Технологическая карта урока окружающего мира "Что человечество ценит больше всего?" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Кутенева Ольга Владимировна

Урок окружающего мира

"Что человечество ценит больше всего?"

4 класс

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_okruzhayushchiy_mir.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:                 окружающий мир

Тип урока:               комбинированный урок (45 мин)

Тема

Что человечество ценит больше всего?

Цель

создать у учеников представление о том, что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные для всех вещи, идеи, правила - общественные ценности.

Задачи

Образовательные: формирование понятие «общечеловеческие  ценности»; научить объяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

Развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные: воспитывать уважение к народам мира; содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Планируемые результаты

Предметные: исследовать, искать и отбирать необходимую информацию по теме урока, структурировать ее; моделировать изучаемое содержание, логические действия и операции, способы решения задач. 

Метапредметные:  овладеть  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

искать средства ее осуществления, принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Личностные: обеспечить  возможности сотрудничества детей – умение слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,

быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Ресурсы:

 Основные

 Дополнительные

Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А.. Кузнецова С. С, Сизова Е. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2010.

Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику « «Человек и человечество»   – М.: Баласс, 2012.

Раздаточный материал, конверты с заданиями для работы в группах.

Видеопроектор, презентация.


Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

1. Организационный

   момент

- активизация внимания;

- проверка готовности.

 - Доброе утро! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радость открытия нового. (слайд №1)
- Я желаю вам удачи!

 

Проверка готовности к уроку

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

(личностные УУД)

2. Актуализация знаний

- постановка цели и задач урока.

- мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, давайте посмотрим на картинки слайда, что изображено? (слайд №2)

- Что объединяет всех людей на слайдах? (Все люди  образуют единое общество)

- Но, ребята, мы с вами говорили, что все люди на земле делятся на расы, социальные группы, жителей разных стран,  у людей разная вера, одеты по-разному, даже сказки и те разные… Тогда что же у них общего? (права, обязанности и т.д.)

 - Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите на экране (слайд №3)

- Вы знаете героев этих сказок? Кто изображен?

- Ребята, а откуда вы их знаете? Ведь здесь изображены не только герои русских народных сказок? 

- Правильно. А какие еще сказки народов мира вы знаете?

- А что объединяет все эти сказки? Что общего?

- Почему сказки, написанные в разное время на разных языках разными народами, так похожи между собой? Почему мы любим и понимаем сказки других народов?

- А если мы что-то любим, мы будем это ценить?

- Ребята, но ведь мы можем любить и ценить много разных вещей. Всё ли то, что мы любим, мы одинаково ценим? Давайте попробуем привести примеры.

- А как вы думаете, то, что любит всё человечество, – это важно? А ценит человечество всё одинаково?

- Какой же вывод мы можем сделать? (что-то мы ценим больше, что-то меньше)

- Как вы думаете, что нам сегодня на уроке будет важно узнать? Сформулируйте тему урока.

- Молодцы! Тема нашего урока сегодня: «ЧТО ЧЕЛОВЕК ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?» (слайд №4)

Именно на этот вопрос мы попытаемся с вами ответить в конце урока.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя: перечисляют героев сказок, объясняют, что эти сказки знают все народы мира. Делают выводы.

Делают выводы.

Определяют цели урока.

Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации

(познавательные УУД)

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД)

3. Открытие новых знаний.

-сформировать понятие «общечеловеческие ценности»

- определить содержание этого понятия

- коллективная и парная

практическая работа.

- Давайте перечислим с вами всё то, что мы ценим? (семья, друзья, книги, т.д.)

- А как вы думаете – эти вещи цените только вы или все люди на земле?

- Как можно назвать те ценности, которые присущи всему человечеству?

- Вы абсолютно правы. Давайте подумаем, с каким же новым понятием мы должны сегодня с вами познакомить? (общечеловеческие ценности)

- Правильно! Мы сегодня создадим с вами кластер из основных понятий нашей темы. И первым нашим термином станет – «общечеловеческие ценности».

На доске появляется это понятие.

- Все эти ценности делятся на группы. А чтобы узнать, что это за группы, мы с вами поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 106-107. Вам надо прочитать текст и отметить в нем то, что вы уже знали знаком «+», то чего не знали – знаком «-» и то, что вам не понятно – знаком – «?».

- Что же вы узнали для себя нового?

- А было ли что-то, с чем вы не согласились? Почему?

- Ребята, а теперь поработайте в парах и обсудите, на какие группы делятся общечеловеческие ценности? И приведите по 2-3 примера.

(ребята определяют 2 группы ценностей – моральные и культурные).  

(На доске в кластере появляются два понятия)

- Что относится к моральным ценностям? А что к культурным?

- Замечательно, теперь мы с вами знаем, что относят к общечеловеческим ценностям. Но давайте еще раз вернемся к тому, с чего начали. К сказкам.

- Какие два главных понятия в сказках мы всегда выделяем? На какие группы делим всех героев? (на добрых и злых).

- Какие герои вам нравятся больше: добрые или злые?

- Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки.

- А сейчас давайте попробуем соотнести с понятием «добро» и «зло» различные слова. Для этого поработаем в группах.

Каждой группе раздаются конверты со словами (Свобода   Убийство  Счастье   Вражда     Жизнь  Любовь     Корысть   Мир   Ненависть   Добро  Зло).

Добро                                        Зло

Свобода                                Убийство

Любовь                                 Корысть

Мир                                       Вражда

Счастье                                 Ненависть

Жизнь                                   Обман    

При проверке задания, результаты появляются на слайде. (слайд №5)

- Молодцы, вы отлично справились.

-Ребята, давайте вспомним с вами, какое золотое правило нравственности мы знаем? (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

- Правильно, молодцы! А как вы считаете, сегодня это правило остается главным правилом доброго человека?

- А как это правило используется в сказках, о которых мы с вами говорили?

Ученики вместе с учителем подводят итог данной работе: Эти представления о добре и зле одинаковы во всём мире, их объединяют в общечеловеческие ценности. Эти ценности относятся к духовной сфере, касаются нравов (правил), принятых в обществе, поэтому они получили название – нравственные ценности.

В кластер вносится понятие о «Представления о  добре и зле».

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Вместе с учителем определяют понятие «общечеловеческие ценности»

Работают с учебником, используя приём «Знаю -не знаю-хочу узнать»

Делают выводы на основании прочитанного материала.

Используя ранее полученные знания, делают вывод, отвечая на вопрос учителя.

Соотносят понятия «добра» и «зла».

Применяют знания для выполнения задания, работают в парах, проверяют работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Проверяют полученные результаты.

Используя ранее полученные знания, делают вывод, отвечая на вопрос учителя.

Вместе с учителем определяют понятие «моральные ценности»,

подводят итог, делают выводы. Определяют, что «добро» и «зло» - это понятия, относящиеся к духовным ценностям человека.

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

(личностные УУД)

Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, причины неудач) (личностные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат (регулятивные УУД).

Организовывать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

4.Физминутка

- Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.

Начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка,  Смешарики

- Молодцы!

Выполняют необходимые действия.

умение слушать собеседника (коммуникативные УУД)

ценностное отношение к здоровому образу жизни. (личностные УУД)

3. Открытие новых знаний.

-сформировать понятие «общечеловеческие ценности»

- определить содержание этого понятия

- коллективная и парная

практическая работа.

- Ребята,  про одну группу ценностей (моральные) мы поговорили, теперь давайте вспомним про вторую. Посмотрите на слайд, что на нём изображено? (знаменитые здания и памятники мира – Эйфелева башня, Медный всадник, Александрийский театр, Тадж-Махал) (слайд №6)

- А как вы думаете, почему эти сооружения знамениты во всем мире?

- Они являются достижениями культуры?

- А их можно отнести к общечеловеческим ценностям?

- Другие важные общечеловеческие ценности – памятники истории и достижения культуры. Попробуем это доказать.

- Какие вы знаете памятники культуры  (архитектуры, искусства)? Приведите примеры.

- Какие чувства они у вас вызывают? (Восхищение, удивление, восторг).

- Почему они привлекли ваше внимание, вызвали интерес? (Помогают успокоиться, призывают к творчеству).

Работа с иллюстрацией учебника «Общечеловеческие культурные ценности».

-  Рассмотрите иллюстрации на стр. 107. Какие памятники культуры здесь представлены?

- Попробуем выяснить, что же объединяет  все эти  памятники  архитектуры. Время создания? Быть может,  страна,  где они были созданы? Посмотрите, может их внешний вид?

- Что же тогда их объединяет? Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока?

- Тогда давайте попробуем подобрать прилагательные к этим памятникам архитектуры. Они какие? (красивые, величественные и т.д.)

- Что же их объединяет? Ведь не только кто-то один из нас считает их красивыми, а многие?

Учитель подводит детей к выводу, что все памятники культуры объединяет то, что все они по-своему красивы. Значит, нас объединяет не только представление о добре и зле, но и понятие о красоте.

В кластер вносится понятие о «Памятники культуры».

- Ребята, а какие памятники культуры вы видели своими глазами? В каких странах?

- А я вам хочу показать, что я видела этим летом? Я видела эту гору? Знаете, как она называется? Это гора Олимп.

(На доске появляется изображение горы Олимп).

- Это тоже в каком-то смысле ценность. А почему?

- Давайте вспомним, почему к нам в страну зимой съехались спортсмены всех стран мира?

- Правильно, у нас проходили Олимпийские игры. А как вы думаете, почему для всего мира это важное событие?

- Какая существует договоренность всех государств во время Олимпийских игр? Чего не должно происходить в мире? (войны)

- О чем это говорит? (что нужно побеждать честно, независимо от обстоятельств)

- Давайте подумаем, почему именно спорт является таким же достижением человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле?

- Чтобы вам было проще ответить на этот вопрос, мы выполним задание. Мы уже с вами говорили об истории Олимпийских игр. Давайте вспомним,  в каком году прошли первые Олимпийские игры? Каков девиз Олимпийцев? Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с учебником в парах и заполните таблицу, которая есть у вас на партах. А на отдельных листочках изобразите главный символ Олимпиады.

Таблица.

Когда прошли первые Олимпийские игры?

Девиз Олимпиады

В каком году возродили Олимпийские игры?

Цель олимпийского движения

Символы Олимпиады

Проверяется заполнение таблицы коллективно.

Изображения символов Олимпиады вывешиваются на доске. 

- Теперь давайте вернемся к вопросу, который я вам задала перед выполнением таблицы. - Является ли спорт достижением культуры? Почему?

- Давайте подведем итог: спорт является таким же достижением человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.

- Значит, спорт мы тоже относим к общечеловеческим ценностям. Тогда стоит добавить его в  наш кластер. На доске в кластере появляется слово «Спорт».

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Вместе с учителем определяют понятие «культурные ценности»

Описывают свои чувства.

Работают с иллюстрациями в учебнике, читают подписи к ним.

В ходе беседы ученики выясняют, что и время создания, и страна, и внешний вид  не могут объединять эти памятники, этим они как раз и отличаются.

Делают вывод вместе  с учителем. Определяют те общие черты, которые объединяют людей.

Используя свой опыт, отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают изображение.

Используя свои знания об Олимпийских играх, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Работают с текстом учебника в парах.

Заполняют таблицу.

Проверяют свою работу, обсуждают полученные результаты.

Изображают флаг Олимпиады.

Вывешивают свои работы на доску.

Подводят итог своей деятельности.

Делают вывод о том, что спорт также является общечеловеческой ценностью.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией

(регулятивные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

Организовывать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД)

Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией

(регулятивные УУД)

Корректировать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(регулятивные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации

(познавательные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

6. Итог урока

-сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

- Давайте вернемся к вопросу урока: что же человек ценит больше всего???

- Опираясь на новые знания, продолжите фразу:

Общечеловеческие ценности – это ---------------- . (Это всё то, что  одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество).

Подводят итог своей деятельности, анализируют выполненную работу, сопоставляя с кластером.

Отвечают на вопросы учителя.

умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат (регулятивные УУД).

адекватно воспринимать оценку своей работы (регулятивные УУД)

7. Рефлексия 
развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

 - Ребята, я попрошу вас закончить фразу

Сегодня на уроке:

Я узнал………

- Мне было интересно…..

- Мне было трудно……

- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте пожелаем все друг другу добра.

Если вы работали на уроке  с хорошим настроением, покажите мне солнышко, а если нет – тучку.

Оценивают свою работу, работу товарищей.

Выделяют наиболее удачные моменты своей работы, обосновывают свой выбор.

Анализируют свою работу на уроке.

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

(регулятивные УУД)

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД)

8. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника на стр.106-109, проверить свои знания, ответив на вопросы после текста на стр.109.

Записывают задание в дневник.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"

Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой»  Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...