конспект урока по окружающему миру "Достижения науки в 20 веке", 4 класс, УМК " Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Карякина Резида Альфитовна

Урок создан с использованием краеведческого материала города Салавата и республики Башкортостан. Урок соответствует ФГОС. При создании урока учитывались особенности детей ( класс для детей с ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Достижения науки в 20 веке.

Тип урока: получение новых знаний.

Формы работы: самостоятельная, фронтальная, групповая, в парах

Цель: расширение знаний учащихся о научных открытиях XX века.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с открытиями, сделанными в 20 веке советскими и российскими учеными;

Развивающая:

-развивать речь обучающихся;

- развивать произвольное внимание, память, воображение;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир;

Воспитывающая:

Формируемые УУД:

Личностные:

  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
  • принятие ценности развития науки и техники.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

Познавательные:

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

  • адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;
  • допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
  • устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование:

Учебник,  презентация к уроку, атлас, карточки для групповой и парной работы, лазерная указка

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня нас ждет деловая игра

Собраться нам с мыслями

Всем уж пора.

Давайте, друзья,

Оглянемся  назад.

В 20 век – век достижений и побед.

II Актуализация знаний

Постановка проблемы

Посмотрите на ленту времени. Какие года отмечены? Какой это век? (20) слайд

-На партах у вас лежат листочки, на которых записаны важнейшие события 19-20 веков. Отметьте галочкой только те события, которые произошли в 20 веке. Работаем в парах. Слайд

1) 1 мировая война;

2) Отечественная война 1812г

3) Образование СССР;

4) Великая Отечественная война;

5) Отмена крепостного права;

6) Гражданская война;

7) Революции 1917г.

8) Строительство железной дороги Москва-Петербург

9) Первый полет человека в космос/12 апреля 1961 г.

ПРОВЕРКА доску закрываю

-Что нового произошло в жизни нашей страны в 20 веке?

(Появились новые заводы, фабрики, построены города, открыты новые лекарства, в домах появилось электричество, электрические приборы.)

-Как вы думаете, благодаря чему стало возможным такое развитие промышленности, сельского хозяйства? (открытиям ученых, развитию науки и техники)

-Назовите тему урока

Достижения науки в 20 веке. На доске

_Что вы хотите узнать о достижениях науки в 20 веке?(какие открытия произошли, что нового появилось, какую роль в развитии науки внесла наша страна)

-Сформулируйте цель урока

 расширение знаний о научных открытиях XX века.

- Что необходимо для достижения цели урока?  

-добывать информацию из учебника., сообщений, Интернета        

-уметь правильно излагать полученные знания

- опираться на свой жизненный опыт

III Открытие новых знаний.

1.Нефть

Загадки о автомобиле , самолете.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

(Самолет)

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его - резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ...

(Автомобиль)

- Что нужно, чтобы автомобили и самолеты двигались?

-Необходимо топливо, бензин, керосин. Из чего их получают? (из нефти)

Природа создала в незапамятные времена драгоценный продукт, который люди называют «черным золотом». В действительности же это «черное золото» во стократ ценнее и нужнее человечеству, чем «благородный» желтый металл. Без золота жить можно, ну а как прожить без нефти? Мы даже не представляем, насколько прочно вошла она в нашу жизнь, в повседневный быт. Сегодня мощь и авторитет страны во многом определяет именно нефтегазодобывающая отрасль

И какую роль в этом сыграла наша республика Башкортостан расскажет Алибаев Булат (Сообщение и презентация)                  

Промышленная башкирская нефтедобыча началась во времена Советского Союза.

Советский академик Иван Михайлович Губкин  в конце 20-х годов обратил внимание на Волго-Уральский регион и научно обосновал необходимость проведения  масштабных поисковых и разведывательных работ. Более того, при его непосредственном участии такие работы и начались.

-ОБРАТИТЕ внимание. В Салавате есть улица Губкина. Теперь вы знаете, что она названа в честь Ивана Михайловича Губкина- советского ученого и академика

 Первооткрыватель башкирской нефти — Алексей Александрович Блохин. В 1929 году в республику его отправил знаменитый Иван Михайлович Губкин.

 В результате исследований Блохин делает вывод, что залежи нефти могут быть в районе деревни Ишимбай. 

Открытие поистине мирового значения произошло 16 мая 1932 года. На 702 скважине произошло семь нефтяных выбросов продолжительностью от 3 до 20 минут. 

 «Черное золото» во многом определило судьбу нашей республики. В результате комплексного освоения месторождений нефти и газа выросли новые города — Ишимбай, Октябрьский, Салават

ОАО "Газпром нефтехим Салават" - нефтехимическая компания, владеющая одним из крупнейших в России производственных комплексов нефтепереработки и нефтехимии. Предприятие расположено в городе Салават (Республика Башкортостан).

На сегодняшний день компания осуществляет полный цикл переработки углеводородного сырья и производство более 75 наименований продукции.

- Откройте атлас на стр. 5. Обратите внимание на значок (показываю значок). Здесь находятся месторождения нефти и газа в республике (слайд для демонстрации)

2. О космосе.

О каком событии вам напоминает дата 12 апреля 1961 года.( Вернуться к доске)

-Наша страна является первооткрывателем космических путешествий.

-О вкладе нашей страны в освоении космоса расскажут Давыдов Данил, Бикаева Софья и Полюхин Егор

(Сообщение и презентация)

       Развитие космонавтики в России и за рубежом началось задолго до появления первых космических кораблей. Первые научные разработки в этом плане были лишь теоретическими и обосновывали саму возможность полетов в космос.

 В нашей стране одним из пионеров космонавтики  был

Константин Эдуардович Циолковский .

Он разработал проект строения ракеты, способной унести человека к звездам, отстаивал идею разнообразия жизни во Вселенной, говорил о необходимости конструирования искусственных спутников и орбитальных станций

Достижения нашей страны в космосе тесно связано с именем  Серге́я Па́вловича Королёва — советским ученым, конструктором ракетно-космических систем. Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Алексеевичем Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток». Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.

-На сколько важным является исследование космоса?

(Развитие освоения космоса привели к различным открытиям: например, появились новые материалы, сухая заморозка еды, навигационные системы ГЛОНАС, мобильные телефоны передают сигналы через космические спутники и тд)

ФИЗПАУЗА

3. Лазер

(Лазерная указка)

-Что это? Кто знает? Хотите узнать когда появился лазер?

Про крупнейшее открытие 20 века- открытие лазера- расскажет Бесов Константин

Сообщение и презентация

История изобретения лазера началась с предположения... А именно: в 1916 году Альберт Энштейн создал теорию взаимодействия излучения с веществом, из которой вытекала принципиальная возможность создания квантовых усилителей и генераторов электромагнитных волн, да и Алексей Толстой, в своем знаменитом романе "Гиперболоид инженера Гарина", писал примерно об этом же.

До 50-х годов были только предпосылки создания лазера, пока в 1955 году ученые Николай Басов и Александр Прохоров не разработали квантовый генератор - усилитель микроволн с помощью индуцированного излучения, активной средой которого является аммиак. За свое изобретение ученые получили Нобелевскую премию.

Лазеры нашли применение в самых различных областях — от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Лазер стал одним из самых значимых изобретений XX века.

-Спасибо.

Применение лазера сейчас довольно широко распространено. Например, в школьном медицинском центре используется лазеротерапия и в аппарате для коррекции зрения используется лазер.

Наука  не знает добра и зла
Наука лишь формулам верит
В двадцатом веке наука вошла
В природы запретные двери.

-Это конечно же не все достижения науки и открытия ученых 20 века.

Нельзя забывать и о том, что некоторые открытия ученых привели к большим человеческим жертвам.

-Вспомните эти печальные событиях ( бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, взрыв на Чернобыльской электростанции, загрязнение окружающей среды)(слайд)

_Ученые должны быть ответственны за свои изобретения и открытия, которые не должны вредить людям, а наоборот, нести пользу и процветание.

IV  Cамостоятельная работа в группах

Телевизор

Научно-технические изобретения преобразили жизнь двадцатого века. Одним из ключевых событий стало появление нового способа распространения информации – телевидение.

-Сейчас мы разделимся на группы. Вспомните правила работы в группах (табличка)

-Прочитайте текст на стр 122 о телевидении

Первая группа работает по 1абзацу и отвечает на вопросы

Вторая группа работает по 2 абзацу и отвечает на свои вопросы.

1группа: Абазова, Полюхин, Ишкулов, Фархутдинов, Бесов

-Что обозначает слово «ТЕЛЕВИДЕНИЕ»? ( видение на расстоянии)

- В каком году было Впервые передано изображение? (1911)

-Кто изобрел передающую телевизионную трубку?(Владимир Зворыкин)

2 группа: Киселева, Бикаева. Асабин, Давыдов, Алибаев

-Кто был автором проекта Останкинской телебашни? (Николай Васильевич Никитин)

- Сколько метров высота башни? (540м)

-В каком году Останкинский телецентр начал свою работу? (осенью 1967г.)

V. Проверка работы в группах. Выступают по одному человеку от группы

VI Итог урока.

Назовите тему урока.

Достигли ли мы цели урока? (мы узнали о новых научных открытиях и достижениях 20 века)

VII  Оценивание работающих детей. С комментированием отметки

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

-Продолжите фразы:  (на слайде)

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

2. Домашнее задание.

1) Прочитать текст на стр.120-123. Ответить на вопросы 1-2

2) Подготовить сообщение по вопросы 3,4 об открытиях в медицине или о использовании лазера в разных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.

Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру "Глобус" для 2 класса по УМК "Планета знаний"

Вашему вниманию предлагаю урок по теме "Что такое глобус" Задачи: 1. Формировать представление о глобусе как модели Земли;Дать представление о материках и океанах;Развивать пространственное вообр...

Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...

Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний".

Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"

Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Открытый урок по окружающему миру "Органы чувств", 3 класс УМК "Планета Знаний"

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием такой современной технологии, как проблемное обучение. В ходе исследования учащиеся определяют значение всех органов чувств человека, узнают интере...