"Русские чудеса"
методическая разработка по технологии по теме

Швидкая Ирина Александровна

Мероприятие о мастерах гжельской, хохломской, жостовской, дымковской росписях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Russkie_chudesa.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Александроневская СОШ

Убинского района

Новосибирской области

Провела учитель начальных классов

Швидкая Ирина Александровна

ДЕКАДА ТЕХНОЛОГИИ

Открытое внеклассное мероприятие

для учащихся начальных классов:

«Русские чудеса»

Цели:

 познакомить с традиционным искусством жостовских, дымковских, хохломских, гжельских мастеров;

 развивать творческие способности, фантазию, внимание;

 воспитывать любовь к народному творчеству, чувство патриотизма; способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

 Плакаты, рисунки с изображением элементов каждой росписи; изделия посуды жостовских, дымковских, хохломских, гжельских мастеров: подносы, ложки, тарелочки, кувшины, вазочки; скатерти, платки, шкатулки; шаблоны для раскрашивания.

Ход мероприятия

 

 Учитель. Ребята, вы верите в чудеса?

Русский народ издавна удивлял весь мир. То победами своими героическими, то богатырями - добрыми молодцами, то девицами - красавицами, то невиданными открытиями, то умельцами. А Умельцы у нас были всегда. Да ещё какие! В мире даже словосочетание придумали «Русское чудо». В каком бы месте земного шара вы не оказались, вам про эти чудеса могут рассказать.

 А как вы думаете, что можно назвать русским чудом?

 (ответы детей)

 Учитель. Молодцы. Русским чудом называют и русскую удалую тройку – символ России, и русский простор, и красавицу берёзу. А ещё чудом можно назвать и русское гостеприимство, и русскую загадочную душу.

У нас очень много чудес. Но сегодня я хочу поговорить с вами о чудесах, которым уже много-много лет, а они всё не перестают удивлять собой весь мир. Это народный промысел. А помогут мне в этом ребята 1 и 4 классов.

 Начнём мы знакомство с дымковских мастеров.

Показ дымковских изделий - игрушек.

Учитель. Эти яркие, расписные игрушки сделаны из глины. А делают их с давних пор в с.Дымково, которое расположено недалеко от города Вятка. Поэтому и мастеров называли - дымковские в честь названия села.

Ученик. А вы знаете, как изготавливают такие игрушки? Сначала их лепят из глины.

 В с.Дымково особенная глина, игрушки получаются неповторимыми. Глину смешивают с просеянным речным песком. Потом сушат при комнатной температуре. Если большая игрушка её сушат 3-4 дня, игрушки поменьше – 2 дня. Высушенные изделия обжигают в печах.

Вынув из печи, их покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на молоке.

Ученик. Далее начинается самая трудная, но интересная работа. Прямо по побелке выполняют многоцветную роспись. Для раскраски одной фигуры используют от 4 до 8 ярких цветов. Очень красивыми были эти игрушки. Они отличаются своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий. (Показ элементов росписи)

Ученик. 

 Лепили коней, индюков, птицы-свистульки, петушков, оленей. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка – барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Игрушки раскрашивали в яркие цвета: желтый, красный, синий или зелёный. Поэтому они были похожи на сказочные волшебные персонажи.

 Выставка жостовских подносов.

Учитель. 

 Ребята, посмотрите, какие красивые подносы: на них цветы небывалой красоты! Кто мне скажет, из какого материала они сделаны? Кто мне скажет, к каким мастерам мы попали?

(ответы детей)

Ученик. В 18 веке в России, город Нижний Тагил стал центром металлургического производства, там стали выпускать листовое железо. Здесь же стали изготавливать и расписные подносы. Их делали разных форм с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, а по нему узоры: веточки, цветы, букеты. Рисовали или кистью, или просто пальцем.

Ученик. Спустя 100 лет подносы стали изготавливать во многих уголках России. Самыми знаменитыми подносами – прославилось подмосковное село Жостово. В селе появились новые формы подносов: круглые, овальные, крылатые, гитарные, прямоугольные, фестончатые. У каждого мастера свой уникальный рисунок. Здесь оживает множество цветов: садовые и полевые, георгины, розы, васильки, хризантемы, ромашки…

 Завершают цветочную композицию золотым ободком по краю подноса.

Учитель. На этом мы прощаемся с жостовскими мастерами и отправимся в гости к гжелевским мастерам. Это посуда из всемирного известного района Гжель,  в который входит 30 сёл и деревень. Славится он своими гончарами. Жители освоили технику – поделки из глины.

Ученик. Гжельские изделия, не спутаешь ни с какими другими чудесами. Мастера используют одноцветную синюю кобальтовую роспись. Во многих домах можно встретить красивый гжельский заварочный чайник или сахарницу – белые с синими ручками, носиком у чайника и крышечкой.

Ученик. Очень много посуды придумали в Гжели: Блюдца, тарелки, рукомойники, кувшины. Ещё сам М. В. Ломоносов любил эту посуду и считал гжельскую глину лучшей для изготовления посуды.

Учитель. Чудеса изготавливали не только из глины и металла, но и из дерева. Какое деревянное изделие известно во всём мире?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно. Ложки! Ложки – самый популярный предмет русских ремёсел. Кто умеет играть на ложках? Все вы когда-то пробовали играть на ложках, но мало что о них знаете. Послушаем, что узнали ребята из истории ложек.

Ученик. В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома. Поэтому вся деревянная посуда  получила название хохломской.

Ученик. Деревянную посуду тоже делают с особыми хитростями: сначала их покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда выглядит как золотая.

Учитель. Давайте рассмотрим хохломские изделия и элементы росписи. Эти изделия очень простые с округлыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы посуды – для кофе, чая, для блинов и ягод, варенья и мёда.

Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «Хохлома».

В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом, но у них ничего не получилось. И не могло – русское ремесло оказалось им недостижимым. Ведь хохломскую школу наши мастера начинали с изготовления ложек. Ведь от ложки не только польза, но и удовольствие.

 Ну что, ребята, понравились вам русские чудеса?! Хотите попробовать себя на их месте? Тогда вперёд. Вы сейчас выберете шаблоны изделий, и попробуете его правильно раскрасить. Так как это делали мастера. Главное - правильно подобрать к шаблону  элементы росписи и цвет. Успеха вам.

Итог: Выставка детских работ.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

внеклассное занятие по русскому языку "Поле чудес"

внеклассное занятие по русскому языку "Поле чудес" поможет учителю в подготовке к внеклассной работе по предмету....

Урок обучения грамоте."Чудеса русского языка"

Целью урока является: научить распознавать смысл многозначных слов; формировать   умение правильно ставить ударение в слове в зависимости от   значения слова; умение видеть границы...

«Русские чудеса» классный час по патриотическому воспитанию в 3 классе

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в...