Экологическая познавательная игра "Давайте беречь природу"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Гончарова Марина Шамильевна

Экологическая познавательная игра "Давайте беречь природу", к 100-летию Баргузинского заповедника, для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok_davayte_berech_prirodu.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа

671331,Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4, тел.57-2-16

e-mail:Isoch_2007@mail.ru.ilkinskaya@yandex.ru, сайт:http:isosh.uozrb.ru

«Экологический урок на тему «100 лет охраняя природу – Байкальская колыбель заповедной системы»

Экологическая учебно-познавательная игра для 1 класса  «Давайте беречь природу!»

Разработал: Гончарова Марина Шамильевна,

Воспитатель ГПД 1 категории

Дата проведения: 1февраля 2017 года

С.Илька

2016-2017 уч.год

Экологическая учебно-познавательная игра «Давайте беречь природу

Описание: данный конспект предназначен для ознакомления учащихся 1 класса с заповедниками родного края – Баргузинский заповедник. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых  территориях.

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные:
-познакомить детей с Баргузинским заповедником и  особо охраняемыми природными территориями;

 -сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
-  закрепить знания об экологии.
Развивающие: 
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать интерес к изучению родного края. 
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу; 
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Форма занятия: игровая

Ход занятия:

Ученица читает стихотворение

I часть Ознакомительная

Природа Сибири...а есть ли богаче?

Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо

Где ивы и вербы над речкою плачут,

Меня не поймет, только тот,кто там не был.

Там горы утрами укрыты туманом.

И облака по вершинам чуть движутся,

От воздуха горного, будто бы пьяный,

Воздухом этим никак не надышишься

Природа Сибири чудесна...не скрою,

А если уедешь, то снова вернешься,

К тем родникам с ключевою водою,

Которую пьешь и никак не напьешься

Все лето природа щедра разнотравьем,

И может быть край этот кажется диким,

Я много отдам за одно лишь желанье ,

Почувствовать вкус переспелой брусники.

И смотришь, как в вечность в озерную воду,

И если хоть раз побывать здесь случится,

Навечно влюбляешься в эту природу!!!!

И хочется снова сюда возвратиться!!!

Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, дорогие ребята, гости!!! Начинаем наше мероприятие.

На планете есть такие места, которые отличаются особой ценностью и красотой своей природы, часто они замечательны еще и историческими и культурными памятниками. Природа России не исключение, она уникальна. Территории, занимаемые ею – это огромнейшее пространство, богатейший мир природы с могучими и полноводными реками, голубыми горами, бескрайними степями и зеленым океаном тайги, непревзойденными растениями и животными. Эти природные территории нуждаются в особой охране. Как раз для этого и создаются особо охраняемые природные территории.

В настоящее время в России существует 102 заповедника, 49 национальных и 58 природных парков, 70 федеральных и около 2000 региональных заказников.

В 2017 году заповедной системе России исполнилось 100 лет.

Первый отечественный заповедник, Баргузинский, создан на Байкале 11 января 1917 года (29 декабря 1916 г. по старому стилю). Особая гордость, что это у нас в Бурятии. Главная цель его создания – сохранение баргузинского соболя, численность которого в начале ХХ века катастрофически снизилась. С тех пор охраняемые природные территории возникали в разных уголках нашей необъятной страны. Российская заповедная система уникальна и по праву считается национальным достоянием, так как сохраняет природу нашей страны во всем ее великолепии и многообразии. К счастью, людей обеспокоенных угрозой исчезновения редких видов животных и растений, уникальных объектов культуры, становится год от года все больше.

        Просмотр презентации «Баргузинский заповедник»

II часть. Практическая.

Воспитатель:

В 2015 году были сильные пожары, на территории прилегающей к Байкалу выгорело много лесов, был нанесен колоссальный урон, пострадали леса Баргузинского заповедника, многие животные.

И так, как природе наносится вред по всей нашей стране, 2017 год объявлен годом  экологии и годом особо охраняемых природных территорий в России

Ребята, мы познакомились с Баргузинским заповедником, с особо охраняемыми природными территориями. И наше занятие посвящено охране природе и оно так и называется «Давайте беречь Природу!» И мы с вами проведем экологическую учебно-познавательную игру. Вы будете выполнять разные задания и для этого поделитесь на две команды: «Соболёнок» и  «Байкальчонок».

Угадайте о ком пойдет речь?

Хвост пушистою дугой, — 
Вам знаком зверек такой? 
Острозубый, темноглазый, 
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)

- Ребята, а  что любит грызть белочка?

Послушаем стихотворение.

Ученик читает стихотворение.

Мягкий внутри,

Жёсткий снаружи,

Его грызть всегда,

Белочки любят!

Вкусный, ароматный

Кедровый орех.

И кладезь витаминов

Для деточек всех.

Воспитатель.

И к нам в гости пришла белка, и она в кедровых орешках принесла для вас первое задание

1. Орешки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, девочка, яблоко, облака, вода, камни, цветок, рыбка, дождь,  дерево.

2. Изобразите животных с помощью мимики и жестов: медведя, зайца, лису волка

3. Отгадайте загадки:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Кто в берлогу спать ложится —

Волк, медведь или лисица? (Медведь)

 

 

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лиса)

 Есть у нас такой обычай:

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы — лисы или волки? (Волки)

 

 

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты.

Средь заснеженных болот

Он лишайник вкусный рвет. (Олень)

 

Короткий хвостик, длинные ушки,

Весело скачет он по опушке. (Заяц)

 

У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка — ... (рысь).

 

Нацепил грибок на сук

Полосатый ... (бурундук).

 

У меня есть дупло,

В нем и сухо, и тепло.

Укрываюсь я хвостом,

Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

4. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

А теперь давайте посмотрим фильм «Чему учит экология?»

5. Пофантазируйте: что было бы, если ...:

- Вдруг исчезли бы с лица земли все деревья?

- Не стало бы воды?

6 . Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Подорожник

На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник –

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Женьшень

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

Липа

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Пионы

Семена мои целебны –

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

 Лук,  чеснок

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

Мята

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята

Ромашка

Есть герань, гвоздика, кашка –

Всех цветов не сосчитать

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Перечислите, какую пользу приносят растения.

7. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА                                                                  

                                                          Прилетают птицы.

ВЕСНА                                           Уборка овощей..

ЛЕТО                                              Снегопад

                                                         

ОСЕНЬ                                              Купание

8. Игра «Запрещается-разрешается»

                                                   

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «Запрещается» или «Разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Воспитатель:

- А теперь ребята споют песенку «Волшебный лес»

Песня.

ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС

На заре в янтаре весь, в янтаре весь

В серебристых паутинках

В дымке утренних небес.

Волшебный лес.

Красивые картинки.

Необычный мир лесной здесь, мир лесной есть

Бабочки, цветы, травинки.

В сказочной стране чудес

Волшебный лес,

Загадочный и  дивный.

Припев:

В лесу волшебном этом живое всё вокруг

Зимой  и летом греет

Огромный солнца круг.

В лесу волшебном этом

Всё дышит добротой

И лес наполнен  светом

Янтарный, золотой ….

Если нам с тобой по пути, с тобой по пути.

Дойдём хоть до рассвета

И найдём в волшебной дали, в волшебной дали

Восьмое чудо света.

Лес пронзают солнца лучи и даже в ночи

Мир наполняют светом.

Бьют живые  в небо ключи до самой мечты.

Волшебная планета!

Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, у вас на столах лежат елочки трех цветов: красного, желтого и зеленого. Пожалуйста,  приклейте на нашу полянку эти елочки в таком порядке, если вам понравилось задание, то приклейте елочку зеленого цвета, если не очень, то желтого, а если совсем не понравилось, то елочку красного цвета.

Учащиеся приклеивают елочки.

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, какой красивый  лес у нас вырос. Дети, берегите природу, любите ее и она ответит вам взаимностью. Она даст вам свои дары, даст вам здоровье и будет дарить хорошее настроение.

- Ребята, вы делились на две команды вы отвечали на вопросы, но мы вам не присуждали никаких баллов, вас, наверное, это удивило. Но я думаю в такой игре нет проигравших, все должны быть победителями, нам всем нужно беречь нашу природу, приумножать богатства нашей Родины!

А за то, что вы все очень хорошо работали, белочка приготовила вам сладкие призы.

Источники:

  1. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-ghieoghrafii-barghuzinskii-zapoviednik-8-klass.html
  2. http://fs1.ppt4web.ru/uploads/ppt/5345/05efd1bf1fbfaa4e1073aa3dfa597b83.ppt
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/08/29/a-pleshakov-okruzhayushchiy-mir-4-klass-les-i 
  4. http://krasotyrossii.ru/баргузинский-заповедник/
  5. http://www.stihi.ru/2013/07/01/8531
  6. http://загадки.su/загадки-про-орех/
  7. «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова  4 класс,
  8. Энциклопедия для детей.Т2. Биология – 5-е изд./главюред.М.Д.Аксенова; вед.науч.ред. Г.Е.Вильчек – М.: Аванта +, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...

Внеклассное мероприятие "Давайте беречь природу!"

Цель: развитие творческих способностей учащихся...

Внеклассное мероприятие "Беречь природу"

Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. Природа - первооснова красоты и величи...

Классный час. Разговор с учащимися. Зачем нужно беречь природу?

Разговор на данную тему позволит учащимся понять, для чего каждый из нас должен бережно относиться к природе....

Беречь природу - охранять Родину.

Внеклассное занятие по формированию правил поведения в лесу. Воспитание экологоческой грамотности у младших школьников....

Беречь природу - охранять Родину (продолжение)

Внеклассное мероприятие по формированию правил поведения в лесу. Воспитание Экологической грамотности у младших школьников....

«Давайте будем беречь природу!» Экологическая игра-путешествие по станциям.

                                    Экологическая игра-путешествие по станциям.Мест...