Путешествие по городу - герою Санкт - Петербургу
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Миронова Любовь Петровна


Конспект занятия можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_gorodu-_geroyu_sankt-peterburgu.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по городу- герою Санкт-Петербургу.
Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах народа в Великую Отечественную войну, воспитать у детей чувство патриотизма, гражданского долга; воспитывать чувство любви к своей Родине, гордость за своё Отечество, за русский народ.

Сегодня мы с вами проведём заочное путешествие по городу - герою Ленинграду (Санкт-Петербургу) и познакомимся с его историей. Своя судьба и у города заложенного Петром  Первым. Город  основан в 1703 году, но раньше он носил имя не Ленинград, а Петербург, в честь Петра  Первого, который решил построить его на берегах Невы. 16 мая (27 мая по новому) была заложена Петропавловская крепость. Вместо земляных стен крепости позднее построили кирпичные. Город расположился в низине, сплошь покрытой болотами и топями. Строить его было неимоверно тяжело. По колено в воде, в вечной сырости работали строители. Многие погибли от голода, болезней, непосильного труда.

Вначале дома сооружали на особых деревянных помостах. В болотистую землю вбивали дубовые сваи. На них плотными рядами укладывали тяжёлые брусья помоста. Спустя несколько лет началось строительство каменных зданий на прочном фундаменте. Строительные работы велись с размахом. В лесу прокладывались улицы, расчищались протоки, сооружались каналы.
Через Неву, её притоки и каналы перекинулись красивые мосты. Для возведения дворцов были приглашены лучшие русские и иностранные архитекторы. Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос прекрасный город. Город, который в дальнейшем стал одним из главных морских портов России, главным промышленным центром.
Здесь на берегах Невы Петр задумал и осуществил многие свои реформы.

205 лет Петербург был столицей Российской империи. Здесь на берегах Невы прозвучал залп легендарного крейсера « Авроры», воспевший начало новой эпохи. В этом городе жил и работал В.И. Ленин. Он очень любил этот город, и считал его колыбелью революции, в результате которой хозяевами фабрик и заводов стали рабочие. В память о вожде революции 26 января 1924г. город стал носить имя Ленина-Ленинград.

Утром 22 июля 1941г. гитлеровская армия внезапно напала на нашу страну и на время прервала мирное строительство.
Враг шёл на Москву. Но на пути стоял Ленинград. Нужно было в короткий срок взять
Ленинград. Но этот срок затянулся надолго. Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город. Началась блокада. Город пытали холодом, голодом, артиллерийским огнём и бомбардировками. Но, не смотря на это город, продолжал жить и не просто жить, а бороться.
Жители города всячески помогали фронту. Всё что надо было, для фронта давали заводы, работавшие днём и ночью. У станков работали женщины, дети, старики. Борьба велась везде на земле, воде и воздухе.
Город переносил чудовищные испытания, но сумел накопить силы и разгромить врага.
-Ребята, а вы знаете, сколько продолжалась блокада города?

900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Четверть миллионов снарядов и бомб, обрушенных на город гитлеровцами, не запугали жителей города. Вместе со взрослыми сражались с врагом и дети.

В Санкт-Петербурге и других городах России установлены памятники участникам блокады.

Игра – викторина «Знай и люби свой город»

Перечень оборудования:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Экран.
  • Видеофильм о городе (в конец пока пишу грамоты)
  • ГРАМОТЫ победителя, (1,2,3 место)
  • ЖЕТОНЫ 32,
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Для проведения игры класс делится на 4 команды. В любой последовательности команды выбирают и выполняют 5 заданий, получая соответствующее количество баллов в зависимости от количества правильных ответов. В течение игры полученные баллы сразу выставляются на доске маркером каждым участником команды по-очереди.

ХОД ИГРЫ

- Ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие по нашему родному городу! Но путешествие это будет виртуальным – мы совершим его, не покидая стен нашей школы!

-В этом году 27 мая мы будем праздновать большой юбилей. Нашему родному городу исполняется 310 лет.

- Напиши мне, как живет Нева,
Как ей ветер дует в рукава.
Помнишь ли смешной со львами мостик,
Где нашел я нежные слова.
Напиши мне, как живет Нева,
И сходи к ней непременно в гости…

-Мы отправимся в гости к нашему замечательному городу, побываем на его площадях и улицах, полюбуемся великолепными ансамблями и памятниками архитектуры, вспомним имена великих зодчих…

- А кто поможет нам сегодня отправиться в это путешествие, кто сделает его увлекательным и познавательным? Это наш помощник – компьютер. Но путешествие будет не простым. Поскольку вы все-таки не гости в нашем городе, а его жители, да не простые жители – а юные знатоки Санкт-Петербурга, то сегодня вы сможете показать свои знания о нашем прекрасном городе и даже посоревноваться - а кто же лучше знает Петербург.

- Для нашей игры сейчас мы разделимся на 4 команды. Каждый из вас возьмет у меня небольшой жетон с видом Санкт-Петербурга. Когда зазвучит музыка, вам нужно будет, перемещаясь по классу, найти ребят с такими же жетонами, как и у вас, и объединиться в команды.

Ребята наугад берут жетончики с четырьмя видами города и под музыку объединяются в команды (Кваша).

- Итак… Наша игра начинается.

- Каждая команда должна выбрать название и капитана.

- Послушайте внимательно правила нашей игры:

  • Каждой команде предлагается выполнить несколько заданий разной степени сложности (от 1 до 5 баллов соответственно);
  • Задания выбираются и выполняются командами по очереди;
  • В обсуждении ответа участвуют все, а отвечает любой ученик из состава команды;
  • В случае если ответ неверный или даны ответы не на все вопросы, дать правильный ответ может любая другая команда, получая дополнительные очки

- В путь, друзья! Желаю всем успехов!

Задания на 1 балл: Отгадать по 1 загадке.

-Каждой команде предлагается по загадке. Загадка по щелчку появляется на экране, а после произнесенного ответа, по щелчку мыши появляется картинка-отгадка. За это задание команды получают от 0 до 1 баллов, в зависимости от количества правильных ответов.

1команда «Послушай, мой зодчий! –

Сказала царица. –

Ведь Санкт-Петербург –

Это все же столица!

В роскошном дворце я хочу поселиться,

Чтоб там на балах, на пирах веселиться.

Да теплый построй, чтоб не мерзнуть в метели!»

И взялся за дело великий Растрелли.

Зимний дворец

2 команда Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

Летний сад

3 команда Собор этот выше других и старей.

Здесь усыпальница русских царей.

Издалека виден шпиль золотой,

Высится он над стеной крепостной.

Ангел под самыми облаками

Город Петра осеняет крылами.

Петропавловский собор

4 команда Мы встали очень рано,

Со мною папа с мамой,

Мы едем нынче всей семьей

Увидеть Петербург родной.

И будем долго мы гулять,

За теплоходом наблюдать,

По набережной вдоль реки,

Что отражает огоньки.

Что за река у нас течет,

Где видим белый теплоход?

Нева

Задания на 2 балла: Ответьте на 2 вопроса о музеях города.

-Каждой команде предлагается по 2 вопроса. Вопросы написаны на экране, а после произнесенного вами ответа, по щелчку мыши появляется слово-ответ. За это задание команды получают от 0 до 2 баллов, в зависимости от количества правильных ответов.

1 КОМ.

1. Как называются предметы, которые хранятся в музее?

2.О чем можно узнать, посетив Этнографический музей?

1. Экспонаты

2. О жизни разных народов

2 КОМ.

1. Плавающий музей СПб

2. В каком музее главные экспонаты – картины?

1. Аврора

2. В Русском музее

3 КОМ.

1. В каком музее огромные коллекции животных насекомых?

2. Как называется самый крупный музей нашего города?

1. В Зоологическом

2. Эрмитаж

4 КОМ.

1. Как называется первый музей нашей страны?

2. Какой собор находится напротив метро Невский проспект?

1. Кунсткамера

2. Казанский

Задания на 3 балла: Фотовикторина

По щелчку мыши на экране для каждой команды появляются 3 изображения. Задача – назвать изображенный объект. За это задание команды получают от 0 до 3 баллов, в зависимости от количества правильных ответов.

  • Кунсткамера, Летний сад, Русский музей.
  • Стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Невский проспект.
  • Дворцовая площадь, Казанский собор, Ростральная колонна.
  • Петергоф, Петропавловская крепость, Аврора.

Задания на 4 балла: Найди лишнее

-Из четырех изображений нужно выбрать одно лишнее и объяснить свой выбор. По щелчку мыши изображение анимируется. За это задание команды могут получить от 0до 4 баллов

  • Памятник Николаю I, памятник Екатерине II, памятник Петру I, памятник Крылову (не царь)
  • Храм Спаса на Крови, Исаакиевский собор, Казанский собор, Зимний дворец (не храм)
  • Казанский собор, Дом Книги, Памятник Кутузову, Ростральная колонна (не на Невском проспекте)
  • Аничков мост, Дворцовый мост, Аврора, памятник Пушкину

(не над водой, а над землей)

- Разгадайте кроссворд.

- Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу! Участники всех команд показали замечательные знания о родном городе, проявили свою эрудицию. - А кому-то наше путешествие, возможно, помогло узнать что-то новое о родном городе. Все ребята постарались отлично, но все же есть у нас сегодня команда самых лучших знатоков Петербурга! (награждение команды-победителя грамотами 1, ++2,3 место)

ВИДЕОФИЛЬМ (награждение)

Дополнительный тест

по истории Санкт-Петербурга.

  1. Что украшает шпиль Адмиралтейства? (кораблик)
  2. Для чего служит Петропавловский собор? (для проведения церковных служб, это один из старинных храмов в городе)
  3. Что означает название «крепость»? (крепкое, укрепленное место)
  4. Что такое ларец? (старинный ящик, в котором хранили драгоценности)
  5. Перечисли, кто жил в Зимнем дворце в далеком прошлом?( Петр третий, Екатерина вторая, Павел первый, Александр первый, третий и Николай второй.)
  6. Сколько лет нашему городу? 310 ЛЕТ
  7. Для чего служила раньше Петропавловская крепость? (для защиты от врагов).
  8. Какое здание в нашем городе является символом рождения Санкт-Петербурга?

( Петропавловская крепость)

  1. «Огромный зеленый фигурный ларец….». О какой достопримечательности идет речь? (О Зимнем дворце)

Санкт - Петербург основан 16 мая 1703 года Петром I. Это важный исторический, научный и культурный центр России.

8 мая 1965 года городу было присвоено звание "Города-героя" за мужество и героизм проявленные в годы войны. В 1941г. город был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве, которая продолжалась 872 дня.
Символом страшной блокадной поры стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой. Детская рука, теряющая силы от голода писала:" Бабушка умерла, умер дядя Вася, мама умерла. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Дневник Тани Савичевой сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.

Санкт- Петербург один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников. Кроме самых знаменитых памятников-символов города, таких как Медный всадник, Александрийский столп, памятник Петру Первому в Петропавловской крепости - здесь можно увидеть очень интересные памятники животным, литературным героям, памятники профессиям.
В начале лета, в Санкт - Петербурге начинаются Белые ночи, когда вечерняя заря сходится с утренней и практически всю ночь длятся сумерки.
Жители любят свой город и хотят чтобы он стал еще краше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории города "Мосты Санкт-Петербурга"

Презентация может быть использована на уроке по истории города и при проведении внеклассных мероприятий...

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов "Удивительный город-герой Санкт-Петербург".

На данном внеклассном занятии дети могут познакомиться с историей основания и  развития, достопримечательностями Санкт-Петербурга; расширить кругозор о подвигах народа в Великую Отечесвенную войн...

Конспект занятия в группе продленного дня по истории города. Реки Санкт-Петербурга.

Занятие по истории города Санкт-Петербурга,Знакомство с символикой города, Герб.Знакомство с реками - Фонтанка и Мойка. Использование иллюстраций и слайдов с изображением рек города....

Технологическая карта воспитательного занятия "Удивительный город-герой Санкт-Петербург"

Данная разработка помогает учителю спланировать группы результатов-личностные,познавательные, регулятивные,коммуникативные при проведеннии воспитательного занятия...

Проект :"Города России.Санкт-Петербург"

В проекте описаны достопримечательности Санкт - Петербурга...

Методическая разработка ко дню города "Виват, Санкт-Петербург"

Данная методическая разработка посвящена  изучению Петербурговедения в старшей группе по региональной программе "Город на ладошке", тема «Мой район»( итоговое занятие в учеб...