Рабочая программа " Окружающий мир " 3 класс " 21 век"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Жанна Константиновна Шлёпина

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начальногообщего образования. для общеобразовательных учреждений 1-4  классов,  2009 года, на основе авторской программы «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.) , рассчитана на 2 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская  средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения____________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________20___г.

«Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»________________20___г.

Рабочая программа учебного курса

« Окружающий мир»

для 3 класса

начальное общее образование

Срок реализации 1 год

2019– 2020уч. год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования. для общеобразовательных учреждений 1-4  классов,  2009 года, на основе авторской программы  «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.) , рассчитана на 2 часа в неделю. (68 часов в год) и в соответствии с выбранным  учебником: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-5-е изд., перераб..-М.:Вентана-Граф, 2013.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ- 5

Практических работ-  5

Опытов-6

Экскурсий- 4

Проектов- 2

Основная цель  обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

1.Н. Ф. Виноградова  Окружающий мир: программа: 1-4 классы .- М.: Вентана –Граф,  2012, - (Начальная школа 21 века).

2.Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-5-е изд., перераб..-М.:Вентана-Граф, 2013

3 .Н.Ф Виноградова Окружающий мир: Методика обучения: 3-4 классы. –М.: Вентана-Граф, 2013

                                    Дополнительная литература.

1. . Рабочие тетради № 1,2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1,2.-5-е изд.,дораб.-М.:Вентана-Граф, 2014

2. .Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.

4.. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение 2010 г.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Асмолов, Володарская. Просвещение 2009 г.

Обеспеченность учебниками – 100%

Данная программа реализуется  и для обучающихся  с ЗПР (7.2)

                 Общая характеристика учебного предмета

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Описание ценностных ориентиров содержания

В основе построения курса лежат следующие принципы:

 1. Принцип интеграции соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

  1. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

  1. Культурологический принцип — это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  2. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
  2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения  организации целенаправленной деятельности по восприятию

1)организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого обучение требует от учителя использования организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое

видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения н почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто КИВёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные племена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и обще-<тип» (4 класс).

  • ' Человек и мир природы: что такое природа, может ли чело-|и к жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек — живое | ущество (организм)» (4 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.

Темы: «Родной край», «Наша страна — Россия» (1 класс); «Россия — твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек — защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Наша Родина — от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек — творец культурных ценностей» (4 класс).

        Требования к уровню  подготовки учащихся , обучающихся по данной программе

                  Личностные, предметные, метапредметные результаты

 освоения курса «Окружающий мир»

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

  • Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (.моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Личностные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

(Окружающий мир):

1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

                      Планируемые результаты освоения предмета

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений.

проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

   Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

           Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки 

Ошибки:

•        неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

•        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

•        неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

•        ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

•        незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

•        отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

•        ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

•        неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

•        преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

•        отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

•        неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

•        неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

     Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

     Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

     Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, ввделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыт Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.

   Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Новая форма контроля ,водимая в 3-4 классах и характерная именно для уроков «Окружающего мира,- работа с  приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Основная цель-проверка навыков: насколько ребята умеют обращаться с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, выполнять самостоятельно практическую работу, пользоваться справочной литературой. Можно предложить учащимся контрольные  графические работы. При этом вы проверяете ,насколько осмысленны полученные знания, сформировалось ли у учеников умение передавать ту или иную информацию не словами, а с помощью модели, схемы, рисунка. Примеры заданий такого рода- «Нарисуй карту- схему» , «Построй схему» «, «Заполни контурную карту»

     Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

     Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

     При оценке тестовой работы рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится за 90-100 % выполненной работы

Отметка '4" ставится за80-89 %выполненной работы

Отметка "3" ставится за 50-79% выполненной работы

Отметка "2" ставится за менее 50% выполненной работы

     В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

                        Учебно-тематический  план

Тема раздела

Количество часов

Количество практических  работ

Количество опытов

Количество контрольных работ

Экскурсии

Проект

1

Земля – наш общий дом

7

1

4

1

1

-

2

Человек изучает Землю

4

2

-

1

-

3

Царства природы

27

2

2

1

2

2

4

Наша Родина: от Руси до России

11

-

1

-

-

5

Как люди жили в старину

12

-

1

-

-

6

Как трудились в старину

7

-

1

-

-

итого

68

5

6

5

4

2

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе..

                                                                      Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Деятельность

уч-ся на уроке

1.

1.Земля – наш общий дом (7 часов)

Где и когда ты живёшь.

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

2-3

Солнечная система.

4.

Условия жизни на Земле.

5.

Условия жизни на Земле. Роль света и тепла в жизни растений.

6.

Условия жизни на Земле.

7.

Условия жизни на Земле.

Контрольная работа №1 по теме: «Земля наш общий дом»,

8.

2.Человек изучает Землю (4 часа)

Человек познаёт мир.

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

9.

Человек познаёт мир.

10-11.                            

Человек познаёт мир.

12.

3.Царства природы (27 часов)

Бактерии.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

13-14.

Грибы.

15.

Растения культурные и дикорастущие.

16.

Если бы на Земле не было растений.

17.

Растения прекрасные, но опасные.

18.

Разнообразие растений на Земле.

19.

Разнообразие растений на Земле.

20-21.

 Как живет растение.

22-24.

Размножение растений.

25-26.

Культурные растения в жизни человека.

27-28.

Красная книга России

29-30.

Разнообразие мира животных.

31.

Животные – живые существа (организмы)

32.

Животные – живые существа (организмы). Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы».

33-34.

Беспозвоночные животные.

35-36.

Позвоночные животные.

37.

Природные сообщества.

38.

Почему люди приручили диких животных.

39.

4.Наша Родина: от Руси до России (11 часов)

Как люди узнают о прошлом.

Различение названий российского государства в разные исторические времена

40

Восточнославянские племена.

41-43

Первые русские князья.

44

Как Москва стала столицей

Различение названий российского государства в разные исторические времена

45.

Иван IV Грозный – первый русский царь.

46.

Петр I Великий.

47.

Екатерина II Великая.

Различение названий российского государства в разные исторические времена

48.

Последний российский император Николай II.

49.

Советская Россия. СССР. Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России».

50.

5.Как люди жили в старину (12 часов)

Из истории имён

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)

51-52

Какими людьми были славяне.

53-54

Скажи, какой у тебя дом…

55-57.

По одежке встречают.

58.

Русская трапеза.

59-60.

Верования языческой Руси.

61.

Принятие христианства на Руси

Контрольная работа № 4 по теме: «Как люди жили в старину».

62-63.

6.Как трудились в старину (7 часов)

Что создавалось трудом крестьянина?

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

64-65.

Что создавалось трудом ремесленника

66.    

Что создавалось трудом рабочего?

67.

Что создавалось трудом рабочего?

68.

Открытия, которые совершил человек в XIX – XХ веках.

Контрольная работа № 5 по теме: « «Как трудились в старину?»

итого

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

по предмету «Окружающий мир»

  • Наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета;

  • Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
  • Научно – познавательная литература, справочно – библиографическая литература и периодические издания;
  • Методическая литература для учителя.

  1. Оборудование для проведения практических занятий:
  • Глобус, компас, микроскоп; модели форм поверхности Земли;
  • Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);
  • Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант)

  1. Технические средства обучения и оборудование
  • Компьютер
  • Магнитная доска
  • Электронные носители
  • Музыкальные записи к темам программы;

                                   Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Приложение

Контрольная работа № 1по теме:

«Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю».

                                                                         

1. Что называется материком? (Подчеркни верный  ответ)

  • Большой водоём.
  • Крупный участок суши, окружённый водой.
  • Изображённая на плоскости поверхность Земли, где объекты обозначаются условными обозначениями.

2. Вставь в предложение  числа.

   На планете Земля ____ материков и ____ океанов.

3. А.С. Пушкин родился в 1799 году. В каком веке родился великий русский поэт? (Подчеркни верный  ответ)

  • В 19 веке.
  • В 17 веке.
  • В 18 веке.

4. Подчеркни только искусственные тела.

      Солнце, карандаш, дом, птица, стакан, кастрюля, камни, гора, облако, стол.

5. Отметь «галочкой» верные высказывания.

  • Солнце – звезда, а Земля – планета.
  • Солнце – планета, а Земля – звезда.
  • Солнце значительно больше Земли.
  • Солнце и Земля одинакового размера.
  • Земля – спутник Луны.
  • Астрономия – это наука о Вселенной, её звёздах и планетах.
  • Астрономия – это наука о растениях и животных.
  • Вокруг Земли движутся Солнце, Луна и звёзды.
  • Земля движется вокруг Солнца.
  • Жизнь на Земле возможна без солнечного света. Его заменят электричество, нефть, каменный уголь.
  • Солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

6. Закончи предложения.

     Самое большое тело в Солнечной системе - ____________________ .

     Солнце – источник света и ______________________ .

     Планета, на которой есть жизнь - ___________________ .

7. Отметь «галочкой» верные высказывания.

  • Вода прозрачна и бесцветна.
  • Вода имеет цвет и запах.
  • Вода может быть жидкой, твёрдой, газообразной.
  • Воздух – смесь газов.
  • Воздух – это кислород.

8. Модель планеты Земля – это…   (Подчеркни верный  ответ)

  • карта
  • глобус
  • план местности

9. Линия на глобусе, которая делит земной шар пополам – на Северное и Южное полушария , называется…     (Подчеркни верный  ответ)

  • экватор
  • параллель
  • меридиан

Контрольная работа № 2по теме:

«Царства природы»

1. Закончи предложение.

     Царства живой природы – растения, _______________________________________

     _______________________________________________________________________

2. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…  (Подчеркни верный  ответ)

  • грибы
  • насекомые
  • бактерии

3. Выбери признак для определения растения как культурного. (Отметь этот признак «галочкой»)

  • Культурные растения красивы.
  • Культурные растения выращивают для питания людей.
  • Культурные растения выращивают специально.

4. Закончи предложения.

      Водоросли не имеют _____________________________________________________  .

       У мхов есть ________________________   , но нет _____________________________ .

       У Папоротников есть ________________________ , но нет ______________________ .        

5. Какие растения называются голосеменными?  (Подчеркни верный  ответ)

  • водоросли
  • хвойные растения
  • цветковые растения

6. Закончи предложения.

      Подземный орган растения, поглощающий из почвы необходимые для жизни растения вещества, - это __________________ .

       Надземный орган растения – это ________________ . Он состоит из ____________ ,

__________________  и ___________________ .

       Орган питания растения, в котором на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества – это ________________ .

       

7.  Подчеркни  тела живой природы красным карандашом, а тела неживой природы – синим карандашом.

 Солнце, карандаш, дом, птица, стакан,  берёза, кастрюля, камни, гора, облако, стол, гриб.

8. Что такое фауна? (Подчеркни верный  ответ)

  • мир растений
  • мир животных
  • мир неживой природы

9. Допиши предложение.

     Рыбы, звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, __________________ и ______________ - это ________________.

10. Дополни таблицу «Группы животных по способу питания».

Животные растительноядные

Животные хищные

Животные всеядные

Животные - паразиты

1. слон

2.

З.

4.

1. скорпион

2.

3.

4.

1. дождевой червь

2.

3.

4.

1. овод

2.

3.

4.

11. Допиши предложения.

    Орган дыхания зверей - __________________ .

    Орган дыхания рыб - __________________ .

     Орган дыхания __________________ - трахея.

12. Напиши нужные слова.

    __________________ - птенец – птица

   икра - _________________ - рыба

  _____________ - ________________ - лягушка

13.  Закончи предложения.

    Насекомые, моллюски, пауки, раки, _____________ - __________________ животные.

    Звери, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, ________________ - ______________ животные.

14. Отметь «галочкой» верные утверждения.

  • Паук – насекомое.
  • Паук – не насекомое.
  • У животных нет органов чувств.
  • У животных есть органы чувств.

15. Напиши главные отличительные признаки птиц, рыб, зверей, насекомых.

       У птиц ___________________________________________________________

       У рыб ____________________________________________________________

       У зверей _________________________________________________________

       У насекомых ______________________________________________________

16. В каждой группе найди лишнее животное (зачеркни название этого животного).

      Лиса, кузнечик, щука, жаба, крокодил, синица.

      Комар, улитка, осьминог, дождевой червь, ящерица, паук.

      Дятел, страус, голубь, летучая мышь, орёл, пингвин.

      Волк, медведь, олень, крот, черепаха, бобёр, белка.

      Собака, лошадь, овца, корова, тигр, коза, свинья.

17. Жизнь, каких животных изучают учёные энтомологи? (Подчеркни верный  ответ)

  •  жизнь птиц
  • жизнь рыб
  • жизнь насекомых

 18.  Кто такие амфибии?  (Подчеркни верный  ответ)

  • пресмыкающиеся
  • земноводные
  • моллюски
  • пауки

Контрольная работа № 3

«Наша Родина от Руси до России»

Ф.И.учащегося_______________________________________________

1.Закончи предложения:

Прошлое- это  то,                      что происходит сейчас, в настоящее время.

Настоящее – это то,                   что уже было, прошло, произошло недавно или  очень давно.          

                                                       

 Будущее- это то,                          что произойдёт вслед за настоящим скоро. Через  

                                                       несколько дней или через несколько лет.

2..Соедини:

Славяне -                           большие объединения людей

Племена         

Город -                               старый, мудрый человек, которого все уважают                              

Вождь -                              старейшина

Князь -                               поселения, ограждённые со всех сторон высоким забором

                                            предки русских людей.

3.Напиши римскими цифрами:

5 век-

6 век –

10 век –

21 век –

4.Когда возникло Древнерусское государство?_________________

5.Напиши каких ты знаешь, русских князей, правивших во время Древней Руси.

______________________________________________________________________

6. Какое событие произошло?

988 г. - ______________________________________________________

7. С введением христианства на Руси стали строиться каменные здания. Какие здания были построены первыми?

1) Крестьянские дома                             3) Дома богатых феодалов

2) Соборы, храмы                                   4) Жилища воинов

8.Когда возникла МосковскаяРусь?_________________________________________________-

9.Кто был первым русским царем ?_____________________________________

10. Как назывались первые письменные памятники?

1) Повесть           2) Книга          3) Летопись              4) Сборник

11.Кто был первым императором России?___________________________

12.Во сколько лет Петр I стал царём?__________________

 

13.Петра I по праву называют: ____________________

14.Сколько лет царствовала императрица Екатерина II?______________________

.

14.На берегах каких морей утвердилась Россия в период правления Екатерины?_____________________________

15.Что сделал Петр 1 для России?

1________________________

2_________________________

3__________________________

4__________________________

16.Великие дела ЕкатериныII

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

4______________________________

17Кто был последним русским императором?_______________________________

18.Какое название получила наша страна в 1922году?__________________________

19.Как  стала называться в 1991году?________________________________

20.Как сейчас называется наше государство?_____________________________________

21.Глава нашего государства_________________________________________

22.Соедини начало и конец  пословицы:

Не лежи на печи…                                    один отрежь

Семь раз отмерь,                                        делать нечего

Без труда…                                                 будешь есть калачи

Долог день до вечера, коли…                   не вытащишь и рыбку из пруда

Итоговый тест по окружающему миру в 3 классе

Тест 1_______________________________

1.Что такое история?

1.События, происходящие сегодня

2.События, которые будут происходить в будущем

3.Рассказ о событиях прошлого времени

2.Наука, изучающая вещи и восстанавливающая по ним историческое прошлое

1.Ботаника

2.Зоология

3.Археология

3.Кто такие современники?

1.Люди, которые жили перед нами

2. Люди, которые живут  сейчас с нами

3. Люди, которые будут жить после нас

4.Кто такие потомки?

1.Люди, которые жили перед нами

2. Люди, которые живут  сейчас с нами

3. Люди, которые будут жить после нас

5.Как называли людей, поклонявшихся различным богам природы?

1.Бояре

2.Дворяне

3.Язычники

6.Первый русский князь, варяг

1.Петр I

2.Рюрик

3.Екатерина II

Тест 2_______________________________

1.Где собраны исторические находки, найденные в земле?

1.В библиотеке

2.В музее

3.В квартире

 2.Люди, которые ведут раскопки?

1.Ботаник

2.Зоолог

3.Археолог

3.Кто такие предки?

1.Люди, которые жили перед нами

2. Люди, которые живут  сейчас с нами

3. Люди, которые будут жить после нас

4.Что такое венчание на царство?

1.Провозглашение царём

2. Празднование

3. Отречение от престола

5.Какой славянский праздник справлялся зимой, когда день только начинал прибавляться?

1.Иван Купала

2.Коляда (Рождество)

3.Масленница

6.Какой праздник устраивали славяне весной, когда день равнялся ночи?

1.Масленница

2.Рождество

3.Иван Купала

7.Какой бог был главным у славян?

1.Богиня Мокушь

2.Бог Перун

3.Бог Велес

8.Первый император России?

 1.Петр I

2.Рюрик

3.Екатерина II

9.Что обозначает слово империя?

1.Мир

2.Власть

3.Война

10.Какой праздник отмечают славяне в самую короткую ночь?

1.Иван Купала

2.Коляда (Рождество)

3.Масленница

11.Глава нашего государства?

1.Царь

2.Президент

3.Губернатор

12.Главный город, где работает правительство и находятся государственные учреждения?

1.Москва

2.Киев

3.Санкт – Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....