Урок окружающего мира в 1 классе "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Игнатьева Тамара Павловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_okr_mir_1_klass.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Игнатьева Тамара Павловна,

                                               Учитель нач. классов, высшая категория

                                               МБОУ «СШ №32» г. Смоленска.

                                               

Проект

урока окружающего мира в 1 классе

 по теме "Где зимуют птицы?"

(по УМК «Школа России», автор Плешаков А.А.)

Тип урока: комбинированный

Цели: познакомить учащихся с местами зимовки птиц; продолжить формирование понятий о зимующих и перелётных птицах; развивать умение классифицировать, обобщать, делать выводы; формировать умение прослеживать причинно-следственные связи; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» ( Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.Ч.2/А.А.Плешаков-2-е изд.-М.: Просвещение 2012-96с.: ил.- ), рабочая тетрадь, презентация « Где зимуют птицы», глобус, проектор, интерактивная доска,  компьютер.

 Картинки птиц,   цветные фишки и полоски,  аудиозапись «Птичий концерт в лесу», выставка книг «Пернатые друзья», мешочки с кормом для птиц, карточки для составления памятки «Чем кормить птиц?»,

Ход урока

I.Организационный момент.

-Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов в работе на уроке. Проверьте, всё ли готово к уроку.

Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Слушаем, рассуждаем,

Выводы делаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.Сообщение темы урока. Постановка цели.

Ребята, послушайте мою загадку.

Воробьи, стрижи, пингвины,  

Снегири, грачи, павлины,    

 Попугаи и синицы:                                        

 Одним словом это - ...птицы (1 слайд)

Учитель: Давайте вместе вспомним, что мы знаем о птицах?

-Кто такие птицы?  (Животные, тело которых покрыто перьями)

-Чем питаются птицы? Когда им труднее добывать себе корм? (Зимой)

Ребята, мы   сегодня постараемся ответить  ещё на один вопрос о жизни  птиц. Откройте учебники на стр. 16 и прочитайте тему урока. (Где зимуют птицы?) Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, где зимуют птицы)

Запись темы на доске.

III.Актуализация знаний

- Когда вы сегодня шли в школу много птиц увидели на улице? А почему? (Потому что многие птицы улетели, сейчас зима) А когда птиц было больше? Почему?

Работа  с иллюстрацией учебника:

-Каких птиц вы видите на картинке?

 -На какие две группы  можно разделить птиц?

Работа в парах:

Отметьте на картинке синими фишками зимующих птиц, а красными перелётных.(стр. 16)

-Проверка: назовите зимующих птиц, перелётных.

(Можно проверить по ключу на стр.84-85)

IV.Работа над новой темой.

Презентация учителя

Потянулись гуси на далёкий юг.

Голоса их грустные ловит чуткий слух.

Пролетают мимо стороны лесной…

Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной. (2-3 слайды)

4.Слайд: Где зимуют птицы?

5-14- Слайды. Некоторые птицы остаются в нашей местности.

Это- зимующие птицы.

У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить  холод и голод. (Дятел, воробей, синица, галка, поползень, сова)

15-23 Слайды.

Давайте вспомним птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной они вновь возвращаются к нам. Это перелётные птицы. (Скворец, соловей, зяблик, ласточка, жаворонок. журавль)

24-25 Слайды (На слайде птицы, насекомые, семена)

Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. ( Дети высказывают своё мнение)

Улетают птицы не из-за холодов,

а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

26-28 слайды. Это интересно!

1. Ученик: В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один
натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

2. Ученик: Другие  ученые  признавали,  что птицы летят в дальние страны. Но считали, что  не  все  летят  самостоятельно,  а  только  большие  и  сильные.  Маленькие  же  и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших.

А  вот  ласточки  вообще  будто  бы  никуда  не  летят —

зимуют под водой, зарывшись в ил.

Учитель:        Сейчас   известно:  как  ни  далек,  как  ни

труден птичий путь, летят все они самостоятельно.

Только на собственные крылья могут полагаться,

хотя преодолевают порой тысячи километров.

Куда же летят птицы?

        Ученые выяснили, что маленькие наши

пташки   —   ласточки,   стрижи, обыкновенная

горихвостка,    мухоловка-пеструшка   и   другие —

улетают   не  куда-нибудь,  а в тропическую Африку! А журавли летят в Индию.

29-33 Слайды

Как об этом узнали? Учёные – орнитологи  узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?

На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Вывод:

  • Некоторые птицы остаются зимовать в нашей местности

( Зимующие птицы)

  • Некоторые улетают в тёплые страны из-за недостатка корма в зимний период  (Перелётные птицы)

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь.

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу.

Пролететь им надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора.

Представьте, что вы птички.  Скажите, где вы приземлились?

V. Закрепление изученного материала

1.Коллективная работа с глобусом (отметить синими стрелками осенние перелёты, а красными весенние)

2.Индивидуальная работа в рабочей тетради 

-стр. 15 (аналогичная предыдущей работа с картой)

- стр. 14 задание №1 (Представьте, что птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому остаться. Помогите им принять решение. Отметьте перелётных птиц. Закрасьте кружок)

3.Задания из электронного приложения (Работа с интерактивной доской) Задание №2 к данной теме: деление птиц на группы (перелётные, зимующие).

Физкультминутка для глаз

 4.Беседа о том, как помочь зимующим у нас птицам.

-Почему птицам трудно зимой? Печальная статистика – только одна из 10 оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время года и встречает весну. Как им помочь? (Ответы учащихся)

5.Составление памятки «Чем кормить птиц?» (10 карточек со словами: семена подсолнечника, пшено, батон, конфеты, сало, семена тыквы, сушёная рябина, корм для кошек, овёс, колбаса.) Читаем, обсуждаем, что птицам можно давать, а что нельзя. Карточки  с правильным кормом для птиц учитель наклеивает на шаблон памятки. Эта памятка будет висеть у нас в классе и поможет нам выбрать корм для птиц.

6.Работа  в парах.  Выберите корм для птичек. (Работа с мешочками, заполненными семенами подсолнечника, фасоли, пшена. конфетами, овса и т, д.) Высыпают выбранный корм в коробку. После уроков мы с вами вместе отнесём корм в кормушки возле школы.

7.Выступление  учеников

1.Покормите птиц зимой!

  Пусть со всех концов

  К вам слетятся, как домой,

  Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма,

  Горсть одна нужна.

  Горсть одна – и не страшна

   Будет им зима.

3.Приручите птиц в мороз

   К своему окну,

   Чтоб без песен не пришлось

   Нам встречать весну.

8.Птичий концерт в лесу. (Аудиозапись)

Ребята, представьте себе, что закончилась холодная зима, пригрело солнышко, к нам вернулись перелётные птицы. Они поют для нас свои красивые песни. Давайте их послушаем.

9.Дидактическая игра: Учитель показывает на картинку птицы на доске.  Если птица перелётная, то дети машут руками. Если птица зимующая, то приседают.(Сорока, воробей, цапля, сова, аист, галка, ласточка и т.д.)

VI.  Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. На какой вопрос мы искали ответ? (Обращение к записи на доске)

-Мы узнали, где же зимуют перелётные птицы?

Учитель: Какие птицы зимуют у нас? Как их называют? Как им нужно помогать?

-Что было для вас интересно?

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке «Пернатые друзья».

VII. Домашнее задание.

1.Покормить птиц возле школы. (Вместе с учителем после уроков)

2.Если возле вашего дома нет кормушки для птиц, сделайте её вместе с родителями. Насыпьте корм и понаблюдайте, какие птицы прилетят в вашу птичью столовую. Можно сделать фото или нарисовать рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...