Охрана природы весной. Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Михеева Лариса Александровна

Конспект урока окружающего мира по теме "Охрана природы весной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива»

Составила учитель начальных классов МБОУ 2 Гавриловской сош

Михеева Лариса Александровна

Тема урока: Охрана природы весной.

Тип урока: введение нового знания

Технология: проблемно-диалогическая

Метод: деятельностный

Цели урока:

предметные:

  • познакомить с особенностями охраны природы в весенний период;
  • стимулировать бережное отношение к природе;
  • изготавливать по инструкции в рабочей тетради домик для птиц и размещать его в подходящем месте;

познавательные УУД:

  • определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение;
  • развитие умения извлекать информацию из текста учебника;
  • развитие умения представлять информацию в виде схемы, таблицы;

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

коммуникативные УУД:

  • создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

личностные УУД:

  • осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы;
  • понимать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование:

У учителя:

  • запись голосов леса;
  • знаки охраны природы;
  • листы для парной работы;
  • бланки для тестирования;
  • изображения представителей Красной книги;
  • фотографии берёзы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчёл, шмелей);
  • книга «Великан на поляне»;
  • детское издание произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

У учащихся:

  • цветные карандаши или фломастеры.

Межпредметная связь:

  • музыка;
  • литературное чтение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания

2) Фронтальный опрос

- О каких играх народов России вы узнали?

- О какой игре рассказали вам родные? Какие качества развивает эта игра?

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, помните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чём говорят животные и деревья?

Какие сказки с подобным сюжетом вам известны?  Как вы думаете, о чём могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, лугу? Наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца. Кто-то поблагодарил за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений?  

                      Дерево, травка, цветок и птица

                      Не всегда умеют защититься.

                      Если будут уничтожены они,

                      На планете мы останемся одни.

                                                  В.Берестов.

- О чём нас предупреждает поэт?

  •  Что такое охрана природы?  
  • А кто помнит, как нужно охранять природу осенью и зимой?
  •  Вспомните, какие явления природы происходят весной?

V. Сообщение целей урока.

  •    Какую же цель мы поставим перед собой? С какого слова начинаем формулировку цели? (Узнать, как охранять природу весной).
  • Какой же будет тема урока? (Охрана природы весной).
  • А что мы должны делать, чтобы достичь цели урока?

  1. Работа по теме урока.

- Слайд 1.

  • Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в её многословии слова, обращённые к нам. (Звучит запись голосов леса).

  • Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

На экране фотография берёзы.

          Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и    белоснежного ствола.  Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

  Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

   Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы  нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья.  Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

  • На экране пословица.

«Берёзовицы на грош, а леса на рубль изведёшь» - гласит народная пословица.

  • Как вы её понимаете? (ответы детей).

   Часто, когда проходишь мимо раненных людьми берёз, кажется что дерево поёт жалобную песню, услышанную чутким сердцем якутского народа.

       Дерево, которое рубят без надобности, поёт:

       Я, матерь-берёза, судорожно вздрогнула.

       Душа моя растерялась, удивилась,

       Выскочила и уселась на нижние ветки.

   Для того чтобы не слышать жалобной песни березы, давайте не будем собирать березовый сок.

  • Слайд 2. 
  • Прочитаем об этом совет в учебнике на с. 106

1 абзац (Работа по учебнику).

  • Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет  услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ, о ком?
  • -Давайте прочитаем об этом в рассказе «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» стр. 113-114.

Слушаем следующий голос леса. Как называется  этот цветок?

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник)

На экране подснежник.

  • К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книги России, чем в живой природе. Давайте прочитаем о подснежниках на с. 108 учебника.
  • Подснежники не единственные весенние цветы, которые  просят людей о милосердии.
  • Назовите раннецветущие растения.

Слайд 3. На экране другие первоцветы.(мать-и-мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк).

Ученики рассказывают об этих раннецветущих растениях.

  • Слайд 4.

  • Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (бабочек, пчёл, шмелей).
  • Часто можно видеть, как дети бездумно ловят насекомых. Свою ловкость и силу можно применять в другом месте.

Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых с точки зрения человека, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. Почему — вы узнаете в старших классах.  А пока послушайте их просьбу.

 (Один из уч-ся читает 3 абзац стр. 106.)

  • Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда — на защиту Красной книги и благоразумие людей.
  • Слайд 5.

  • Отгадайте, кто это?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий... (шмель).

На экране  фотография шмеля.

  • Кто помнит звук, издаваемый шмелями?

VII. Физкульминутка.

  • Представим каждый себя шмелём, прилетевшим к цветку. Пожужжим вполголоса. (Дети встают из-за парт, имитируют полёт шмеля, издают жужжащий звук).

VIII. Продолжение работы по теме урока.

  • Чтение текста на с. 108 учебника.
  • А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги. (Сообщение о шмеле).

  • Ещё об одном насекомом мы узнаем на страничках «Умного Совёнка». (с.126).

  • Сообщение о жуке-олене.

  • Звучит запись голосов леса.
  • Представьте ситуацию:

«Птенец выпал из гнезда. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете?». (Ответы детей).

  • Пока мы отложим ответ на этот вопрос. Посмотрим, что происходит у нашей старой знакомой — куклы-помощницы . Ей завели собаку. Она как раз собирается с ней на прогулку.
  • Сценка.
  • «Тузик, ко мне! Пойдём гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»
  • «Гав — гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой — нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь. Обязательно поймаю! Весело! »
  • Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок. Ребята, как вы думаете, можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детёнышей, мелких зверьков, злая? (Нет. Это ее инстинкт. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль.)
  • А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? (Конечно, не прав. Задача хозяина — следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям.)
  • Вот теперь пришла пора прочитать текст на стр. 107 учебника .
  • Что такое искусственные гнездовья, почему они так называются?

        Между веток новый дом,

        Нету двери в доме том,

        Только круглое окошко,

      Не пролезет даже  кошка.    (Скворечник)

  • Слайд 6. 7.
  • Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будет появляться новые виды животных и растений. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания. Такие как беркут и выхухоль. Прочитаем о них на с.108-109.
  • Сообщения уч-ся.
  • Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы)
  • А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин лодки совсем не расстраивался, даже помогал им садиться. Кто из вас знает, как называется произведение, в котором описывается эта история? О чем оно? Кто его написал? Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?
  • Слайд 8.
  • (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы») - чтение последнего абзаца на с. 107 учебника.
  • Поработаем в паре. Рассмотрите рисунки на с. 106-107. С их помощью зашифрованы правила охраны природы весной. Расскажите о них по этим рисункам.Какие ещё правила охраны природы весной вы можете предложить?

IХ. Закрепление изученного материала

  • Мы много с вами узнали сегодня. Давайте проверим, насколько внимательны вы были.

1) Выполнение заданий в рабочей тетради. с. 59, задание 2.

2) Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Перед вами бланки для теста, подпишите их пожалуйста. Внимательно прочитайте утврждения, если оно истинно, ставьте «+», если ложно «-».

   а) Выхухоль чаще всего можно увидеть зимой.

   б) Беркут у многих народов символ силы и благородства.

   в) Добывать берёзовый сок полезно для дерева.

   г) Подснежники зацветают рано весной.

   д) Гуляя в лесу или парке с собакой, надо обязательно держать ее на поводке и в наморднике.

  • Проверим ваши результаты. Сверьте их с правильными ответами на доске.

 

а

б

в

г

д

-

+

-

+

+

Х. Рефлексия.

  • Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята 2 «а» класса! Обращаюсь к вам за помощью. Была я красивая, пригожая, а стала сама на себя не похожая! Траву на мне вытоптали, кусты поломали. Забросали меня банками, склянками,  бумагой, щепками. Помогите! Спасите! Лесная поляна. »

  • Ребята, как же помочь лесной поляне?
  • Нельзя загрязнять и захламлять лес! Бумага разлогается более 2-х лет, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
  • Ребята, оказывается, достаточно чуть вниматнльнее и бережнее прислушаться к окружающему миру, тогда можно открыть для себя столько нового!
  • Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. А что значит настоящая дружба? (Когда не только берут для себя, но и дают другим заботу. Защиту и любовь.)
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи,горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значтит охранять Родину». Михаил Пришвин.

Звучит  запись голосов леса.

  • Прислушайтесь. Что сейчас вам слышится в этом многоголосии?

ХI. Подведение итогов урока.

  • О каких представителях Красной книги мы узнали на уроке?
  • С помощью каких мер можно охранять их?
  • Как мы можем весной участвовать в охране природы?
  • Какой вывод можно сделать? (Ответы уч-ся).
  • А теперь прочитаем вывод на с.109 учебника.

Домашнее задание.

  • Учебник- с.106-109
  • Рабочая тетрадь — с.58-59, задания 1, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс (УМК "Перспектива")

Урок окружающего мира 2 кл., УМК "Перспектива". Тема "Весна в мире насекомых"....

Урок окружающего мира, 1 класс. Программа "Перспектива" Тема "Что растет у школы?"

Урок составлен и проведен для учителей района по реализации ФГОС 2 поколения. Конспект урока составлен в виде технологической карты. Прилагается презентация по данной теме, используемая на уроке....

Урок окружающего мира 1 класс УМК "Перспектива"

Тема урока: "Красота любимого города и родного села"....

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира (3 класс) по программе А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой с УУД...

презентация к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива". Тема: Грибы

Данная презентация содержит материал темы урока "Грибы" окружающего мира   2 класса....

Уроки окружающего мира. 2 класс. УМК "Перспектива"

Конспекты уроков по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива" (авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)...