«Нет милей чудес, чем наш русский лес»
классный час по окружающему миру

Адышкина Валентина Степановна
Мероприятие прививает чувства бережного отношения к природе, уважительное отношение к малой Родине.
Формирует у детей экологические знания, нравственно-ценностное отношение к природе;
патриотические чувства любви к Родине;  навыки правильного поведения в лесу. 
Показаваеть воспитанницам красоту нашего леса, красоту нашей русской березы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Воспитатель: Адышкина Валентина   Степановна

«Нет милей чудес, чем наш русский лес»

Спасибо, сторона родная,

                За твой врачующий простор!

Н.А.Некрасов

Цели :

Расширять кругозор, познавательные способности;

Прививать чувства бережного отношения к природе, уважительное отношение к малой Родине.

Задачи:        

 Формировать у детей экологические знания, нравственно-ценностное отношение к природе;

Формировать патриотические чувства любви к Родине.

Продолжить формирование навыков правильного поведения в лесу.

Продолжить учить детей отгадывать загадки;

 Совершенствовать связную речь, активизировать словарный запас детей, развивать фонематический слух.

Показать учащимся красоту нашего леса, красоту нашей русской березы.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа.

Ход:

Слайд 1

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

                 С. Смирнов.

- Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно

Как много в нашем мире красоты,

Которой часто мы не замечаем.

Все потому, что каждый день встречаем

Ее давно знакомые черты.

Мы знаем, что прекрасны облака,

Река, цветы, лицо любимой мамы

И Пушкина летящая строка,

И то, что человек красив делами.

Но есть еще другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру, красота крота.

- Крота? – Да, да!

Или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука,

Или другого странного «народа».

Не зря все бесконечные века

Ее ваяла мудрая природа.

Вглядись в лицо любого существа

И ты увидишь, как она права!

Слайд 2

- Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна. Но, чтобы жизнь на ней сохранялась всегда, мы должны ее охранять, а чтобы охранять – надо любить, а чтобы любить – надо знать. Чтобы многое знать о природе – надо учиться.

Задача нашей беседы: определить, что надо знать, чтобы понять и сохранять Землю.

Слайд 3.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

                            Лишь на ней одной увидишь –

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Слайд 4.

- Человек много берёт от природы. А чем он платит ей?

В последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Слайд 5.

В 1948 году была составлена первая Красная книга. Её идея – спасти животный и растительный мир.

Всемирно известная организация «Гринпис» («Зелёный мир»). Она насчитывает 2 млн. членов и сторонников. Штаб-квартира находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается серьёзными проблемами, а главное – объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.

- Послушайте рассказ И. Скильского: «Трудно представить себе землю без леса. Без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы, надписи на них, разные рисунки. Те «любители» природы, которые делают это, даже, наверное, не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как…»

- Что же может произойти?

- «Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть».

Земля – наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь её от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным землепользователем, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель, по сути, мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Слайд 6.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверх прибылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидами почву; убивают кормилицу Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям. Осознаем ли мы, что в мире за последние четыре столетия безвозвратно исчезло более 60 видов млекопитающих и более 100 видов птиц? Что озера и внутренние моря, такие как Балтийское, Черное, Средиземное, находятся под угрозой бесконтрольного загрязнения и гибели морской фауны? Пока вы слушаете эти строки, на Земле вырубили сто гектаров леса, а ведь лес – легкие нашей планеты. И вот о нем то я и хочу сегодня поговорить с вами.

М. Борисова.

«Российский лес»

Российский лес исполнен доброты

Крива его тропа, мутны болота.

Но если с ним дружить, а не бороться,

Как ласковы широкие листы!

И как его значительны слова,

И шум его громоздкий свеж и ровен.

С его ветвей, как с солнечных жаровен,

Растопленная капает смола.

 Леса России-как российский пир!

Ему закона нет, указ не читан,

Не меряно вино, и гость не считан,

Да будет счастлив тот, кто ел и пил!

Да будет строен этих сосен строй!

Они прямы от крона до кореньев….

Российский лес! Широкие ветра

Тебе, как лосю, ноздри раздувают,

В тебе порою громы созревают,

И гул идет из темного нутра.

Но вечно продолжая бытиё,

Ты сам свои сомненья разрешаешь,

Ты сам свои преграды разрушаешь

Российский лес прибежище мое.

Метни в меня зеленые лучи!

Смягчи во мхах мою сухую поступь,

Учи меня неспешному упорству,

Спокойствию и честности учи.

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам, второстепенная – травам, мхам, лишайникам и т.п. Огромны лесные просторы России, но и они не безграничны. Человек в процессе хозяйственной деятельности наступает на лес со всех сторон. Его вырубают, заготавливая древесину, отводя площади под строительство новых городов и промышленных предприятий, дорог, аэродромов, под сельскохозяйственные угодья. Всё это приводит к тому, что даже в таёжных районах, где за грибами и ягодами раньше всегда ходили, теперь приходиться ездить. Но лес – это не только источник древесины и многих других продуктов. Это хранитель состава и чистоты воды и других условий жизни человека, животных и растений. Когда вы приходите в лес помните это. Лес – это общечеловеческое достояние, и мы еще полностью не знаем всех благ, которые в нем таятся. Истощать его – значит обкрадывать самих себя. Любовь к лесу, любование им – понятия не надуманные. В течение сотен тысяч лет своей эволюции человек жил бок о бок с лесом и природой, он сроднился с ними так тесно, что их образы неотделимы от его существования. Человек не может жить без природы и леса, только этим можно объяснить тягу всех людей к лесу. Поэтому каждый человек, приходя в лес должен соблюдать определенные правила поведения в лесу. Давайте их вспомним:

Слайд 7.

  • Собирая ягоды и грибы, не уничтожайте, что породило их – деревья, кустарники и грибницы. Ведь на следующий год вы вновь приедете в лес за дарами природы.
  • Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветов.
  • Если вам повстречается в лесу зверек, не пугайте его, отнеситесь к нему как старший брат.
  •  Не шуми в природе, послушайте голос леса!

- Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку на природе?

-Когда дети в лесу шумят или слушают громкую музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей! Надо учиться слушать голоса природы.

  • В лесу следует ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения и не уплотнять почву. Уплотнение почвы затрудняет появление новых всходов, ведет к вытаптыванию молодых неокрепших растений. Поэтому необходимо передвигаться по тропинкам, дорогам, отдыхать в специально отведенных местах, регулировать выпас скота.
  • В лесу ты не один!

- Какой вред природе нанесли туристы, разведя костер?

- Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Знаете ли вы, что под костром выгорает и верхний плодородный слой почвы! Для восстановления 0,5 – 1 см почвы требуется от 100 до 300 лет!

- Где же тогда разводить костер? (старые кострища, мангалы)

  • Не оставляй мусор в природе!

- Почему нельзя это делать?

- Не должно получиться так, как в стихотворении:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли

И поляночку нашли!

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как будто, нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли

Место новое нашли!

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

  • Не разоряй муравейники!

- Почему?

- Муравьи очень нужны лесу. Они – лесные санитары. Одни волокут насекомых во много раз больше себя, другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник.

День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что никакой дождик не страшен: вода скатывается с такой крыши.

Но если кто разворошит муравейник – беда: вода проникает внутрь. Какое жилье с худой крышей?! Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.

Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамидку и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.

Не оставляйте в лесу ничего, кроме следов ног.

 ПОМНИТЕ!

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев!  Будьте осторожны с огнем!

 Вот что сказал Сергей Орлов о лесе:

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы.

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда – то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают –океан зеленый.

- Человек много берет от природы. А чем он платит ей?

- Послушайте рассказ И. Скильского: «Трудно представить себе землю без леса. Без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы, надписи на них, разные рисунки. Те «любители» природы, которые делают это, даже, наверное, не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как…»

- Что же может произойти? 

- «Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть».

- Сейчас мы представим себя частью природы.

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделайте глубокий вздох и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы – дерево, и ваши корни врастают глубоко в землю. Представьте, что у вас вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые поглощают солнечный свет. Сквозь ваши ветви дует легенький ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда… Если хотите, представьте, что начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…, почувствуйте свои корни, ствол и ветви, почувствуйте, какие вы крепкие и гибкие. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются.

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием, окружающим вас… вы снова становитесь самими собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

- Какое дерево самое главное в лесу?    (ДУБ)

Римляне называли его кверкус, что означает красавец. У древних греков дуб был священным, и шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне и греки венком из дубовых листьев отмечали отважных людей, совершивших подвиг, а ветвь дуба указывала на могущество. У древних славян самым главным и могучим богом был Перун – бог Грома и Молнии. Дуб назывался перуновым деревом, именно из его древесины изготавливали фигурки этого бога. Люди почитали дуб за красоту и силу, да и не только за это. Дубы давали людям приют, дубрава укрывала и кормила: здесь охотились, собирали ягоды, грибы, жёлуди (из них выпекали хлеб ещё 5 тысяч лет назад). Самым старым дубом в Европе считается Стельмужский дуб. Он растет в Литве и имеет возраст 2000 лет. В селе Пригорском Псковской области растёт дуб, которому ещё А.С.Пушкин посвятил свои строки:

Слайд 8.

Гляжу на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой прах забвенный,

Как пережил он век отцов.

- Есть и другой дуб, связанный с именем Пушкина. Он растет недалеко от Петербурга. Это про него: «У Лукоморья дуб зеленый,

          Златая цепь на дубе том…..»        

Есть и молодые дубы – знаменитости. Один из них растет в центре Москвы в Кремле. Посажен он 14 апреля 1961 года в память о первом полете человека в космос. В Курске памятником природы объявлен пирамидальный дуб, растущий в парке города.

А теперь по моей загадке узнайте, о каком дереве я хочу рассказать: 

«Его первое дело- мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать».

Ну, что узнали? О каком дереве я сейчас поведу свой рассказ?

Слайд 9.

Да, растет в нашем лесу чудо дерево – береза! Но мы порой не обращаем внимание на чудесное, потому что оно близко, рядом. Наши березы нежны и светлы. Береза – единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится бетулин. Это вещество открыли сравнительно недавно и назвали в честь березы (по латыни «береза» - «бетула»). Если вы в жаркий день до тронетесь до коры дерева, то почувствуете прохладу. Белый цвет отражает солнечные лучи, предохраняет березу от повреждений. Рождественский вот так отзывается о березе:

Чуть солнце пригрело откосы

И, стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Леса называют зелеными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона деревьев своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть, грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии. Доказано, что зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра.

Человек многим обязан лесу: чистым воздухом, ягодами, грибами, лекарственными растениями. Но сейчас экологи бьют тревогу: леса на Земле исчезают. В результате мелеют реки, ухудшается климат.

А теперь ещё об одном дереве рассказ:

Слайд 10.

Почему в народе говорят: «Ободрали как липку»? Смысл поговорки – забрать у человека всё, оставить его «голым». Появилась эта поговорка, как ни странно, благодаря лаптям, которые раньше были самой распространенной обувью российских крестьян. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесу ободранные, совершенно голые. Древесина у липы удивительная, она не трескается и не коробится. А потому служит материалом для знаменитых резчиков по дереву. Расписная Хохломская посуда делается именно из липы. Лучшая тара – из липы, чертёжные доски – из липы. Липа ещё и самое сладкое в нашем лесу дерево; кто же не знает липовый мед? С одного растения пчелы могут собрать столько же меда, сколько с 1 га посевов гречихи. Липа лучше других деревьев уживается с асфальтом в городе. Она может прожить до 60 лет.

- «Лес водой живет, лес и воду бережёт» - так говорят в народе. Он – неиссякаемый источник творчества, здоровья, бодрости человека.

«Леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение»

Слайд 11.

В лесу растут не только деревья, но и травянистые растения. Один из самых любимых – ландыш. Издавна он был символом весны, нарождающийся жизни. В честь ландыша во многих странах устраивали праздники, молодежь танцевала, обменивалась цветами. Букетик белых, нежных цветов дарил парень девушке. И если она принимала, значит, была согласна стать женой этого парня, если бросала на землю – свадьбе не бывать! Ландыш цветёт недолго, и на месте хрупкого цветка появляется красная ягода. Она горькая и ядовитая, но является лекарственным сырьем.

Это основа препаратов для людей с больным сердцем. Охраняйте ландыш, не рвите нежные, трогательные цветы. Пусть они радуют нас всех своей красотой и ароматом.

 

В. Боков

Не на ладан дышите, на ландыш дышите,

Чтобы душу свою воскрешать.

И спешите, спешите, спешите

Лесом, ландышами подышать.

Вот он- чистый, как совесть младенца,

Образец простоты, красоты.

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой чистоты.

Даже прутика не сломаю,

Пусть красуется каждая ветвь.

Я не маленький, понимаю:

Лес губить – и себя не жалеть

-Динамическая пауза:

«Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши).

Ели – елки – елочки. (Руки вверх – в стороны – вниз.)

 Лежат на елях небеса, (руки вверх.)

 На елках – птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках – роса. (Руки – вниз, присели) 

Слайд 12.

- А сейчас попробуйте собрать из слов пословицы и объяснить их значение:

  1. Лес без птицы и птица без леса не живут.
  2. Нет милей чудес, чем наш русский лес.

- Закончите скороговорку в рифму и тему:

  1. Ять-ять-ять – природу….(нужно охранять)
  2. ЛЯ-ля-ля – мы спасем … (тебя Земля)

Слайд 13.

- Один говорит начало пословицы (поговорки), второй её конец. И так по очереди.

1. И лес шумит дружней, когда деревьев… (много).

2. Возле леса жить – голодному… (не быть).
3. Что в лесу родится – дома… (пригодится).

4. Поле видит, а лес… (слышит).
5. Лес весной… (веселит), летом… (холодит), осенью… (питает), зимою… (согревает).

6. Всякому лесу есть место на… (земле).

7. Дерево узнаётся по плоду, а человек – … (по труду).

8. Для города каждое дерево… (дорого).

9. Не бывать ветке толще… (ствола).

10. Берёзового соку на… (грош), а лесу на… (рубль) изведёшь

- Работа с поговоркой: «Гроза бьёт по высокому дереву». 

Во время грозы опасно стоять под деревьями, потому что молния бьёт в высоко стоящие предметы. Из 100 вероятных попаданий молнии во время грозы в дубы 54 раза, ели 10 раз, сосны 6 раз. Для уменьшения вероятности поражения молнией тело человека должно иметь как можно меньше контактов с землей. Наиболее безопасной позой считается следующая: присесть, ступни поставить вместе, опустить голову и грудь на колени и предплечья, руками обхватить колени.

- Отгадайте загадки.

Слайд14.

Загадки о растениях.

  1. Травка та растет на склонах

И на холмах зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица)  

  1. Растет зеленый кустик,

    Дотронешься – укусит. (Шиповник).

  1. На полянке девочки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)  

  1. В лесу на поляне

    Стоит кудрявый Ваня,

    Богач невелик,

    А орешками наделит. (Орешник)  

  1. Средь темного леса

Красная девица стоит! (Рябина)  

  1.  Чудное дерево!

        И зиму, и лето зелено,

        Высоко торчит,

        Далеко глядит.  (Ель, сосна)

  Игра – загадка

Сначала я задам вопрос,

А ты затем над ним всерьез

Подумай, и одно из двух

«Да» или «Нет» - ответь нам вслух

Коль ты находчив,  то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько, хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас

Терять не стоит время нам – играй, и все увидишь сам.

Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?

(Ответ хором:  Нет)

А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?

(Все: Да)

А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным?

(Все: Нет)

Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?

(Все: Нет)

А крокодил собрать букет из белых лилий может?

(Все: Нет)

Мерцает ночью ,как звезда, на небосклоне спутник?

(Все: Да)

Не уж то пятятся всегда, передвигаясь раки?

(Все: Нет)

Верблюд способен – дай ответ- идти три дня без пищи?

(Все: Да)

Тех, кто трудится всегда, в народе уважают?

(Все: Да)

Весною раннею ранет сгибает ветки яблонь?

(Все: Нет)

Скажи мне, злые холода для обезьян опасны?

(Все: Да)

- В конце спросить пришла пора: «Тебе понравилась игра?????»

- Народные приметы.

Слайд 15.

•        На дубе и рябине много плодов – к суровой зиме.

•        Дуб раньше ясеня лист распустит – к сухому лету.

•        Дружный листопад – к суровой зиме.

•        Если орехов много, а грибов мало, зима будет снежная и суровая.

- Вы должны дружно отвечать на мои вопросы "Можно" или "Нельзя":
- Ходить в лесу по тропинкам        (М.)

 - Ходить по траве где попало        (Н)

- Собирать в лесу грибы        (М.)

- Вырывать их с корнем        (Н.)

- Слушать пение птиц        (М.)

- А шуметь в лесу, включать музыку....(Н.)
- Наблюдать за муравьями        (М.)

- А разрушать муравейники        (Н.)

- Можно брать детёнышей диких животных домой? (Н.)

- Почему?

(Лес - родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу - очень трудно. Животные не могут жить с нами)

- Ну, а теперь просто чтобы вы знали это:

- Лес необходимо охранять и беречь.

-Ни одно деревце нельзя срубать зря, тем более ломать его, ведь для того чтобы человек нормально жил и дышал, на каждого жителя города требуется 50 кв.м. зеленых насаждений.  В Российской Федерации на каждого человека в год вырабатывается в среднем 32 кг бумаги, а в виде макулатуры возвращается только 6 кг.

- Если в лесу много одуванчиков, значит почва уплотнилась. Это сигнал тревоги: деревья могут заболеть.

И.А.Бунин

Не видно птиц.

Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения около 2 лет, консервная банка – свыше 200 лет, стекло – 1000 лет.

Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами – фитонцидами, убивающими болезнетворные микробы. Фитонциды сосны губительно действуют на возбудителей туберкулеза, а фитонциды пихты, тополя, дуба – на бациллы дифтерии.

- Народная мудрость гласит: «Человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево».

-Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его.

Рощи сосновые,

Дубравы зеленые,

Бабочки пестрые

Птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним

Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало:

-Береги лес от пожара;

-Не рви, не ломай зеленые насаждения;

-Береги птиц – друзей леса;

-Не оставляй после себя мусор.

«Еж пыхтит и морщится, -

Что я вам уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!»

Это должен помнить каждый!

Лес – друг человека.

Лес – это здоровый воздух и полноводные реки.

Лес – производитель кислорода, человек  потребляет в сутки до 200 литров кислорода, а взрослое дерево за это же время производит его 180 литров.

Охраняйте леса и лесные посадки!

Каждый житель планеты должен посадить и вырастить по нескольку деревьев.

 «Нет милей чудес, чем наш русский лес» - гласит народная поговорка.

.Берегите природу!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Смирнов «Мир растений» М. Молодая Гвардия. 1981 год
  2. А. Смирнов «Вершки и корешки» М. «Детская Литература» 1986 год
  3. В. Г. Атрохин, Е. Д. Солодухин «Лесная хрестоматия» М. «Лесная промышленность»1988 год
  4. И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков «Окружающая среда и её охрана» М. «Просвещение» 1985 год
  5. Биология «Справочник школьника» М. 1997 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские чудеса"

Мероприятие о мастерах гжельской, хохломской, жостовской, дымковской росписях....

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

внеклассное занятие по русскому языку "Поле чудес"

внеклассное занятие по русскому языку "Поле чудес" поможет учителю в подготовке к внеклассной работе по предмету....

"Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка», русский язык, 3 класс. Автор: Милых Галина Викторовна

Урок русского языкаТема урока:  Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»Класс: 3Тип урока: Урок открытия новых знанийВид урока: Проектная деятельностьУчебно-методи...

"Все цветы для милых мам" праздник "Поле чудес"

Праздник проводится в предверии Международного женского дня 8 марта....