Грибы Краснодарского края
материал по окружающему миру (3 класс)

  Конспект урока

по кубановедению в 3 классе по теме:

«Грибы нашего края»

УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать первоначальное представление о грибах нашего края, их роли в природе и жизни людей.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: развивать познавательный интерес, чувство бережного отношения к природе, овладевать приёмами самооценки результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД: развивать умение определять цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность; формировать умение пользоваться правилами работы в группе.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о грибах, как отдельном царстве живой природы, познакомить с правилами сбора грибов.

Планируемые результаты.

Школьники должны:

- получить представление о съедобных и несъедобных грибах Краснодарского края, учиться их различать;

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- на основе полученных знаний составить памятку «Правила сбора грибов»;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и научно-познавательных текстов, изобразительное искусство – работа с иллюстрациями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Грибы нашего края», конверты с карточками для групповой работы, «карточки успеха»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по кубановедению в 3 классе по теме:

«Грибы нашего края»

УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать первоначальное  представление  о грибах нашего края,  их роли в природе и жизни  людей.

Формирование  универсальных учебных действий:

Личностные УУД: развивать познавательный интерес, чувство бережного отношения к природе, овладевать приёмами самооценки результатов своей деятельности.

 Регулятивные УУД: развивать умение определять цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность; формировать умение пользоваться правилами работы в группе.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные:  сформировать представления учащихся о грибах, как отдельном царстве живой природы, познакомить с  правилами сбора грибов.

Планируемые результаты.

Школьники должны:

- получить представление о съедобных и несъедобных грибах Краснодарского края, учиться их различать;

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- на основе полученных знаний составить памятку «Правила сбора грибов»;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» -  чтение и научно-познавательных текстов, изобразительное искусство  – работа с иллюстрациями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Грибы нашего края», конверты с карточками для групповой работы, «карточки успеха»

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.

Орг.момент

Мотивация

(самоопределение

деятельности)

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Вот и прозвенел звонок на урок. Для оптимистичного настроя. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и произнесите девиз сегодняшнего урока: «Всё у нас получится!»

С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

Дети разбиты на группы. Здороваются кивком головы.

Берутся за руки, произносят девиз.

Садятся.

2.

Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

Цель:

повторение учебного материала, необходимого для изучения нового, подготовка мышления для последующей деятельности.

Познавательные общеучебные действия: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, представлять информацию в виде схем.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение объяснять свой выбор.

Выполните задание в группах и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Задание 1.  «Четвёртый – лишний» (зелёная карточка). Подчеркните лишнее слово. Дополните ряд.

1 группа. Липа, берёза, подберёзовик, тополь.

2 группа. Лещина, калина, опята, шиповник.

3 группа. Полынь, осот, подорожник, шампиньон.

4 группа. Подосиновик, шафран, касатик, подснежник.

Кто выполнил задание?

Что вам нужно было сделать?

Ещё раз назовите подчёркнутые слова.

(подберёзовик, опята, шампиньон, подосиновик)

Догадались, какая тема нашего урока?

(Грибы нашего края)

  - Скажите, мы что-то уже знаем о грибах?

-Какие цели можно поставить на сегодняшний урок кубановедения?                                    

Что бы вам хотелось узнать?

Ребята, недавно я смотрела передачу о грибах и услышала очень интересный диалог двух ребят-грибников.                          

- Грибы растут в земле, не могут передвигаться, значит, это растения.

- Нет, грибы не зелёные, значит, это животные.

К сожалению, я не досмотрела передачу и не знаю, чем же закончился их спор. Кто из них прав? Что такое грибы: растения или животные?

Надо было подчеркнуть лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

(Группы по очереди отвечают)

Ответы детей.

Ответы детей.

3.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Цель:

осознание учащимися, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей; формирование представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Регулятивные:

определять цель деятельности после предварительного обсуждения.

В чём, на ваш взгляд, прав первый грибник?

Как вы считаете, а в чём прав второй грибник? Какая окраска преобладает у растений?

Можем ли мы легко  разрешить спор грибников? Почему?

- Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Грибы растут в земле и сами не передвигаются.

  • Растения обычно зелёные, а грибы - нет.

Нет, мы мало знаем о грибах.

Что такое грибы? К какому царству живой природы они относятся?

Какие грибы растут в нашем крае?

Какие бывают грибы?

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

организация  учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Регулятивные:

составлять план достижения цели и определять средства.

Коммуникативные:

формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга.

С чего надо начать?

(При необходимости – подсказка:

«Как на прошлом уроке мы сравнивали царства растений и животных?)

1. Работая по схеме, выяснить, что мы знаем о грибах.

2.Узнать то, чего ещё не знаем.

3.Выяснить, чем похожи и чем отличаются грибы от растений и животных.

4.Сделать вывод: что такое грибы?

Сравнивали по схеме.

5.

Открытие нового знания (реализация проекта)

Цель:

формирование представления о новом понятии.

Регулятивные учебные действия: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные логические действия: формирование умений проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль.

1.Что такое грибы? 

                                       

Строение

1.Задание в конверте

   Сложите мозаику, чтобы получилась картинка, приклейте на лист бумаги.

(работа в группах)

                                               (Слайд 1)

- Назовите части гриба, подпишите.

- Какой важной части здесь не хватает?

(Слайды 2-3)

- Дорисуйте.

- Что узнали нового? Подпишите на схеме.

Это привычные нам шляпочные грибы.

                                          (Слайд 4)

Бывают и грибы, совсем на них не похожие…

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Начинаем заполнять схему

Что теперь знаем о строении гриба?

Передвижение

Питание

У меня сегодня есть помощники, которые расскажут вам о том, как питаются грибы.

-Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это – грибница – подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли.

- Чем питаются грибы?

Вырабатывают ли питательные вещества?

Условия роста

Когда появляются грибы?

Какой можно сделать вывод?

                               

Подведём итог

(сравнение растений, животных и грибов)

                                 (Слайд 7)

2.Грибы нашего края

Вспомните тему нашего урока. Какую следующую задачу мы ставили?

Работать будем по группам. Каждая группа получила своё задание на голубой карточке. Каждый возьмите карточку белого цвета и приступайте к выполнению задания. Затем обменяемся информацией.

(работа в группах)

1 группа. Используя учебник (стр.28) и атлас-определитель (стр.100-115) найти и выписать съедобные грибы нашего края.

2 группа. В атласе-определителе (стр.100-115) найти информацию о следующих грибах: груздь, валуй, дождевик. Что общего у этих грибов? Чем они похожи?

3 группа. Используя учебник и атлас определитель найти и выписать несъедобные грибы.

4 группа. Какие редкие грибы встречаются в нашем крае?

Проверим, как вы справились с работой.

!!! Груздь, валуй и дождевик – условно-съедобные грибы. Это значит, что их можно употреблять в пищу, но при условии, что предварительно надо вымачивать, отваривать и т.д.

В какую группу грибов их можно записать?            

Ребята, решили мы задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Собирают, склеивают, надписывают части гриба.

Шляпка, ножка.

Не хватает грибницы.

Шляпка и ножка гриба – это плодовое тело.

Грибы не умеют передвигаться.

2 ученика рассказывают.

Растворёнными в воде минеральными солями и остатками живых существ.

Нет, не вырабатывают.

Летом и осенью.

Им нужны тепло и влага.

Вывод: - грибы – это не растения и не животные, а отдельное царство живой природы.

Узнать, какие грибы  растут в нашем крае.

Дети дописывают информацию о грибах, используя ответы учеников из других групп.

К съедобным.

6.

Физкультминутка.

Цель: смена вида деятельности уч-ся,

формирование навыков  ЗОЖ.

Коммуникативные:

выполнять различные роли в группе – ведущий и исполнители.

Сбор грибов иногда называют «тихой охотой», которая требует внимания и осторожности. Итак, мы идём на «тихую охоту». Встаньте.

Входим в лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес…

          (ходьба на месте)

Если … будет называть съедобный гриб, присаживайтесь и собирайте гриб, (какое движение имитируем?)

Если называет несъедобный гриб, шагайте дальше.

Выходит 1 ученик.

Ученик произносит название грибов.

7.

Первичное закрепление  материала.

Цель: формирование навыка анализа научно-познавательной статьи, самостоятельного нахождения новых понятий, проговаривание нового знания.

Личностные: формировать стремление к приобретению новых знаний и умений; формировать воображение и наблюдательность.

1.Угадайте грибы. Съедобные они или несъедобные?

(Слайды 9-16)

Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно?

Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных.

 (Слайды 18-20)

(Слайд 21)

2.Прочитайте текст учебника (стр.29). Сформулируйте правила сбора грибов.  Оформите памятку «Правила сбора грибов». Какие советы ещё можно дать грибникам? Допишите.

(работа в группах)

Проверка выполнения задания

Памятки показывают всему классу.

8.

Самостоятельное применение знаний.

Цель:  формирование навыка  использования нового знания в конкретных ситуациях.

Познавательные логические действия: формирование умений проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Работа в тетради (стр.14)

Проверьте себя (зачитывают текст)

Дети выполняют задание в тетради с последующей самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу.

9.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: повторение  и закрепление ранее изученного  материала,  использование  нового знания  в системе изученных ранее.

Личностные: развитие основ самоорганизации.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, уважать мнение товарища.

Закрепим полученные сегодня на уроке знания.

Какие грибы растут в Краснодарском крае?

Какую пользу приносят грибы природе?

10.

Рефлексия деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели урока и его результата, формирование личной ответственность за результаты своей деятельности, самооценка работы на уроке.

Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор.

Регулятивные: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

Личностные: формировать положительное отношение к учебной деятельности.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей? Где нам могут пригодиться знания, приобретённые на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

(показ карточки-смайлика).

11.

Домашнее задание

Цель:

закрепление  знания учащихся с помощью творческих заданий

Личностные: формировать интерес к предмету и теме урока; формировать стремление к приобретению новых знаний и умений.

1)Найти интересную информацию о грибах.

2)Узнать, какие блюда можно приготовить из грибов.

3)Проиллюстрировать «Памятку сбора грибов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День рождения Краснодарского края

Урок посвящён 74 годовщине образования Краснодарского края...

День рождения Краснодарского края

Презентация к уроку, посвящённому 74 годовщине образования Краснодарского края...

Краснодарский край сегодня

Этот материал просто необходим на уроках кубановедения в начальной школе. О нашем крае немного, но конкретно,  из истории и современности....

Населённые пункты Краснодарского края

Урок кубановедения во 2 классе...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"

Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....


 

Комментарии

Шепова Елена Викторовна

Спасибо, интересный материал!