Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Поговорим о вредных привычках"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Материал урока предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века». Урок проводился с обучающимися 4 класса. Возможно приурочить данный урок к Международному  дню отказа от курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, 4 класс.

Учебник: «Окружающий мир» 4 класс,  авторы Н.Ф. Виноградова, С.Г. Калинова. Часть первая, Москва издательский центр «Вентана-Граф»
Тема: Поговорим о вредных привычках

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для формирования знаний и представления детей о вредных привычках: разрушительном действии никотина, алкоголя, наркотиков. 

Планируемые результаты:

Предметные:

 Узнают о разрушительном действии на организм вредных привычек; научатся соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, научатся работать с текстом, выделять главное.
Метапредметные (УУД)

Познавательные:  осуществляют чтение, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, формулируют выводы, чтение информации отраженной на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста; учатся находить главное в тексте, отделять знание от незнания.

Регулятивные: целеполагание;  принимают и сохраняют цели учебной деятельности; выдвигать версии;  прогнозирование.

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли;  отстаивать свою точку зрения;  работать в группах, устанавливать рабочие отношения.

Личностные:
- формировать ценностное отношение к своему здоровью, потребность вести здоровый образ жизни.
Инструмент оценивания выполнения работы: оценочные листы.

Критерии оценивания: + знаю, получилось; - не понял, не получилось.

Место работы: классный кабинет.

Технология:  «Верно-неверно», физминутка

Оборудование: отрывки из мультфильма «Трубка и медведь» (Трубка и медведь – YouTube); компьютер, экран, проектор, красный, желтый, зеленый лист бумаги, карточки с записями о том, что полезно и что вредно для организма человека, карточки с таблицами для заполнения.

Этапы урока

Деятельность учителя (мастера)

Деятельность учащихся (подмастерьев)

УУД

Мотивация

Прием «Поздоровайтесь глазами»

- Ребята!  Посмотрите друг на друга. Поздоровайтесь глазами.

 Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

 

 

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу

Коммуникативные:

Доброжелательное отношение к окружающим.

Актуализация. Подготовка к ОНЗ (Вызов).

 

Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную для каждого человека тему. А о чём пойдёт речь, вы узнаете немного позже.
В наше время, время технического прогресса, экологических катастроф как вы думаете, что для нас дороже всего? 
- Конечно же, здоровье!

-Почему?

(Ответы детей).
- Конечно же, здоровье!

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты, не сможет отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможет полностью реализоваться в современном мире.

 

Регулятивные

- выдвигать версии;

- целеполагание;

- прогнозирование.

Коммуникативные

- умение выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения;

-Ребята, вы любите мультфильмы?

-Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. и ответим на вопрос:
-Почему медведь веселый, радостный, бодрый?

 (включить с 1 минуты 05 секунд по 2 минуты 25 секунд)

-Все последние уроки мы говорим о здоровье.

- А что такое здоровье?

-Что делает человека здоровым?

Игра «Верно-неверно».

-верно ли что закаленный человек- это здоровый человек ? (верно)

-Верно ли, что закаливание нужно начинать с очень холодной воды? (неверно)

-верно ли , чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом? (верно)

-верно ли, чтобы жить долго и не болеть человек должен вести здоровый образ жизни (верно)

 

Смотрят отрывок из мультфильма «Как медведь трубку курил».

Отвечают на вопросы

-(он здоров, ведет здоровый образ жизни: по утрам делает зарядку, дышит чистым воздухом, закаляется).
 

Отвечают на вопросы по материалам прошлого урока

 

Регулятивные:

- выдвигать версии;

Коммуникативные

- умение выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения;

- работать в группах, устанавливать рабочие отношения.

Постановка проблемы.

- Посмотрите еще один отрывок из этого же мультфильма и подумайте:

-А что изменилось? Каким стал медведь?

(включить с 4 минут 28 секунд до 5 минут 19 секунд)
- Что же произошло с медведем? (стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь)
- Почему?

Смотрят продолжение мультфильма.

 

Отвечают на вопросы.

(стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь).

(Потому что он курил) 

Регулятивные

- выдвигать версии.

Коммуникативные

- умения слушать ответы товарища и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- управлять поведением партнера.

Познавательные:

- выделять ключевые моменты.

Личностные:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания и совершенимеющиеся.

Целеполагание

-Ребята, мы уже с вами говорили о правилах здорового образа жизни. А как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? 
-А какие вредные привычки вы знаете?

 -Итак, тема нашего урока: (после ответов детей открываю доску)
«Поговорим о вредных привычках» 

-Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Итак, сегодня мы поговорим о вредных привычках, выясним, как курение, употребление алкоголя и наркотиков влияет на организм человека.

Отвечают на вопросы.

(о вредных привычках). 

 

(алкоголь, употребление спиртного, употребление наркотиков).

Ставят цель на урок.

(Узнать, как вредные привычки влияют на здоровье человека). 
 

Коммуникативные

- умение оформлять свою мысль в учебной речи;

- грамотно формулировать высказывания.

Открытие новых знаний

(осмысление)

Вступительное слово учителя.

Открытия и нововведения не всегда приносят пользу. Вот и «подарок» американского континента – табак, прочно завоевавший весь мир, далеко не безобидное увлечение. Многие годы табаку и его курению приписывали чудодейственные и даже лекарственные свойства. Лишь после 1950 г. стали известны результаты исследований, показывающие, насколько может быть вредным и опасным курение табака.
- Ребята, а вы знаете, что завтра 21 ноября, будет отмечаться Международный день отказа от курения.

На Земле целых два международных дня, посвященных борьбе с курением – Всемирный день без табака (31 мая) и Международный день отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. В этом году он отмечается 21 ноября. Международный день отказа от курения учрежден в 1977 году, по решению Американского онкологического общества при поддержке Всемирной организации здравоохранения. 
В мае 2003 года Всемирной организацией здравоохранения был принят международный договор по борьбе против табака, к которому присоединились более 90 стран, в том числе и Россия.
Цель проведения Международного дня отказа от курения – привлечение внимания общественности к негативным последствиям курения табака.

Продолжение.

-Вспомните просмотренный отрывок из мультфильма, что происходило с теми, кто находился рядом с курящим медведем?

- А знаете ли вы, что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом?

Учитель: Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом, находясь рядом с курящими. 
Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, смолами, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами. 
Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты. 
- Что можно сделать, если рядом курят? 
- Какой же вывод о курении можем сделать?

Вывод: курение вредная привычка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель Международного дня отказа от курения — способствовать снижению распространенности табачной зависимости, профилактика табакокурения и информирование общества о пагубном воздействии табака на здоровье.

Фронтальный опрос на понимание прочитанного текста.

-погибли, заболели

Ответы на вопросы.

(Вдыхаем часть табачного дыма. Становимся пассивными курильщиками, тоже отравляем свой организм). 

(попросить не курить или выйти из помещения самому)

(вредно для здоровья) 

 

Делают вывод

 

Продолжение работы

(размышление)

- Переходим к следующему этапу.

Какие еще привычки отнесем к вредным?

К сожалению, не только курение приносит вред здоровью, но и употребление спиртных напитков и потребление наркотических средств. Какой вред, на какие органы мы узнаем с учебника и заполним таблицы №1.

Работа в группах

Прочитать тексты учебника и заполнить таблицу.

Откройте учебник. О чем узнаем?

1 группа «Курение» с.72

2 группа «Осторожно - спиртное»

с.73

3 группа «Забава, которая приводит к смерти с.74

Проверка: выступление групп.

Вывод: Выразите одним словом:

- Какое же влияние на организм человека оказывают курение, алкоголь, наркотики? 
 

 

Ответы детей:

(о влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека)

Читают текст, осуждают, заполняют таблицу

Проверка: выступление групп

 

Делают вывод: Губительное.

Познавательные:

- читать и извлекать нужную информацию;

- умение работать с текстом;

- представлять информацию в виде таблиц;

- анализировать, сравнивать новые знания с полученными ранее;

систематизировать информацию.

Коммуникативные

- умение точно и полно излагать свои мысли.

 

Применение новых знаний в творческих работах.
 

 

-Поработайте в группах и составьте памятки «Здоровый» и «Нездоровый»

- проверка поочередно сначала памятка «Здоровый», а потом «Нездоровый»

Познавательные:

- умение обобщать материал.

Коммуникативные

- формулировать собственные мысли.

Рефлексия

Заполнение листа достижений по теме

Вернемся к теме нашего урока.

-Получился разговор о вредных привычках?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли цели?

-Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
- Что бы вы посоветовали другим ребятам?
- Какой же вывод вы сделали из сегодняшнего занятия?

-Оцените свою работу на уроке.

 

-Ребята мы сегодня говорили о самых страшных и тяжелых привычках человека, но есть и другие не менее вредные, важно следить за своим поведением и не поддаваться привычкам и порокам.

 

  • Встаньте те, у кого остались вопросы, кто не до конца понял тему.

-Встаньте те, кому было интересно сегодня на уроке, вы все поняли и можете рассказать об этом другим.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

(Нельзя курить, употреблять спиртное, употреблять наркотики.Это вредно и опасно для здоровья).

 

Дают советы сверстникам.

 

 

Оценивают свою работу на уроке:

  • 1.На все вопросы Я смог(ла) ответить? ( +) (-)
  • 2.Я поделюсь со своими родителями и друзьями о том_________________________
  • 3.После сегодняшнего урока Я хочу провести работу над улучшением своих личных качеств и избавлением вредных привычек ( +) (-)

Познавательные:

- давать оценку действиям, оценивать результат.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Вредные привычки"

Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную для каждого человека тему. А о чём пойдёт речь, вы узнаете немного позже.В наше время, время технического прогресса, экологических катастроф как вы дум...

Конспект урока на тему:"Здоровый образ жизни.Вредные привычки"

Урок построен в форме устного журнала "Здоровый образ жизни"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Поговорим о вредных привычках"

сценарий урока по окружающему миру 4 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"

Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам....

Конспект урока "Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам" а рамках празднования Всероссийского Дня трезвости

Построение урока отвечает требованиям ФГОС НОО. Целью урока является укрепление здоровья учащихся, привлечение как можно большего числа людей к активному отдыху и занятию спортом.Актуальность представ...

Конспект урока по окружающему миру "О вредных для здоровья привычках".

Данный материал поможет сформировать у детей представление о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека, сформировать ценностное отношение к своему здоровью и  потребность вести з...