

Современная Россия (12 ч.)

57

15.04

Основной закон России и права человека.

Р/к Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

 

58

17.04

Основной закон России и права человека. Р/ к Наш край на карте Родины

59

22.04

Мы – граждане России. Р/к Югра – единая семья народов.

60

24.02

Славные символы России. Р/к Столица, герб, флаг Югры

61

29.04

Такие разные праздники. Р/к Традиционные праздники северных народов.

62

06.05

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). Р/к Формирование округа. Путешествие по карте тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий.

63

08.05

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).

64

13.05

Путешествие по России (по Волге, по югу России).

65

15.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

66

20.05

Презентация проектов. Р/к Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

 

67

22.05

Презентация проектов. Р/к Современные архитектурные памятники Югорского края.

68

27.05

Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...