Урок окружающего мира в 4 классе тема «Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Косенко Татьяна Сергеевна

Урок окружающего мира в 4 классе . Тема «Лес – природное сообщество».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

тема «Лес – природное сообщество».

Цель урока: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе, дать понятие «ярусность леса».

Учить обобщать и систематизировать знания.

Задачи:

Обучающая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала,  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Орг.момент

Работа по теме урока

ДОПОЛ.вопрос-Чем является лес для всех живых организмов? (дом)

Я считаю ярусы, дети говорят их название.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!

-Ребята, что вы услышали? (звуки леса)

- Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Ребята, а я думаю, что каждый из вас когда-нибудь был в лесу? Правда же)))

- А что же такое лес? - Как вы понимаете? (деревья, травы, ягоды, грибы, растения, животные, дом)

- Как вы считаете, вы все знаете про лес?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с солнечным лучиком.

Послушайте сказку

- Далеко-далеко на небе в своем солнечном царстве жил маленький лучик солнца. В семье он был самым младшим и самым любознательным. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

- Ах, какое сегодня чудесное утро!

Посмотрел вниз и увидел лес.

- А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.

В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже - черника, брусника, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что под растениями лежит зеленый ковер– это мхи и лишайники. Остановился лучик и задумался.

-  Интересно получается, значит я спускался вниз по растениям, как …..

по ступенькам.

- А с чем это можно сравнить? (Где нам встречаются ступеньки?)

-Конечно, в доме.

- В каком доме? (в многоэтажном доме)

-Мы с вами сказали, что лес это дом.

- Ребята, ученые называют этажи леса – ярусами. И ярусы леса принято считать сверху вниз, в порядке уменьшения.

1 ярус – это деревья и называется он древесный полог. Кроны деревьев сомкнулись и накрыли лес, словно крыша.  Его высота доходит до 30 м и даже выше.

подрост - молодое поколение деревьев, выросшее под пологом леса или на свободном от леса месте (вырубка, гарь и др.), способное стать главным ярусом древостоя (чем отличается от подлеска).Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

2  ярус – подлесок, он состоит из кустарников.

3 ярус – травяной ярус (травянистые растения (травы))

4  ярус – моховой (мхи и лишайники, грибы)

- Как вы считаете, ребята, почему же в лесу есть такие этажи? -(ответы детей, вывод)

-  Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

- А что же еще есть в лесу? Об этом мы узнаем, прочитав страничку 168  в учебнике. (Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса.Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу).

- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы детей)

- В лесу есть ярусы, в каждом ярусе растут определенные растения.

 Физминутка

- Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на парте лежит конверт с заданием. Откройте конверты, прочитайте задание и потом приступите к его выполнению.

1 ряд – расположить растения в соответствии с ярусами.

2 ряд – ребята 2 ряда работают с атласом Челябинской области. Ваша задача выписать растения и расположить их по ярусам.

3 ряд - работа с карточкой – впишите  растения в таблицу.

- 1 ряд, ребята, кто уже выполнил работу и готов нам продемонстрировать?

- Все ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. А ребята 1 ряда – проверьте (сравните) свои работы.

- 2 группа работала с атласом. Кто готов показать нам результаты своей работы?

(Ребята 2 ряда проверяют).

- Может быть кто-то хочет дополнить?

- Третья группа вписывала растения в таблицу, прочитайте, пожалуйста,  как вы распределили растения.

- Но что же за лес без животных?

- Разделите животных на группы, в зависимости от среды их обитания.(дети у доски прикрепляют карточки с названиями животных, дети за партами –работают индивидуально)

- Проверьте свои ответы, поставьте +, если все сделали верно.

- Составьте, пожалуйста,  цепи питания, которые складываются в лесах нашего края.

- Ребята, предлагаю вам посмотреть фильм по рассказу М.М.Пришвина «Этажи леса», созданный ребятами одной из челябинских школ.

- Послушайте  рассказ М.Пришвина "Этажи леса"(аудио. 1,30 минуты)
- Ребята, кто нам может сказать, какая главная мысль рассказа. (Каждое животное знает свой лесной этаж, и не живет на другом.)

- Итак, ребята, как вы считаете, что же такое лес?

(Лес – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы и бактерии) составляют природное сообщество.

- А как вы понимаете словосочетание «природное сообщество»? (Объяснение детей.)

- В природном сообществе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие.

- Замечательно, а тогда, скажите, пожалуйста, какое практическое значение вносит лес в жизнь человека? (грибы, ягоды, свежий воздух, красота, древесина, лекарства, отдых, топливо)

- А как человек влияет на жизнь леса? (вырубка леса, браконьерство, загрязнение, пожары).

-  Предлагаю вам поработать с текстом, прочитать, рассмотреть проблемы, которые создает человек природе и попробовать найти пути ее решения.

1. Работа с текстом В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

2. Работа с текстом стихотворения В.Шефнер «Лесной пожар»

3. Работа с текстом учебника стр.104-106

- Какие проблемы выявлены?

-Что человек может сделать, чтобы исправить эти проблемы.

-Выберите подходящий знак, который подходит к тексту.

-Какие это знаки? (запрещающие).

- ДЗ - Ребята, прочитайте полностью рассказ М.Пришвина и нарисуйте к нему рисунок.

(Составить кроссворд на тему «Лес»)

-Теперь я знаю, что…

- Ребята, а где вам могут пригодиться эти знания?

- Рефлексия:

Если вам все удалось на уроке, то ваш ярус верхний.

Если у вас еще остались вопросы, то ваш ярус средний.

А если вам было трудно справиться с заданием, ваш ярус нижний.

- Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это, давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым.

Всё это называется природа, давайте будем мы ее любить!

ЧЕРНОВИК(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

-Ответьте на проблемный вопрос: могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему?

Распределение животных по ярусам снижает между ними конкуренцию выборе мест обитания и выведения потомства. При этом многие насекомые, птицы и некоторые млекопитающие обитают и могут передвигаться во всех ярусах леса

С ярусами лесного сообщества  связано вертикальное распределение животных и других организмов. Так, в кронах деревьев первого и второго ярусов леса живут различные листогрызущие насекомые, насекомоядные птицы (дрозды, иволги, кукушки), мелкие зверьки (белки, сони). Бывают здесь и хищные птицы, например ястреб-перепелятник. Особенно разнообразно население животных нижнего яруса леса. Здесь обитают лоси, зайцы, кабаны, ежи, лесные мыши, волки, лисицы и другие звери.

Игра «Правда или ложь»

Мой дом - моя крепость.
Лучше дома своего нет свете ничего.
Всякая птица свое гнездо любит.
У кого детки, у того и заботы.
Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела.

Продолжите предложения-заполни карточку

Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб

Листья  дерева – гусеницы – муравьи – медведь

Ягоды земляники – улитки – лягушка – уж – лиса

Жёлуди – сойка - ястреб

Одно звено не может существовать без другого.

Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны  

               между собой.

               Жизнь одних животных зависит от других.  

Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.

Есть такое правило:

 Ты пошёл в гости к природе – не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях

ЗВУКИ ЛЕСА

КЛАСТЕР

(деревья, травы, ягоды, грибы, растения, животные, дом)

ЯРУС - ряд горизонтально расположенных предметов (это ряды, расположенные друг над другом).

По мере рассказывания сказки, на доску прикрепляются названия ярусов(деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники, грибы).  

Лесная подстилка (УЧЕБНИК стр.168)

ФМ – я буду называть растения, а вы, ребята, распределите их по ярусам.

1 ярус – поднимаем руки вверх

2 ярус- садимся за парту

3 ярус – садимся на корточки

Красный конверт – расположить растения в соответствии с ярусами и наклеить растения.

Зеленый конверт – поработать с атласом Челябинской области, выписать растения и расположить их по ярусам.

Желтый конверт – работа с карточкой-впишите растения в таблицу.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!пальма, пробковое дерево

Работа в карточках. Два человека работают у доски.

Пищевая цепочка????

Составляют цепи питания

Трава-заяц-лиса

Листья - гусеница - жук - паук - ёж (землеройка) - лиса (горностай);

 Послушайте  рассказ М.Пришвина "Этажи леса"(аудио. 1,30 минуты)

Приложение

Расставьте растения в таблицу.

Сосна, шиповник, рябина, пробковое дерево, кукушкин лён, береза, пальма, лиственница, мухомор, ландыш, ягель, малина, подосиновик, медуница.

Название яруса

Название растений

В.А.Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Разделите животных на группы, в зависимости от среды их обитания.

Белка,  еж,  лисица,  крот,  короед,  косуля,  дятел, заяц-беляк,  дождевой червь.

1.обитают на деревьях

2.ведут наземную жизнь

3.обитают в почве

http://900igr.net/up/datas/117594/018.jpghttp://900igr.net/up/datas/117594/019.jpg

http://900igr.net/up/datas/117594/017.jpghttp://izhlife.ru/uploads/posts/2013-04/1366795151_ryabina.jpg

ребусыребусыребусыребусы

ребусыребусыребусыребусы

ребусыребусыребусы

https://1.bp.blogspot.com/-fCG3XHija_g/XVO0Qi1CJUI/AAAAAAAABX0/sQhRE-T2sPs41uSfqPA4xr2izn-7bo_6wCLcBGAs/s1600/1.jpg

Дополнительный материал

http://c0.emosurf.com/0003YH00hFNa/Baobab_5-700x400.jpgБаоба́б, или Адансо́ния па́льчатая (лат. Adansonia digitata) — виддеревьев из рода Адансония семейства Мальвовые (Malvaceae), характерное для сухих саваннтропическойАфрики. Одно из самых толстых деревьев — диаметр ствола достигает 8 м, высота 18—25 м.

https://pbs.twimg.com/media/DNCdwhzXUAA2Dww.jpg:large Дуб про́бковый (лат. Quercus suber) — вечнозелёноедерево, происходящее из юго-западной Европы и Северной Африки; вид рода дуба (Quercus) семейства буковых (Fagaceae).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Пробковый дуб –вечнозеленое дерево , происходящее из юго-западной Европы и северной Африки.

Слайд 7

Баоба́б — дерево, растущее в сухих саваннах тропической Африки. Одно из самых толстых деревьев — диаметр ствола достигает 8 м, высота 18—25м .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс

Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс  + презентация...

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Лес - это целый мир. Данный материал представляет собой разработку урока окружающего мира по данной теме....

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока по окружающему миру по заданной теме....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

Урок окружающего мира_4 класс_«Лес – природное сообщество»

Цель урока: способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество». Учить обобщать и систематизировать знания....

урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество"

Урок на темй "Лес - природное сообщество". На уроке - работа в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи. Группы получают задание - о какой продной зоне пойдёт речь. Объект исследо...